ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 0
УДК 658.7:631.1
А.О. Веселова, А.Н. Хацкелевич, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Требования логистики к организации и управлению материальными потоками с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и потребителями продукции. В интересах улучшения собственных экономических показателей поставщик стремится и к обеспечению интересов партнер– потребитель, и к улучшению условий для развития договорных отношений по поставкам сельскохозяйственной продукции.
Следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, сельскохозяйственные организации конкурируют друг с другом в процессе обслуживания потребителей, в повышении качества поставки и доставки продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.
Важнейшим условием реализации требований логистики является поиск резервов снижения затрат на заготовку, складирование, разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и лидерство в системе рыночных отношений.
Развитие и внедрение механизма логистического управления постоянно связано с привлечением резервов финансовых и всех других видов ресурсов (рис.1). От эффективности функционирования всех звеньев логистической системы и достигаемой при этом экономии ресурсов зависит в целом успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.
|
|
|
|
|
|
Система управления |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направления |
|
|
|
Подсистемы |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цели |
|
|
|
|
|
Снабжение |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Функции |
|
|
|
|
|
Закупки |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принципы |
|
|
|
|
|
Запасы |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы |
|
|
|
|
|
Транспорт |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кадры |
|
|
|
|
|
Распределение |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техника |
|
|
|
|
|
Склады |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
Сбыт |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Структура управления процессом товародвижения
39
Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции. Существовавшие ранее оптовые базы и организации преобразуются в посреднические организации комплексного обслуживания, которые оказывают предприятиям самые разнообразные логистические услуги.
Всферах производства и обращения применение логистики позволяет:
-снизить запасы на всем пути движения материального потока;
-сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
-снизить транспортные расходы;
-сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.
Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов. Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок. Отсюда следует, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством сельскохозяйственных организаций, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.
40
В условиях кризиса сельского хозяйства, диспаритета цен, низкой покупательной способности хозяйств-потребителей в аграрном секторе этот аспект взаимодействия логистики и маркетинга приобретает особое значение. Так, неточное определение платежеспособного спроса потребителей порождает нерациональные излишние перевозки продукции, дополнительные затраты на хранение и т. д. Все эти факторы увеличивают издержки обращения и удорожают продукцию для покупателей. Между тем, по зарубежным данным, применение научно обоснованных методов логистики позволяет снизить уровень издержек обращения на 20%, товарные запасы - на 30-70%, сократить время обращения товаров
на 20-50%.
Эффективность логистических методов снижения издержек обращения тем выше, чем более развита конкуренция на рынке между посредническими структурами, поскольку снижение издержек по доставке позволяет снижать уровень конечных цен на товары и тем самым получать преимущества при конкуренции на рынке с другими продавцами. Поэтому государство должно принимать эффективные антимонопольные меры, позволяющие развивать свободную конкуренцию поставщиков ресурсов на рынке.
Логистика в значительной степени может построить рациональные связи между изготовителями продукции и потребителями, обеспечить эффективную доставку готовой продукции и комплектующих изделий своевременно и с минимальными затратами. Логистика решает многие задачи, которые являются типовыми для сельскохозяйственных предприятий, посреднических организаций и торгово-закупочных фирм.
УДК 338.1
С.Н. Викулов, ФГОУ ВПО «Тюменская ГСХА»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
На рынке молока и молочных продуктов действуют те же законы, что и на любом товарном рынке: цена и ассортимент молочной продукции складываются в зависимости от спроса и предложения, традиций питания, возможностей доставки.
Мощности молокоперерабатывающей сферы Тюменской области проектировались и строились с учетом удовлетворения спроса на молочные продукты северных территорий – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Отсюда наличие мощностей молочно-консервного производства, производства сухого молока, масла и сыра. Снабжение продуктами питания, в том числе и молочными продуктами, в плановой экономике осуществлялось централизовано, в основном через отраслевые ОРСы и систему потребкооперации. С распадом
СССР была разрушена и централизованная система снабжения продуктами питания, с середины 90-х годов прошлого столетия крупные предприятия и муниципальные образования северных округов при поддержке Правительства Тюмен-
41
ской области осуществляли капитальные вложения в сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия юга области, получая взамен стабильные поставки продуктов питания.
Внастоящее время идет процесс концентрации и монополизации молочной отрасли. Большинство малых предприятий играют роль перевалочных пунктов с первичной обработкой молока: очистка, пастеризация и охлаждение.
Наибольшую долю на рынке молочной продукции Тюменской области занимает продукция, выпускаемая ОАО «Ялуторовскмолоко». В общем объеме производимой в регионе цельномолочной продукции доля предприятия превышает 50%, в общем объеме производимого молока – более 65%, сливочного масла – более 30%. Среди прочих региональных производителей молока и молочной продукции выделяется ЗАО «Ситниковский молочно-консервный комбинат» (ЗАО «СМиКК»), который производит 13% вырабатываемой в регионе цельномолочной продукции и 10% молока. Основным региональным производителем сыра твердых сортов (более 90% в общем объеме производства) является ОАО «Комбинат маслосыр «Ишимский».
Крупные заводы, наращивая объемы производства, довольно существенно теснят предприятия малой мощности, которые являются производителями, нескольких наименований продукции: молоко, кефир, сливки и сметана.
Всвязи с мировым финансовым и экономическим кризисом губернатор Тюменской области предложил отказаться от идей открытия молочных заводов на базе ферм, в которых содержится не больше 20 коров.
Важнейшими задачами более мелких фирм становится создание и развитие собственных торговых марок, расширение географии сбыта и продвижение товара
врозничных торговых сетях. В последние годы в Тюменской области и в целом по России усилилось напряжение во взаимоотношениях между переработчиками молока и торговыми сетями. Решением этого вопроса занимаются региональные и федеральные госструктуры, исполнительные и законодательные органы. Сельскохозяйственные товаропроизводители и переработчики кроме выполнения обоснованных требований по приведению в соответствие упаковки и нанесению штрихового кодирования на свою продукцию, несут необоснованные расходы за «вхождение» в торговые сети и «место на полке». Отсрочка платежа при этом достигает в среднем 40-60 дней.
Рост продаж молочной продукции через организованную розницу в 2009 году составил 29% по сравнению с 2004 годом. Производители делают акцент на работу с сетями, способными реализовать наибольший объем продукции. Сетевые операторы заинтересованы в работе с лидерами рынка и не стремятся к увеличению ассортимента. Новая продукция, появляясь на какое - то время в матрице сетей как новинка, быстро выводится в связи с сокращением сетями количества позиций в ассортименте. Как результат, встречаются ситуации, когда в обычном универсаме выбор молочной продукции шире, чем в сетевом супермаркете. Цены
втаком универсаме намного выше, т.к. поддержание широкого ассортимента возможно только благодаря высокой наценке. Все сети стремятся предложить покупателю базовые молочные продукты под своими торговыми марками по более низкой цене.
42