ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 479
Скачиваний: 0
22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг. 23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы, подтверждающие позицию России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки агросектора для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
ипродовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).
Вцелом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение ближайших месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.
Таблица 3
Уступки и обязательства стран, присоединившихся к ВТО
Год
Страна вступ- ления в
ВТО
Болгария 1996
Киргизия 1998
Грузия 2000
Молдова 2001
Тарифные уступки по сельскохозяйственным
товарам
34,9% (в основном от 15 до 63%) переходный период в 5-6 лет применение СЗМ по некоторым товарам
11,7% (в основном от 5 до
20%) без переходного периода, кроме шерсти; по шерсти - 5 лет неприменение СЗМ
12,1% (в основном от 12 до 20%) переходный период 5 лет неприменение СЗМ
в основном от 10 до 15% максимально 40% переходный период 4 года неприменение СЗМ
Участие в секторальных инициативах
Только в нескольких “ нулевых” инициативах
Большинство “ нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА
Все“ нулевые” инициативы, за исключениемалкогольныхнапитков, химическаягармонизация, ИТА
Все “ нулевые” инициативы, за исключением алкогольных напитков и мебели, химическая гармонизация, ИТА
Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства
снижение на 79% за два года
5% от ВНП с/х
10% от ВНП с/х
Снижение на 16% за четыре года
Экспортные
субсидии по сельскому хозяйству
Снижениепореальнымвыплатам на35,8% ипоассигнованиямна 22,0% зашестьлет
Ноль
Ноль
Ноль
|
|
|
|
Большинство “ ну- |
5% отВНПс.-х.; |
|
|
|
|
|
33,6% (в основном от 10 |
использование |
|
|
|
|
|
|
левых” инициа- |
24 миллионов |
|
|
|
|
Латвия |
1999 |
до 40%) переходный пе- |
Ноль |
|
||
|
риод 9 лет неприменение |
тив, химическая |
СПЗ (SDR) |
|
|||
|
|
|
гармонизация, |
(около 8%) как |
|
|
|
|
|
|
СЗМ |
ИТА |
минимум до 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
января 2003) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 3 |
||
|
Год |
|
|
Агрегирован- |
Экспортные |
|
|
Тарифные уступки по |
Участие |
ные меры |
|||
|
вступ- |
субсидии |
||||
Страна |
сельскохозяйственным |
в секторальных |
поддержки |
|||
ления в |
по сельскому |
|||||
|
товарам |
инициативах |
сельского |
|||
|
ВТО |
хозяйству |
||||
|
|
|
хозяйства |
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в основном от 15 до 35% |
Большинство “ ну- |
|
|
|
|
|
максимально 50% пере- |
левых” инициа- |
Снижение на |
|
|
Литва |
2001 |
тив, химическая |
Ноль |
|||
ходный период 8 лет не- |
17% за пять лет |
|||||
|
|
гармонизация, |
|
|||
|
|
применение СЗМ |
ИТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ. Источники: График уступок каждой страны; ВТО; WT/ACC/7 и его редакции; Секретариат ВТО Всемирный Банк, Обзор Всемирного банка за 1999 года, Расчеты ЮНКТАД. Пояснения к таблице:
∙СЗМ - специальные защитные меры в сельском хозяйстве
∙ИТА (Minsterial Declaration on Trade in Information Technology Products) – Соглашение по ин-
формационным технологиям, подразумевает снижение до нуля всех импортных пошлин и остальных тарифных торговых барьеров на оговоренную в Соглашении продукцию в сфере информационных технологий
∙Секторальные инициативы – юридически не обязательные для выполнения инициативы, проявленные отдельными странами-членами ВТО в отношении отдельных групп товаров. “ Нулевые” инициативы: принятие страной на себя обязательств поснижению до нуля импортных тарифов на определенные виды товаров
∙СПЗ (SDR) – специальные права заимствования (Special Drawing Rights) – искусственная денежная единица на основе корзины пяти ведущих западных валют, созданная МВФ, СПЗ являются международным резервным активом и используются членами МВФ качестве счетной и учетной единицы и для расчетов между собой.
После вступления страны в ВТО есть два так называемых «уровня связывания пошлин». Есть тот уровень связывания, с которым страна входит, условно говоря, 50 %, и тот уровень, с которым она должна существовать в ВТО, условно говоря, 30 %. И по всем чувствительным позициям, есть такое правило, страны могут договариваться об имплементационном периоде, от 6 до 8 лет, то есть периоде, в течение которого будет происходить снижение от 50% до 30%”. Для наглядности приведем пример уступок и обязательств стран, присоединившихся к ВТО, по сельскохозяйственным товарам (табл. 3).
Вступление в ВТО поможет российским компаниям агропромышленного комплекса выйти на мировые рынки, многие из которых сейчас защищены от них пошлинами, квотами и ограничениями. Вступление России в ВТО может привести к трудностям и спаду в краткосрочной перспективе (ради ограничения этих последствий Россия и ведет долгие переговоры) и выгоде, как считают сторонники идеи, в долгосрочной перспективе.
Общие выводы показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику в гораздо большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки в сфере регулирования внешней торговли.
Библиографический список
1.www.gks.ru – официальный сайт Госкомстата РФ.
2.www.wto.ru – Россия и Всемирная торговая организация
26
УДК 502:631.11(470.53)
В.Г. Берлизова, Н.А. Светлакова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УГОДИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Земля является главным средством производства в сельском хозяйстве. От эффективного ее использования во многом зависит благосостояние в первую очередь сельского населения. Для того чтобы обеспечить продуктами питания население, ежегодно необходимо вводить в сельскохозяйственный оборот около 40 млн. га новых земель. Однако за последние годы в Пермском крае вышли из оборота около 400 тыс.га земли сельскохозяйственного использования, наблюдается резкое снижение плодородия почв, что сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур. Вынос питательных веществ из почвы не восстанавливается количеством вносимых органических и минеральных удобрений. В связи с этим вопросы воспроизводства земельных угодий и рациональное их использование приобретают особую значимость.
В условиях многообразия факторов, влияющих на воспроизводство земельных угодий и почвенное плодородие, наиболее важным, на наш взгляд, является их агроэкологическое состояние, которое отражается на социальном и экономическом благополучии населения.
Наши исследования показали, что балльная оценка бонитета сельскохозяйственных угодий Пермского края варьирует от 24,0 до 70,0 единиц. Это связано с тем, что на территории края наблюдается большая пестрота почвенного покрова в связи с неоднородностью горных пород, разнообразием рельефа и растительности, а также широким распространением верховых и низинных болот.
По материалам бонитировки почвы нами были сгруппированы районы Пермского края и выделены четыре уровня оценки земельных угодий по баллу бонитета (табл.1).
Таблица 1
Группировка сельскохозяйственных угодий по баллу бонитета почв Пермского края
(2008 г.)
Уровень балла |
Группы по баллу |
Название района |
|
бонитета |
бонитета |
||
|
|||
Высокий |
1. (70-59) |
Кунгурский, Октябрьский, Ординский, Суксунский, Уин- |
|
|
|
ский |
|
Средний |
2. (58-47) |
Бардымский, Березовский, Большесосновский, Верещагин- |
|
|
|
ский, Ильинский, Кишертский, Краснокамский, Куединский, |
|
|
|
Нытвенский, Осинский, Пермский, Сивинский, Чернушин- |
|
|
|
ский, Усольский |
|
Умеренный |
3. (46-36) |
Александровский, Гремячинский, Губахинский, Добрянский, |
|
|
|
Еловский, Карагайский, Лысьвенский, Оханский, Очерский, |
|
|
|
Чайковский, Частинский, Чусовской, Гайнский, Кочевский, |
|
|
|
Кудымкарский, Косинский, Юрлинский, Юсьвинский. |
|
Низкий |
4. (35-24) |
Красновишерский, Соликамский, Чердынский, |
|
|
|
|
Земли сельскохозяйственного назначения, являясь источником производства продуктов питания, одновременно являются «накопителем» загрязняющих веществ. Особое влияние техногенного загрязнения испытывают земли, расположенные в непосредственной близости от крупных городов, промышленных пред-
27
приятий и транспортных артерий, предприятий нефтегазового и горнодобывающего комплексов. При этом зона влияния этих источников загрязнения простирается до 300 км. Существенным фактором является загрязнение почв пестицидами, несмотря на некоторое снижение применения их в сельском хозяйстве.
Совершенно очевидно, что даже в случае полного прекращения выброса вредных веществ в атмосферу, сельскохозяйственные культуры в течение достаточно длительного периода будут поглощать накопленные тяжелые металлы и другие виды вредных веществ из почвы и в результате давать экологически «грязную» продукцию.
Отсюда, на наш взгляд, при оценке земель сельскохозяйственного назначения возникает необходимость учета влияния экологически неблагоприятных факторов, в числе которых находятся выбросы в атмосферу и нарушение земельных угодий.
Таким образом, это определяет следующую последовательность оценочных работ.
1.Определение сравнительного уровня загрязнения земель по административным районам.
2.Расчет возможной величины потерь, связанных с техногенным загрязнением почв.
3.Выявление возможных финансовых источников для рекультивации земель, загрязненных тяжелыми металлами с целью стабилизации плодородия почв
иполучения экологически безопасной продукции.
При этом учет экологического фактора на региональном уровне целесообразнее всего вести методом наложения на результаты экономической оценки земель, проведенной ранее, что позволит избежать ненужного усложнения расчетов
иобеспечит возможность текущей корректировки оценочных показателей по изменчивому экологическому фактору. В соответствии со сказанным, методологические основы при учете экологического фактора не должны концептуально отличаться от подходов, применяемых при учете показателей, традиционно влияющих на уровень урожайности (например, балл бонитета пахотных земель).
Существенной проблемой при оценке влияния экологического фактора на качественные параметры почв является отсутствие достаточной статистической информации по уровню загрязненности почв по отдельным административным районам, границы которых, как правило, совпадают с границами оценочных районов.
Вкачестве исходных данных был использован материал Аналитической записки «Экологическая обстановка в Пермском крае в 2008 году». Проведенный анализ данных [1] показывает, что основными источниками загрязнения атмосферы края являются предприятия с видом экономической деятельности «Транспорт
исвязь» - 46,1%, «Обрабатывающие производства» - 20,2% и «Добыча полезных ископаемых» -19,3%.
Оценив суммарную величину выбросов от указанных источников, мы рассчитали сравнительный балл техногенного загрязнения по административным районам края. При этом административный район с наименьшим уровнем загрязнения – Карагайский, был принят как базовый (балл техногенного загрязнения =1.). Сравнительные баллы по остальным районам определялись с учетом коэффициента загрязнения по формуле:
28
Бзаг = Кзаг * Бо, где Бзаг -балл техногенного загрязнения района;
Бо - балл базового района; Кзаг — коэффициент загрязнения;
Кзаг = (Озаг данного района)/ (Озаг базового района), где Озаг - объем загрязнения в год, тыс. тонн /м3.
Исходные данные по 2008 г. для расчета и результаты представлены в таблице 2. Расчет возможной величины потерь, определяемых техногенным загрязнением, проводился через показатель сопоставимая урожайность. Порядок расчета
сопоставимой урожайности включает:
-сбор статистических данных об уровне урожайности зерновых культур за период с 2000 по 2008 год;
-определение среднего уровня урожайности зерновых культур по каждому административному району;
-проведение корреляционного анализа с целью определения степени зависимости между средней многолетней урожайностью, баллом бонитета и баллом техногенного загрязнения;
-вывод уравнения для расчета сопоставимой урожайности на основе корреляционной зависимости
Y= 9,8+0,068X1-0,014X2 Y - уровень сопоставимой урожайности, ц
X1 - балл бонитета почв
Х2 - балл техногенного загрязнения.
Таблица 2
Расчет балла техногенного загрязнения и норматив затрат на охрану окружающей среды в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий по Пермскому краю
Районы |
затратНормативна охокружрану. среды, .рубтыс. |
Выбросы загрязняющихвеществ атмосферув , .тоннтыс |
техногенногоБалл загрязнения |
Количествовыбросов ,1ганатонн |
Сопоставимаяурож. -.учетомсркзерн Бзаг |
Расчетнаярента, ./рубга |
|
|
|
|
|
|
|
Пермского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александровский |
40169,6 |
8,802 |
29,3 |
1,291 |
12,4 |
535,4 |
Бардымский |
11765,2 |
13,74 |
45,8 |
0,160 |
13,0 |
948,5 |
Березовский |
42554,2 |
13,176 |
43,9 |
0,164 |
12,7 |
1021,5 |
Большесосновский |
0 |
1,348 |
4,5 |
0,010 |
12,6 |
1037,9 |
Верещагинский |
19201,1 |
1,159 |
3,9 |
0,018 |
12,8 |
818,0 |
Горнозаводской |
28547,8 |
34,066 |
113,6 |
84,741 |
12,8 |
400,3 |
Гремячинский |
10966,2 |
1,374 |
4,6 |
1,217 |
9,5 |
2129,0 |
Губахинский |
42576,5 |
7,203 |
24,0 |
3,819 |
12,8 |
399,9 |
Добрянский |
37002 |
12,509 |
41,7 |
0,500 |
12,6 |
554,5 |
Еловский |
|
1,595 |
5,3 |
0,026 |
12,6 |
941,8 |
Ильинский |
27 |
2,947 |
9,8 |
0,042 |
12,9 |
452,8 |
Карагайский |
3665 |
0,3 |
1,0 |
0,003 |
13,0 |
390,1 |
Кизеловский |
262,2 |
1,574 |
5,2 |
8,843 |
12,9 |
-693,8 |
Кишерский |
459,3 |
5,017 |
16,7 |
0,103 |
9,8 |
2137,0 |
Красновишерский |
17567,26 |
4,615 |
15,4 |
0,265 |
13,1 |
-226,4 |
|
|
|
29 |
|
|
|