Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 0
Лишь потерпев неудачу на восто- |
Битва при Грюнвальде |
||||||
ке и заключив мир с Василием I,.Ви- |
* |
й^Т'^'Г^^еевольде!1 |
|||||
товт обратился на запад. |
|
||||||
15 июля 1410 г. близ деревеньки |
. |
Тан^бергУЛ |
|||||
Грюнвальд |
объединенные |
полки |
|
|
|||
Польши и Литвы встретились с си- |
|
|
|||||
лами Тевтонского ордена. По центру |
|
|
|||||
стояли русские полки из княжеств, |
|
|
|||||
попавших в состав Литвы, — смо- |
|
|
|||||
ленский, полоцкий, витебский, ки- |
|
|
|||||
евский и пинский. Вначале рыцари |
Расположение войск: |
||||||
потеснили |
польско-литовские пол- |
||||||
Тевтонского ордена |
|||||||
ки, |
находившиеся |
на |
флангах, |
||||
союзников (поляков, литовцев, |
|||||||
но отчаянное мужество русских пе- |
русских, украинцев, белорусов, |
||||||
ших полков, стоявших в центре, |
татар) |
||||||
Атака союзниками левого фланга |
|||||||
изменило |
ход сражения. |
Польско- |
|||||
литовская конница перешла в на- |
крестоносцев |
||||||
Контратака Валенрода |
|||||||
ступление |
и окружила рыцарское |
||||||
войско. Разгром Тевтонского ордена |
Отступление и возвращение в |
||||||
был полный. Десятки тысяч рыца- |
бой части войск Витовта |
||||||
рей |
были |
убиты. |
Погиб |
в битве |
Смоленские полки, выдержавшие |
||
и магистр ордена. |
|
|
натиск немцев |
||||
|
|
|
|
Поляки, литовцы и русские приостановили натиск немцев на восток.
После Грюнвальдской битвы Витовт оставил мысль собрать под своим началом всю
Русь. Соотношение сил между Вильно и Москвой изменилось в пользу Москвы. Она выстояла и неудержимо шла своей исторической дорогой.
Роль Церкви в объединении Руси. Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская Православная Церковь. Церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей — оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель.
В условиях военных тягот и нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы, рядовые монахи, священники
213
|
помогали людям. Все это содействовало сплочению |
||||
|
общества, пробуждению у представителей всех сосло- |
||||
|
вий и возрастов чувства общности, ответственности за |
||||
|
судьбы Родины. Не случайно появление многих выда- |
||||
|
ющихся церковных деятелей, светочей нравственно- |
||||
|
сти и служения ближнему, пришлось на период наци- |
||||
|
онального подъема Руси, пробужденного началом |
||||
|
единения Руси и борьбы с Ордой. |
|
|
||
|
Мигщшполит Петр и его преемники оказали боль- |
||||
|
шую поддержку Москве в ее объединительных усили- |
||||
|
ях. Их деятельность была неразрывно связана с поли- |
||||
|
тикой Ивана Калиты и его сыновей. |
|
|
||
|
Митрополит |
Алексий |
встал рядом |
с |
Дмитрием |
•литАлексий |
Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте за- |
||||
штисия. XVв. |
н я л родительский трон, и поддерживал Дмитрия во |
||||
|
всех его патриотических начинаниях. Это был ум- |
||||
|
ный, образованный, обладающий твердым характе- |
||||
|
ром человек, очень благочестивый и скромный в лич- |
||||
|
ной жизни, настоящий духовный пастырь. |
|
|||
|
Собиратель русских душ. Большое влияние на всю |
||||
|
русскую жизнь оказал Сергий Радонежский. Уже в от- |
||||
|
роческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до |
||||
|
пострижения в монахи) отличался высокой религиоз- |
||||
|
ностью, склонностью к уединению, чтению, к посто- |
||||
|
янному труду. После смерти родителей, обедневших |
||||
|
бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел |
||||
|
в монастырь, где уже находился его старший брат. Он |
||||
|
уговорил брата принять еще более трудный и тяже- |
||||
|
лый обет — уединиться, уйти жить в |
пустынь, т. е. |
|||
|
в небольшой монастырь, который находится в глуши, |
||||
|
среди труднопроходимых лесов, и там посвятить себя |
||||
|
служению Богу. |
|
|
|
|
|
В густом радонежском лесу братья расчистили не- |
||||
|
большую полянку, соорудили хижину и поставили |
||||
|
маленькую церковь в честь"~Пресвятой Троицы. |
||||
|
Жизнь их стала |
скорбной |
и жестокой, |
как |
написано |
в древнем источнике. Брат не выдержал холода и голода и перебрался в московский монастырь, а Варфоломей остался в лесу один.
Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел в уединении на поляне 12 лет.
214
Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях, встречах с теми, кто искал у него утешения. На его долю выпало немало страданий и невзгод. Дикие звери не раз грозили ему гибелью. Однажды из чащи пожаловал голодный медведь. Сергий дал ему пищи и тем успокоил животное.
Слава о-ч »чд I т жничеса1в& Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. Вокруг него собирались последователи, рубили кельи, ставили новые церквушки. Так зарождался Троице-Сергиев монастырь.
Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежитийной, 'основе. Это означало, что, в отличие от прежних, келийных, монастырей, монахи жили общим хозяйством, не располагали личным имуществом и не имели права заниматься предпринимательством. Сергий предписал им жить в братстве, любви и служить друг другу.
Сюда, к Сергию, к святым отцам тянулись люди за советом и поддержкой, здесь же селились крестьяне. Монастырь обрастал деревеньками.
215
Преподобный Сергий Радонежский.
Икона, XVI в.
Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе
Троицкий собор ТроицеСергиевой лавры
I»*; "Л
па
ол
.4! л
Кирилло-Белозер- ский монастырь
|
I |
I I | |
I I |
|
• |
I I I |
|
|
|
||
|
• |
I I I |
|
ЙЬ'г'Ь |
• |
I I I |
|
|
|
|
Кирилл
Белозерский.
Икона. XVI в.
Имя Сергия знала вся Русь, к его мнению прислушивались и великий князь, и торомыка крестьянин. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича в канун Куликовской битвы. Позднее он примирил московского князя с рязанским князем Олегом, который под влиянием старца умерил свой буйный нрав и агрессивность по отношению к Москве.
Отшельническим подвигом обозначена жизнь
Кирилла (1335 — 1427), ставшего основателем знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.
Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, привлекал к Кириллу людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.
Появление таких наставников русских людей, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма.
Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, влияли на жизнь монастырского братства. У монастырей развивалось хозяйство. Князья наделяли их землей, появлялась собственная монастырская пашня, которую обрабатывали зависимые от монастыря крестьяне. Развивались торговые операции. Деньги звенели в монастырской казне.
216
Ж и з н ь п о р о й вступала в п р о т и в о р е ч и е с заветами о с н о в а т е л е й м о н а с т ы р е й . Т р у д н о б ы л о с т р е м и т ь с я к с в я т о с т и в п о д о б н ы х у с л о в и я х . О д н а к о и с т и н н ы е ревнители р е л и г и и старались сочетать х р и с т и а н с к и е
идеалы с ж и т е й с к и м и у с л о в и я м и . П о р о й |
э т о |
получа - |
лось . И н о г д а же м о н а с т ы р и п р е в р а щ а л и с ь |
в |
о б ы ч н ы е |
ф е о д а л ь н ы е х о з я й с т в а , а м о н а х и — в у п р а в и т е л е й , ор - г а н и з а т о р о в э т о г о х о з я й с т в а в м о н а ш е с к и х р я с а х . Но все равно о н и р у к о в о д и л и о с в о е н и е м к р а я , стано - в и л и с ь п и о н е р а м и т о г д а ш н е й ц и в и л и з а ц и и в г л у х и х , ранее не о б ж и т ы х углах Р у с и .
1. Почему многие русские княжества привели свои рати под стяг князя Дмитрия Ивановича? Какая тенденция проявилась в атом их поступке?
2./Верно ли утверждение, что в 1380 г. многие русские правители пришли добровольно под руку Москвы? Свой ответ аргументируйте.
3.Составьте план-конспект по теме: «Историческое значение Куликовской битвы». Подумайте, почему она не привела к свержению монголо-татарского ига.
4.Прокомментируйте высказывание Л.Н. Гумилева, заметившего, что на борьбу с Мамаем в 1380 г. пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские.
5.Что означает утверждение В.О. Ключевского, что Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на поле Куликовом?
6.Как имя Дмитрия Ивановича увековечено в памяти русского народа?
7.Куликовская битва своими масштабами заслонила другие заслуги Дмитрия Ивановича перед Русью. Какие именно?
8.Сформулируйте главные выводы из § 15, обратите внимание на его название.
9.В какой международной обстановке осуществлялась деятельность Василия I? Почему, чем сильнее становилась Москва, тем более яростным оказывалось сопротивление Орды и ее союзников укреплению Московского княжества?
10.Почему Сергий Радонежский вошел в русскую историю как собиратель русских душ? Как чтят его память Русская Православная Церковь и русский народ?
11.Какую роль играли монастыри в освоении русских земель и становлении российской цивилизации? Почему их роль заметно возросла после Куликовской битвы?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИ
217
§ 16
Успенский собор. Звенигород
Феодальная война на Руси
Юрий звенигородский. Великий князь Василий Дмитриевич скончался в 1425 г., оставив наследником престола десятилетнего княжича Василия. Его грозным соперником в борьбе за престол оказался второй сын Дмитрия Донского — князь Юрий Дмитриевич. По завещанию Дмитрия Донского, его удельным владением стали города Звенигород и Галич. Основная же часть Московского княжества перешла к великому князю.
Пятидесятилетний Юрий Дмитриевич предъявил свои права на престол. Он желал вернуться к прежнему порядку наследования — по старшинству, что было бы отступлением от наследования по прямой линии — от отца к сыну. То был вчерашний день истории, потому что единение русских земель, мощь Московского княжества во многом обеспечивались именно наследованием от отца к сыну и постепенной ликвидацией уделов.
Юрий Дмитриевич решил нарушить этот порядок. Для этого у него были серьезные основания, ведь ког- да-то, еще до рождения сына, Василий I в завещании назвал своим наследником Юрия. Он сын Дмитрия Донского, его крестил сам Сергий Радонежский, у него большой жизненный опыт, он прекрасно образован. Юрий Дмитриевич был тонким ценителем литературы и искусства, покровительствовал замечательному русскому художнику рубежа XIV — XV вв. Андрею Рублеву, состоял в переписке с основателем Кирилло-Белозерского монастыря игуменом Кириллом. В Звенигороде и его округе князь развернул строительство храмов и монастырей. К тому же он был мужественным воином и удачливым полководцем — не потерпел на поле брани ни единого поражения.
За Юрием стояли Звенигород и Галич, северные Вятка и Устюг, ему симпатизировала верхушка Новгорода, надеявшаяся, что при нем давление Москвы на Новгород будет слабее, город избавится от московских наместников, пышным цветом расцветут новгородские
218
вольности. Поддержали Юрия и те удельные князьки, которые мечтали вернуть себе былую независимость.
Борьба между приверженцами старых, удельных порядков и новых традиций наследования престола в рождающемся едином Русском государстве стала закономерным явлением в истории.
Кто поддерживал Василия II. Василий II не мог сравниться с Юрием Дмитриевичем ни талантами, ни ду-
'шевными качествами. Но за плечами этого мальчика стояли мощные силы, жаждавшие единства Руси. Это были прежде всего служилые князья, боярство, дворяне ._— основа великокняжеского войска. Это были крупные и мелкие землевладельцы, вотчинники и помещики, которые поднялись к славе вместе с велики-
ми князьями, получили от Дмитрия Донского и.Василия I большое количество земель и теперь не хотели делиться богатством и влиянием со сторонниками Юрия звенигородского. Все они видели в службе великому князю свою судьбу: чем крепче будет великокняжеская власть, чем больше земель войдет в состав Московского княжества, тем богаче и сильнее будут и они, верные слуги юного князя, который стал для них символом побеждающего единого Русского государства.
Великокняжескую власть поддержали Коломна, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль и другие города. Горожане, посадский и торговый люд за время ордынских набегов мечтали о спокойной и стабильной жизни, хотели тррговать по всей Руси, ремесленничать. Сильная власть московского князя предоставляла им такую возможность.
Поддержала Василия II и Церковь. Московский митрополит, епископы (кроме новгородского владыки), игумены крупных монастырей видели в нем защитника православия, лидера в борьбе против ненавистной Орды. К тому же великокняжеская власть неустанно помогала Церкви материально — богатыми земельными пожалованиями и всяческими льготами.
Наконец, весь Дом Калиты, т.е. родственники великого князя, даже братья Юрия Дмитриевича понимали, что сильная великокняжеская власть — это и их сила и мощь.
Юрий мшит
Фреска Арха собора Могк< Кремля
219