Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 401

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полатей за взрослыми с любопытством наблюдали маленькие русичи.

Зарождение русской цивилизации. В основе всей жизни общества, которое сложилось на Руси в X — X I I I вв., лежали отношения, основанные на частной собственности, в первую очередь собственности на главное богатство страны — землю. Владельцы земли — князья, бояре, церковники, зарождающееся дворянство — определяли жизнь государства, его внутреннюю

ивнешнюю политику. От них зависели те, кто жил

иработал на владельца земли, а также ремесленники

иработные люди.

Таким же былораннесредневековое общество в других странах Европы и Западной Азии. С этой точки зрения можно говорить, что это общество носило черты феодального.

Но ведь феодальные отношения затрагивали лишь часть живущих на Руси людей. Значительные слои крестьян — смердов были свободными людьми и зависели лишь от государства. Немало свободных людей жило и в городах — часть купечества, ремесленников. Именно они представляли основной состав веча.

Крестьяне, как зависимые от землевладельцев, так и свободные, жили своими общинами — мирами с выборными органами управления, собраниями для решения общих дел, общими угодьями, общими обязанностями перед государством и владельцами земли, общей ответственностью за уплату налогов, разного рода повинностей.

Такие миры отличались прочной традицией взаимопомощи. В условиях сурового климата, частых неурожаев, нашествий взаимопомощь и взаимовыручка

были бесценны

для крестьян. Это вырабатывало

в народе черты

общинного коллективизма.

Перегон I, с, изображен»

XII п.

Диадем и. X

147

Община не только помогала, но и жестко контролировала человека. Он зависел от общины, от коллектива, в котором жил и трудился. Если у крестьянина сгорит изба, мир поможет ему быстро построить новую. Но если смерд вздумает уйти из общины и заняться каким-то другим делом, сделать ему это будет непросто: община была заинтересована в том, чтобы все плательщики налогов оставались на местах, иначе другим придется платить за ушедшего. Поэтому следует говорить о развитии общинных традиций в русском обществе. Это отличало его от западного, где община стала уступать свое место отдельным хозяевам.

Большое влияние на развитие русского общества оказывали тяжелые географические и климатические условия. Скудные почвы, большие лесные пространства, которые приходилось очищать для пашни, делали труд тяжелым и малопроизводительным. Человек на востоке Европы за тот же труд, что и на западе, получал и меньше продуктов, и худшего качества. Это привело к большому разрыву в уровне развития сельского хозяйства, торговли, городов Руси и стран Западной и Центральной Европы.

Замедленные темпы развития жизни отражались

ина общем уровне культуры: слишком много сил у народа, особенно в лесных, северо-восточных районах, уходило на борьбу с природой, меньше времени

исил оставалось на приобщение к культурным ценностям.

И конечно, отрицательное влияние на всю жизнь

Руси

оказали постоянные иноземные

вторжения,

и изнурительная,

многовековая борьба

с кочев-

никами.

 

 

Огромное значение для развития страны имело

позднее

принятие

Русью христианства. Разница по

сравнению с западноевропейскими странами соста-

вила от 600

(итальянские земли, Испания, Франция)

до 300

(Англия) лет. А это значит, что на сотни лет

позднее

на

Руси

появились христианская

филосо-

фия

и

литература,

христианская мораль,

на

сотни

лет

дольше

царили

язычество, волхвы, и

их

сила

148


поэтому оказалась настолько внушительна, что и после принятия Русью христианства язычество не спешило сдать свои позиции. Русь так и осталась

страной двоеверия — христианства и

язычества.

А потому весь строй русской жизни был

более замед-

ленным, чем в странах Западной и Центральной Европы, но более динамичным, чем в близлежащих странах Востока.

Каким же сформировался человек под влиянием всех этих природных, внешнеполитических и религиозных обстоятельств? Упорный, привычный к изнурительной и утомительной работе, постоянно ощущавший спасительное чувство локтя, коллективизма. На жизнь такой человек смотрел порой мрачно, не ждал от нее больших радостей, но зато ценил товарищество и взаимовыручку. Военные опасности делали людей смелыми, жестокими и одновременно покорными судьбе — они знали, что в любой момент могут расстаться с жизнью и свободой. Если в верхах общества постепенно прокладывали себе дорогу христианские добродетели — стремление к добру, прощению, любовь к ближнему, гуманное отношение к женщине и детям, то в полуязыческой глуши господствовали грубые нравы, люди там чаще смирялись перед насилием.

Русские княжества (Владимиро-Суздальское, Новгородское, Полоцкое и др.) упорно пытались включить в свой состав соседние балтские и угро-финские племена. Для этих племен было несчастьем оказаться в зависимости от сильного соседа. Но и для Руси в этом было мало радости, потому что в ее состав входили языческие охотничьи народы, включались отсталые в хозяйственном отношении земли. А это оказывало влияние на общее развитие Руси.

Поэтому русская раннесредневековая цивилизация, имевшая те же феодальные отношения, что и другие страны Европы, то же христианство в качестве государственной религии, обладала своими особенностями. Это необходимо иметь в виду, когда мы говорим о том, какое наследство Русь оставила России на будущее.

149

1.Какие события и процессы повлияли на развитие русской культуры X — начала XIII в.?

2.В чем состояло влияние Византии на русскую культуру? Докажите, что это влияние попало на благодатную почву.

3.Назовите летописные и литературные произведения X — XIII вв. Подробно расскажите об одном из них.

4.Какие архитектурные сооружения периода феодальной раздробленности являются шедеврами русского Средневековья? Как в них отражаются особенности регионального развития русских земель? Почему на Руси преобладало деревянное зодчество?

5.Для русской культуры X — XIII вв. характерно единение

вмногообразии. Докажите это.

6.Какие факторы оказали существенное влияние на формирование российской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным?

7.Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией и в чем заключается ее своеобразие?

8.Под влиянием каких обстоятельств формировался духовнонравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?

9.Докажите или опровергните утверждение, что конфессиональный фактор сыграл существенную роль в формировании русской цивилизации.

10.Какова роль внешнеполитического фактора в формировании русской цивилизации?



БО Р ЬБА Р У С И ЗА Н Е З А В И С И М О С Т Ь В XIII — Н А Ч А Л Е XIV в.

Монголо-татарское нашествие на Русь

Монголы. Во второй половине XII — начале XIV в. на огромных пространствах от Великой-тгитаиекой стены до..озера Байкал. ?кили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. На Руси их стали называть татарами, а в истории закрепилось название монголотатары.

Среди монгольских племен происходили те же процессы, что и в западных государствах, на Руси. (Отмирали родовые отношения, появилась частная собственность, зарождалось государство. Но монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью примерно на четыре столетия. В монгольском обществе возникали феодальные отношения. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища. Монголы веди[к.очевае хозяйство и н встроили со рода. Все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации.

С самого начала моншдьская государственность носила военизированный характер.. Ханы в полной мере использовали военную сноровку монголов, их способность к быстрым и дальним передвижениям

вседле и в кибитках. Дух дружинной удали захватил

вту пору монгольское общество. Начались войны между племенами, возвышение одних ханов и падение других, их отчаянные схватки за власть, за пастбища, за скот и табуны коней. Монгольские вожди мечтали о дальних походах и завоеваниях.

Г л а в а I V

§ 11

Чаша из Золотой Орды

151

Чингисхан.

Фрагмент персидской миниатюры

Чингисхан. В 1150 — начале 1160-х гг. одному из ханов — Есугаю — удалось подчинить себе большинство монгольских племен. Но вскоре он погиб от рук убийц. Его старший сын, Темучин, вынужден был скитаться по монгольским степям, бедствовать. Лишь после того как он подрос, Темучин сумел собрать новую дружину. С этого он начал путь наверх. В отчаянной борьбе ему удалось подчинить своему контролю основную часть монгольских племен и занять трон всех монголов.

в то время Темучин показал себя отважным воином, смелым до безрассудства. Он отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Такими же были и другие вожди на заре государственности в Европе и Азии, в том числе и на Руси — смелые, коварные и беспощадные.

Подчинив _себе-бвямну}о~ласз:ь^4онголов, Темучин провел-ряЕд-реформ—В .частности ,-ввел- десятичную систему... организации общества -и- -арм ии. Отныне все взрсюлве-насеявние делилось на тьмы (10 тыс.), тысячл!г;еътни и ЪесягПкъиДесяток, как правило, совпадал с езл&еы. Если кто-либо из десятка бежал с поля боя, уничтожалась вся семья. Так в монгольском войске поддерживалась жесткая дисциплина.

В 1206 г."Темучйя~накурултае (общем съезде мон- гольских-ханов) был провозглашен Чингисханом (ве- ликим-ханом). Под этим именем он и вошел в историю. Там же монголы заявили, что ставят своей целью завоевание мирового господства.

Завоевания монголов. Вскоре военная мащина монголов заработала на полную мощность. В 1 2 1 1 г . Чингисхан обрушился на Севертп5тй4Ситай, а\в 12155"г. захватил столицу империи Педша. Чингийтан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он в§щц_в своем государстве китай^, скую-письменность, использовал в управлении опыт кйдгайских чиновников, яривяек"на"службу китайских ученых и военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками,

152


саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами

с горючей смесью.

. Ш 1

Чингисхан располагал

пре-

восходной_разведкой. Через купцов, путешественников, тайных

• агентов и даже посольства монголы собирали сведения о будущих

противниках,

их союзниках

и врагах, их

оборонительных

сооружениях.

 

Угнетающее

воздействие на врагов оказывали

жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

После Китая монголы захватили Среднюю Аз и. Северный Иран, вторглись в Ааербайдэк ный КаБказ:~ТГеред ними расстилались половецкие кочевья-н-южйорусские степи.

Битва на Калке. Вскоре на берегах Азовского моря появились два /?м^й9+ш--(ударных~Кбрпуса) Чингисхана под командованием молодого талантливого полководца Джебэ и умудренного опытом{ -Субедэ^ Половцы в отчаянии обратились к русским князьям за помощью, но тщетно. В княжеских резиденциях лишь радовались тому, что монголы уничтожают их заклятых врагов. Князья считали, что легко справятся с монголами, как справлялись в свое время с половцами.

В конце концов южнорусские князья собрались в Киеве и решили объединить свои силы против новых захватчиков. В поход«ыетупияи "МсШтгХШПстшясттг-

Мстислав черниговский, Даниил владимиро-волын- ский, Мстислав Удалой галичский и др. Князь Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли отказал в помощи. Зато к русским присоединилась половецкая конница.

Объединенное войско разбило авангард монголов, и это вселило в князей надежду на успех.

153

Решающая битва произошла 31 мая 1223 г. на берегу реки Калки, неподалеку от Азовского моря.

В то время как дружины Мстислава Удалого, Даниила владимиро-волынского и некоторых других князей при поддержке половецкой конницы устремились на монголов, Мстислав киевский огородился валом на близлежащем холме и не участ-

вовал в битве. Монголы выдержали удар и перешли в наступление. Первыми бежали с поля боя половцы. Галицкая и волынская дружины мужественно сражались, но общий перевес сил был на стороне монголов.

Мстислав Удалой и Даниил Романович дрались в самой гуще сражения, вызвав восхищение монгольских полководцев. Но они не могли устоять перед военным искусством и силой монголов. Оба князя с немногими дружинниками едва спаслись от погони.

Наступила очередь самой мощной среди русского войска киевской рати. Попытка взять русский лагерь приступом монголам не удалась, и тогда они пошли на хитрость — пообещали Мстиславу киевскому и другим бывшим с ним князьям свободно пропустить их войска на Родину. Когда же князья вышли из лагеря, монголы перебили почти всех русских воинов, а князей во главе с Мстиславом захватили в плен. Их связали, бросили на землю, на них положили доски, на которые уселись во время победного пира монгольские военачальники. Это поражение оказалось для Руси одним из самых тяжелых за всю ее историю,

После-б^твы на. Кадке монголы повернули на севе- ро-восток, в ь п Ш п р г ' в предел н-Воджской Еулгария, но потернели. на Волге ряд поражений и в 1225 г, вернулись в Монголию.

В 1227 г. перед смертью Чингисхан поделил все захваченные земли между своими сыновьями. Западные земли достались старшему сыну, Джучила после его смерти во главе их встал его сын Ватухатн,

154