ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 481
Скачиваний: 0
УДК 631.145:330.322
Н.С. Швец, Ф.З. Мичурина, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ИНВЕСТИЦИИ В АПК - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Агропромышленный комплекс России занимает особое место в экономике государства, относясь к числу основных отраслей, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение АПК – не только в обеспечении людей продуктами питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства в целом.
Внастоящее время, в агропромышленном комплексе России производится около 8,7% валового внутреннего продукта, в сельскохозяйственных отраслях сосредоточено 3,5% основных производственных фондов. В сельском хозяйстве занято более 7,5 млн. человек. Кроме того, наша страна обладает одними из крупнейших в мире потенциалами по производству сельхозпродукции: 9% мировой пашни, 2,5% пастбищ, около 20% мировых запасов воды.
Восстановление и развитие потенциала агропромышленного комплекса является одним из ключевых направлений экономической политики страны. В позитивном изменении ситуации на селе значительную роль сыграл приоритетный национальный проект «Развитие АПК», способствовавший мощному толчку в развитии сельского хозяйства, а так же повлиявший на ситуацию не только в экономическом, но и в первую очередь в социальном плане, положительно воздействуя на сознание людей. Стало очевидно, что АПК – перспективная бизнес-отрасль экономики, которой необходим постоянный приток инвестиционных средств.
Впроцессе реализации данного нацпроекта и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, заметно выросли ассигнования на поддержку и развитие приоритетных направлений аграрного сектора экономики, активизирован инвестиционный процесс. Если в 2005 году общий объем привлеченных в сельское хозяйство кредитов составил около 192 млрд. руб., то в 2007 году было привлечено уже 432,6 млрд. руб. Объем непосредственно инвестиционных кредитов вырос за тот же период с 26 млрд. до 138,5 млрд. руб. В 2009 году за первое полугодие объем привлеченных кредитов составил 345 млрд.руб., во втором полугодии было привлечено еще столько же. Из этой суммы на краткосрочные кредиты приходится 490 млрд. руб., а на инвестиционные 194 млрд.руб.
Общий объем средств федерального бюджета на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства в 2010 году составляет 107,6 млрд. руб. Из них непосредственно пойдут сельхозтоваропроизводителям на поддержку производства и на социальное развитие села 97,9 млрд. руб.
Относительно последовательности реализации государственной программы и расходов на нее, в 2010 году можно сказать, следующее: будут реализовываться две основных федеральных целевых программы: «Социальное развитие села» и «Сохранение и восстановление плодородия почв».
Стоит отметить, что 74% бюджета государственной программы в 2010 году
–это субсидии субъектам на процентные ставки. Их объем составляет 79,3 млрд.
266
руб. Он обусловлен тем, что за годы реализации национального проекта и государственной программы накоплен достаточно большой объем инвестиционных кредитов, который после необходимо обслуживать. Из 79 млрд. руб., на краткосрочные кредиты пойдет 13,7 млрд. руб., что составляет 17% в расходах на процентные ставки. На развитие малых форм хозяйствования – крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств – будет направлено 5,8 млрд руб. Значительный объем средств планируется направить на обслуживание инвестиционных кредитов – 59,8 млрд. руб., или 76%.
Инвестиционные проекты должны комплексно решать отраслевую, региональную или межрегиональную проблему развития.
В2009 году, в России, на финансирование инвестиционных проектов в молочном и мясном животноводстве было направлено соответственно 48 млрд. и 40 млрд. руб. В 2010 году приоритетными направлениями вложений инвестиций являются в первую очередь молочное и мясное животноводство и птицеводство, а также переработка и хранение зерна. Более половины (54%) кредитов направляется на животноводство: около 20% на птицеводство, 18% на хранение зерна, около 7% – на сахарные заводы, остальное – на первичную переработку мяса и молока. Часть субсидий так же выделяется на новые инвестиционные проекты.
Следует особо отметить, что в современных экономических условиях, сложившихся в нашей стране, отдельному сельскохозяйственному предприятию привлечь инвестиционные ресурсы для реализации даже рентабельного инвестиционного проекта достаточно сложно. Это связано прежде всего с тем, что инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату вкладываемых средств. Как правило, объем инвестиций, необходимых для реализации сельскохозяйственных инвестиционных проектов, значительно превышает объем их обеспечения, предоставляемого инициатором проекта. Кроме того, сложность получения финансовых средств связана с высокими рисками, вследствие отсутствия эффективного и современного финансового менеджмента, создающего проблему для инвестора по ведению контроля за ходом реализации проекта.
Всвязи с этим для решения проблем по привлечению инвестиций разработаны методики и организационно-экономические модели, способствующие активизации инвестиционных процессов в аграрном секторе, часть из которых внедряется в настоящее время для реализации пилотных программ и проектов.
Вотрасль АПК в 2009 году было привлечено 776 млрд. кредитных ресурсов. С учетом того, что год был кризисным, в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации создана межведомственная комиссия по кредитованию АПК, в состав которой вошли представители отраслевых союзов, Минфина, Минэкономразвития, Министерства сельского хозяйства, основные пять банков, кредитующих АПК. Данная комиссия принимает решение о субсидировании отобранных проектов.
Основные критерии отбора новых инвестиционных проектов в регионах –
соответствие целям социально-экономического развития субъекта РФ и российскому законодательству в области экологии, экономическая целесообразность реализации проекта в данном регионе с учетом балансов сельскохозяйственной продукции, сохранение или увеличение количества рабочих мест, улучшение жи-
267
лищных условий привлекаемых специалистов; срок окупаемости инвестиционного проекта (не более 10 лет).
Представлять проекты банковским структурам для их финансирования, будут органы управления агропромышленного комплекса. Причем предусматривается, что в управление АПК региона будут направляться проекты уже получившие одобрение банка.
Прирост кредитования по 2009 году составил около 9%. Два основных банка, которые кредитуют агропромышленный комплекс, это Россельхозбанк и Сбербанк России. Россельхозбанк увеличил объем кредитования АПК на 33%, Сбербанк – на 10%.
Важно, что если в Сбербанке вырос объем коротких кредитов, то в Россельхозбанке увеличились именно инвестиционные кредиты. В 2009 году по сравнению с 2008 годом объем инвестиционных кредитов был увеличен на 34%.
Удельный вес собственных источников в инвестировании проектов имеет существенную дифференциацию по отраслям и секторам экономики. По отраслям сельского хозяйства на долю собственных средств приходится 30% инвестиций.
В настоящее время, краткосрочным кредитом пользуется менее 1/3 сельскохозяйственных товаропроизводителей, инвестиционным – лишь каждое седьмое хозяйство. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются все же собственные средства предприятий.
Проблема в том, что в сложившихся в настоящее время экономических условиях, абсолютное большинство сельхозтоваропроизводителей не могут использовать собственные средства на развитие и реинвестирование. Это связано, прежде всего, с наличием долгов в бюджеты различных уровней и, в следствие этого, блокировкой счетов предприятий в банковских учреждениях. Проблематика же реструктуризации долгов сельхозпредприятий носит затяжной характер и связана, зачастую, с противоречивостью существующего законодательства, поскольку важнейшее значение при формировании благоприятного инвестиционного климата принадлежит фактору правовой стабильности.
Одним из условий, благоприятных для стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций, является совершенствование законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их обязательное соблюдение.
Законодательные акты, регламентирующие инвестиционную деятельность, обладают серьезными недостатками: заимствование норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития, наличие взаимоисключающих норм, в том числе в рамках одного закона.
Кроме того, законы должны увязываться с определенной социальноэкономической политикой государства, благоприятствующей осуществлению инвестиций. Необходим механизм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности, а также социальноэкономическими задачами и целями, которые ставит перед собой отдельный регион или страна в целом. Существенным дестабилизирующим фактором роста инвестиционной активности является несоответствие федерального и региональных законодательств.
268
Инвестиции способны решать многие проблемы российской экономики в целом и агропромышленного комплекса в частности. С ними связывается решение текущих и долгосрочных проблем: выход из кризиса, расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходной части бюджета, повышение конкурентоспособности российской продукции, ускорение диверсификации российского экспорта.
Но их масштабный приток возможен только в случае появления у инвесторов уверенности в том, что федеральные и региональные власти проводят целенаправленную инвестиционную политику, увязанную с адекватной правовой базой, и предпринимают серьезные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата через расширение льгот и гарантий.
При подготовке данной статьи были использованы материалы, размещенные на сайтах: www.mcx.ru, www.gks.ru, а так же аналитика инвестиционного кредитования в Сбербанке России, опубликованная во внутрибанковской газете
«Банкнота» № 3 2006г, №7 2008, № 6 2009г.
УДК 334.73
Е. А. Югова, Ю. Г. Югов, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ВОЗВРАЩЕНИЕ КООПЕРАЦИИ
Сегодня 18 млн. личных подсобных хозяйств, 253 тыс. фермеров, 32 тыс. предпринимателей производят более половины всей российской сельскохозяйственной продукции. Но при этом, как правило, живут трудно, потому что не могут выгодно продать даже мясо и молоко, не говоря уже о каких-нибудь яблоках или смородине. Торговым сетям и крупным переработчикам их продукция в малых количествах не интересна. Их интересуют крупные партии.
Учитывая данные обстоятельства, правительство всерьез занялось решением проблемы личных подсобных хозяйств в 2006г. с началом национального проекта «Развитие АПК». Личные подсобные хозяйства, по сути, впервые получили доступ к кредитным ресурсам. В госпрограмме развития сельского хозяйства, в которую в 2008г. перерос национальный проект, заложены средства на поддержание развития сельскохозяйственной кооперации. Но в силу многих причин кооперативы пока в массе своей не стали крупными игроками на продовольственном рынке.
Чтобы мелкие частники могли на равных конкурировать с крупными предприятиями, перерабатывающими и торговыми, нужно сконцентрировать их продукцию, сформировать из множества мелких партий продукции одну, но большую. Решение данного вопроса возможно несколькими путями.
Попытка объединить мелких частников, превратить их в равных игроков на агропродовольственных рынках была сделана в госпрограмме развития сельского хозяйства – деньги на поддержку кооперации выделяются.
Однако сложилось парадоксальная ситуация. Государство поддерживает сельскохозяйственные кооперативы, образовавшиеся уже в новой России, а доля на рынке переработки и реализации сельхозсырья и продовольствия значительно не прибавилось. Объясняется это тем, что крестьянам не совсем понятно, какие это «новые кооперативы», созданные на базе бывших колхозов, какие они имеют преимущества перед сельскохозяйственными производственными кооперативами.
269