Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Куликовская битва

Дмитрия Ивановича. В окровавленных и помятых доспехах, но без тяжелых ран он лежал среди груды убитых ордынцев и русских. Донской — такое имя обрел московский князь после Куликовской битвы.

Восемь дней русские полки оплакивали и хоронили погибших. Литовское войско Ягайло так и не пришло к Куликову полю, остановившись от него в дне пути.

Остатки войска Мамая частью были добиты ханом Тохтамышем — соперником Мамая в борьбе за ханский престол в Орде, частью перешли на его сторону. Мамай добрался до города Кафы (Феодосии), где был убит.

Историческое значение Куликовской битвы. После Куликовской битвы Русь стала другой страной. Победа всколыхнула национальную память народа. И это был главный итог победы. Не случайно Русь в преддверии Куликовской битвы была охвачена атмосферой национального подъема. Не случайно конец XIV в. и первые десятилетия XV в. были отмечены впечатляющим взлетом русской хозяйственной жизни, культурыл&лскусства. Дух свободы раскрепостил людей. Они поняли, что есть в их жизни более высокая цель, чем личное благополучие. Это свобода всего народа, свобода страны. Ощущение близкой свободы делало их богаче

205

духом и счастливее, объединяло и князей, и бояр, и церковников, и купцов, и ремесленников, и крестьян.

Победу русских на Куликовом поле историки сравнивали с победой европейцев над полчищами гуннов во главе с Аттилой.

После Куликовской битвы наступление Азии на Европу приостановилось. Историческая инициатива в отношениях с Ордой перешла к Руси: Русь наступала, а Орда и отпадающие от нее улусы оборонялись. Куликовская битва положила начало этому процессу.

Куликовская битва показала, что Москва стала выразителем общерусских национальных интересов и подлинным лидером в объединении русских земель, несмотря на последующие трудности и препятствия на этом пути. Опираясь на общерусскую поддержку, Москва оказывала влияние на еще не присоединенные к ней русские княжества. Ореол победы в Куликовской битве во многом помогал и Дмитрию Донскому, и его преемникам в объединении Руси.

С триумфом возвращалось обескровленное и поредевшее войско в Москву. Дмитрий Донской стал после этой победы вождем всех русских земель. Мопщое государство Мамая рухнуло.

Но, помимо своей волц, Дмитрий Иванович помог укрепиться в Орде сопернику Мамая — хану Тохтамышу. Под его властью единство Золотой Орды было восстановлено. Честолюбивый хан решил вернуть в свои владения русский улус, хотя и понимал, что это можно сделать только силой. Он считал, что Русь обескровлена, а стало быть, наступил момент для нанесения ей смертельного удара.

Поход Тохтамыша на Москву. Для похода на Москву Тохтамыш собрал огромную армию, состоявшую из свежих туменов, которые пришли с ним из Заволжья. Летом 1382 г. Тохтамыш специально задержал в Орде всех находившихся там русских купцов, чтобы через них в Москву не дошла весть о готовящемся походе. Хан уже не осмелился, как ранее Мамай, идти в открытую против Москвы. И это свидетельствовало о силе Москвы и слабости Орды, хотя Орда была еще очень могущественна.

206


Появление в 1382 г. близ Оки новой золотоордынской рати стало дляДмитрия Донского полной неожиданностью. Он выехал из Москвы на север для сбора рати.

Тохтамыш беспрепятственно подошел к самому Кремлю и тут же предпринял первый штурм кремлевских стен. В ход пошли прйступные лестницы. Москвичи отбились. Последовало еще два штурма, но каменная твердыня оставалась неприступной. И тогда Тохтамыш пошел на хитрость: он потребовал от москвичей совсем небольшой дани и попросил разрешения войти внутрь Кремля, якобы для того чтобы с его стен осмотреть город. Хан поклялся, что после этого сразу же уйдет прочь.

Поразмыслив, москвичи согласились и тут же понесли суровое наказание за излишнюю доверчивость.

Едва тяжелые, кованные железом кремлевские ворота распахнулись, как ордынцы ворвались внутрь Кремля, порубили его защитников и принялись грабить княжеский дворец, дома бояр и храмы. Они захватили княжескую казну, сожгли древние книги. И пошли загоном по Русской земле. Под Волоколамском ордынцев разгромил князь Владимир серпуховской. Однако едва сведения о приближении к Москве войска Дмитрия Донского и отряда Владимира серпуховского достигли Тохтамыша, он быстро отошел прочь, разграбив по пути и Рязанскую землю. Это также говорило о том, что удар, нанесенный Орде на Куликовом поле, не прошел для Сарая бесследно.

Тяжелым положением Москвы тут же попытался воспользоваться тверской князь. Он предъявил свои права на великое княжение, однако Орда поостереглась пойти на передел русских владений, хотя ненависть к Москве, к Дмитрию Донскому была там очень велика. Тохтамыш сознавал, что это приведет к новой большой войне с Русью, к чему он не был готов.

Оборона Москвы от войск Тохтамыша.

Миниатюра. XVI в.

207

Не готов был к очередному конфликту и Дмитрий Иванович.

Вернувшись в Москву, Дмитрий Иванович с горечью увидел сожженный город, узнал, что тысячи москвичей были убиты ордынцами.

В результате Русь продолжила уплачивать дань Орде, но в завещании Дмитрий Донской передал титул на великое княжение своему сыну Василию,

не спрашивая на то разрешения Сарая. Владимирскую землю он назвал в завещании своей отчиной.

Это было знаменательно. Орда клонилась к упадку. Русь, напротив, набирала силы и медленно, но верно шла к единству под руководством Москвы, преодолевая происки внешних врагов — Литвы и Орды и ломая сопротивление противников этого единства в лице Тверского, Рязанского и Нижегородского княжеств.

И все же усилия, которые князь предпринял во благо Руси, не пропали даром. Вскоре к Москве было присоединено Белозепское княжество. Своих послов в Москву прислал Ягайло, предлагая союз. Быстро возрождалось хозяйство Руси, все больше людей тянулось в Московское княжество. Было воссоздано сильное войско великого князя. Прочной стеной рядом с Дмитрием Ивановичем стояло служилое боярство.

Дмитрий Донской умер в 1389 г. Сыну Василию он оставлял княжество, которое вскоре стало ядром складывающегося единого Русского государства.

Обстановка вокруг Москвы при Василии I. Вступивший на престол 19-летний Василий Дмитриевич (1389 — 1425 ) к этому времени прошел суровую школу жизни. Когда ему было 13 лет, отец отправил его в Орду к хану Тохтамышу за ярлыком на великое княжение. Тохтамыш выдал ярлык для Дмитрия Ивановича, но оставил княжича в Орде заложником. В случае неподчинения Московского княжества Орде или невыплаты дани ему грозила смерть.

Два с лишним года провел наследник московского престола в неволе. Улучив момент, он бежал из Орды, но, опасаясь ехать через приволжские степи,

208


направился в Литву и только за год до смерти отца вернулся в Москву.

К этому времени в Литве произошли важные события. Поворот Ягайло в сторону католической Польши, с которой долгие десятилетия Литва враждовала, закончился в 1385 г. так называемой Кревской унией. Ягайло женился на королеве Польши Ядвиге, стал польским королем, обратившись в католичество и приняв и*мя Владислава. Вскоре в языческой Литве было введено католичество. Это сразу же поставило в подчиненное положение православных русских, составлявших большинство населения Литвы.

Действия Ягайло были восприняты в автономном Полоцком княжестве с возмущением. Тяготевшее к Литве Смоленское княжество стало больше склоняться в сторону Москвы. Недовольна была пропольским и прокатолическим курсом Ягайло и литовская знать, которая объединилась вокруг двоюродного брата Ягайло, внука Ольгерда — Витовта.

В конце концов Ягайло и Витовт достигли соглашения. Литва вместе с входящими в ее состав русскими землями становилась под управлением Витовта независимым государством. А в случае смерти Витовта переходила под управление Ягайло и его наследников.

Витовт был полон сил и энергии и использовал свою власть в Литве, чтобы вернуться к идее объединения под своей рукой еще оставшихся свободными русских земель. Он нацелился на окончательное подчинение Полоцка, захват Смоленска, овладение Псковом, а при случае и Новгородом.

На этом пути Витовт не мог не столкнуться с московским князем Василием I. Однако Северо-Восточ- ная Русь была уже не та, что во времена Ольгерда. Теперь Москва встала прочным заслоном на пути всех, кто покушался на русские земли, будь то Орда, Литва или Ливонский орден.

Отношения Литвы и Московского княжества осложнялись и тем, что во время своего пребывания в Литве Василий I подружился с Витовтом и женился на его дочери Софье. Софья Витовтовна стала великой московской княгиней.

Ягайло

ю г

Витовт

209

Продолжая политику Дмитрия Донского, Василий I присоединил

кМоскве Нижегородское княжество.

 

Сделал он это

просто —

выкупил

 

в Орде ярлык на княжение. Нижего-

 

родское боярство поддержало москов-

 

ского князя.

 

 

 

Василий I оказал давление и на

 

Псков, который стал принимать в ка-

 

честве князя лишь того, кого предла-

 

гал московский властелин. Проясни-

 

лись отношения и с Рязанским

 

княжеством, чей князь признал себя

 

молодшим. братом Василия I, т. е.

 

стал вассалом

Москвы. По

договору

I и Софы

с Василием I

в верного

союзника

Москвы обратилась Твердь.

 

 

Медленно, но верно продолжал Василий I объеди-

нение русских земель. Часть их уже включил в состав Московского княжества, других же превратил в своих вассалов.

Чем сильнее становилась Москва, тем более яростными оказывались нападки на нее Орды и других враждебных Руси сил.

В конце XIV в. новая опасность надвинулась на Русь из глубин Азии. Владетель Самарканда Тимур (Тамерлан ) подчинил себе всю Среднюю Азию, часть Северного Кавказа и напал на Золотую Орду. Решительный и беспощадный, Тимур разгромил в 1395 г. военные силы Тохтамыша, разграбил и уничтожил многие золотоордынские города. Тохтамыш бежал в Литву, а Тимур направился на Русь.

Над русскими землями нависла опасность нового страшного вторжения. Москва приняла вызов. Василий Дмитриевич двинул навстречу железноми-хром- цу, как называли Тимура, свои полки.

Войска Тимура, разоряя все на своем пути, дошли до города Ельца и внезапно повернули обратно. Русь вздохнула с облегчением. Это неожиданное избавление от опасного врага русские люди приписали чудесному воздействию старинной и необычайно

210



почитаемой на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, которую специально привезли из Владимира и вынесли впереди русских полков.

Угрожая Руси, Тимур в то же время помог ей, значительно ослабив Золотую Орду и злейшего врага Руси — Тохтамыша. Зато Витовт приобрел в лице Тохтамыша прочного союзника. Он обещал Тохтамышу помощь в овладении престолом в Орде. Тохтамыш обязался вместе с Литвой сокрушить Москву. Литва и Орда готовились разделить между собой Восточную Европу.

Напор Витовта и Тохтамыша на Москву был несколько ослаблен, после того как в 1399 г. они потерпели поражение от золотоордынского хана на реке Ворскле. Рухнули планы Тохтамыша на возвращение к власти в Орде. Он бежал в Сибирь и вскоре был убит там.

Витовт не отказался от планов захвата Москвы. Он вновь собрал силы и атаковал земли Пскова и Новгорода. Василий Дмитриевич выступил в их .защиту. Началась русско-литовская лайма.

Трижды в 1406 — 1408 гг. Витовт и Василий Дмитриевич, тесть и зять, стояли на пограничных рубежах друг против друга всеми воинскими силами. И каждый раз дело обходилось без кровопролития. Противники заключали мир и тут же начинали готовиться к новому противоборству.

Ни одна из сторон так и не добилась решающего перевеса. И Литва и Москва в конце концов пошли на попятный, тем более что Москве грозил новый властитель Орды — Едигей, а на Литву возобновилось мощное наступление Тевтонского ордена.

1408 г. стал черным в истории Руси. На Русь двинулась Едигеева рать. В начале декабря ордынцы внезапно подошли к Москве. Едигей пустил слух, что идет на Литву, а сам повернул на Москву. Летописцы сравнивали его нашествие с нашествием самого Батыя — таким свирепым оно было. Все главные города Московского княжества были захвачены ...ограблены и сожжены. Каждый ордынский ратник вел с собой по нескольку десятков пленных русских.

Тимур.

Реконструкция М.М. Герасимова

211

великий,

т картины пейко льдская

м

I I

•I

Ш

Едигей сжег московские посады и подступил к Кремлю. Но каменная крепость устояла. Месяц держал Едигей свое войско под стенами Кремля, а потом ушел на юг, т. к. до него дошла весть, что в Орде

начались новые распри. При этом

за отход

он взял

С-Москвы ооюмный^выкуп.

 

 

Этот набег показал, что Орда

еще очень

сильна.

И как только в Сарае утвердился очередной хан, Василий I с щедрыми дарами отправился в Орду. Там он обязался по-преяшему уплачивать дань. Московское княжество, несмотря на то что оно стало лидером объединения русских земель и самым крупным и сильным на Руси, продолжало оставаться полузависимым от Орды.

Грюнвальдская битва. Если Русь снова была сокруше-

на Ордой, то Литва, напротив,

добилась успехов

в борьбе с Тевтонским орденом.

 

Пока Витовт пытался подчинить себе Новгород,

Псков и Северо-Восточную Русь,

орден прибирал

к рукам Прибалтику. Немецкие рыцари захватили даже земли литовского племени жмудь. Часть жмуди бежала под защиту Витовта, оставшихся немцы насильственно обратили в христианство, а в земле жмуди построили немало рыцарских замков. Опираясь на эти хищнические гнезда, рыцари продолжали свое наступление на окрестные земли. Жмудь неод-

нократно поднимала восстания против рыцарей, но силы были неравны. И тогда вож-

ди

 

жмуди

 

обратились

за

 

помощью

к

братской

Литве:

Все

плоды

земли

нашей

и

улья

пчелиные рыцари у нас

забрали;

не

да-

ют

ни

зверя

бить,

ни рыбы ловить, ни тор-

говать

с соседями;

что

ни

год,

увозили

де-

тей

наших

к

себе

в

заложники;

старшин

наших

завезли

в

Пруссию,

других

со

всем

Гродом огнем сожгли; сестер и дочерей наших

силой

увлекли, а еще крест святой на

платье

носят!

Наступление ордена теперь грозило самой ( Литве. Осуществляли рыцари давление и на

польские владения.

212