Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бегство немецких рыцарей
Общее наступление союзников

Лишь потерпев неудачу на восто-

Битва при Грюнвальде

ке и заключив мир с Василием I,.Ви-

*

й^Т'^'Г^^еевольде!1

товт обратился на запад.

 

15 июля 1410 г. близ деревеньки

.

Тан^бергУЛ

Грюнвальд

объединенные

полки

 

 

Польши и Литвы встретились с си-

 

 

лами Тевтонского ордена. По центру

 

 

стояли русские полки из княжеств,

 

 

попавших в состав Литвы, — смо-

 

 

ленский, полоцкий, витебский, ки-

 

 

евский и пинский. Вначале рыцари

Расположение войск:

потеснили

польско-литовские пол-

Тевтонского ордена

ки,

находившиеся

на

флангах,

союзников (поляков, литовцев,

но отчаянное мужество русских пе-

русских, украинцев, белорусов,

ших полков, стоявших в центре,

татар)

Атака союзниками левого фланга

изменило

ход сражения.

Польско-

литовская конница перешла в на-

крестоносцев

Контратака Валенрода

ступление

и окружила рыцарское

войско. Разгром Тевтонского ордена

Отступление и возвращение в

был полный. Десятки тысяч рыца-

бой части войск Витовта

рей

были

убиты.

Погиб

в битве

Смоленские полки, выдержавшие

и магистр ордена.

 

 

натиск немцев

 

 

 

 

Поляки, литовцы и русские приостановили натиск немцев на восток.

После Грюнвальдской битвы Витовт оставил мысль собрать под своим началом всю

Русь. Соотношение сил между Вильно и Москвой изменилось в пользу Москвы. Она выстояла и неудержимо шла своей исторической дорогой.

Роль Церкви в объединении Руси. Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская Православная Церковь. Церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей — оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель.

В условиях военных тягот и нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы, рядовые монахи, священники

213


 

помогали людям. Все это содействовало сплочению

 

общества, пробуждению у представителей всех сосло-

 

вий и возрастов чувства общности, ответственности за

 

судьбы Родины. Не случайно появление многих выда-

 

ющихся церковных деятелей, светочей нравственно-

 

сти и служения ближнему, пришлось на период наци-

 

онального подъема Руси, пробужденного началом

 

единения Руси и борьбы с Ордой.

 

 

 

Мигщшполит Петр и его преемники оказали боль-

 

шую поддержку Москве в ее объединительных усили-

 

ях. Их деятельность была неразрывно связана с поли-

 

тикой Ивана Калиты и его сыновей.

 

 

 

Митрополит

Алексий

встал рядом

с

Дмитрием

•литАлексий

Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте за-

штисия. XVв.

н я л родительский трон, и поддерживал Дмитрия во

 

всех его патриотических начинаниях. Это был ум-

 

ный, образованный, обладающий твердым характе-

 

ром человек, очень благочестивый и скромный в лич-

 

ной жизни, настоящий духовный пастырь.

 

 

Собиратель русских душ. Большое влияние на всю

 

русскую жизнь оказал Сергий Радонежский. Уже в от-

 

роческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до

 

пострижения в монахи) отличался высокой религиоз-

 

ностью, склонностью к уединению, чтению, к посто-

 

янному труду. После смерти родителей, обедневших

 

бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел

 

в монастырь, где уже находился его старший брат. Он

 

уговорил брата принять еще более трудный и тяже-

 

лый обет — уединиться, уйти жить в

пустынь, т. е.

 

в небольшой монастырь, который находится в глуши,

 

среди труднопроходимых лесов, и там посвятить себя

 

служению Богу.

 

 

 

 

 

В густом радонежском лесу братья расчистили не-

 

большую полянку, соорудили хижину и поставили

 

маленькую церковь в честь"~Пресвятой Троицы.

 

Жизнь их стала

скорбной

и жестокой,

как

написано

в древнем источнике. Брат не выдержал холода и голода и перебрался в московский монастырь, а Варфоломей остался в лесу один.

Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел в уединении на поляне 12 лет.

214


Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях, встречах с теми, кто искал у него утешения. На его долю выпало немало страданий и невзгод. Дикие звери не раз грозили ему гибелью. Однажды из чащи пожаловал голодный медведь. Сергий дал ему пищи и тем успокоил животное.

Слава о-ч »чд I т жничеса1в& Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. Вокруг него собирались последователи, рубили кельи, ставили новые церквушки. Так зарождался Троице-Сергиев монастырь.

Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежитийной, 'основе. Это означало, что, в отличие от прежних, келийных, монастырей, монахи жили общим хозяйством, не располагали личным имуществом и не имели права заниматься предпринимательством. Сергий предписал им жить в братстве, любви и служить друг другу.

Сюда, к Сергию, к святым отцам тянулись люди за советом и поддержкой, здесь же селились крестьяне. Монастырь обрастал деревеньками.

215

Преподобный Сергий Радонежский.

Икона, XVI в.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе

Троицкий собор ТроицеСергиевой лавры

I»*; "Л

па

ол

.4! л

Кирилло-Белозер- ский монастырь

 

I

I I |

I I

 

I I I

 

 

 

I I I

 

ЙЬ'г'Ь

I I I

 

 

 

 

Кирилл

Белозерский.

Икона. XVI в.

Имя Сергия знала вся Русь, к его мнению прислушивались и великий князь, и торомыка крестьянин. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича в канун Куликовской битвы. Позднее он примирил московского князя с рязанским князем Олегом, который под влиянием старца умерил свой буйный нрав и агрессивность по отношению к Москве.

Отшельническим подвигом обозначена жизнь

Кирилла (1335 — 1427), ставшего основателем знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, привлекал к Кириллу людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.

Появление таких наставников русских людей, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма.

Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, влияли на жизнь монастырского братства. У монастырей развивалось хозяйство. Князья наделяли их землей, появлялась собственная монастырская пашня, которую обрабатывали зависимые от монастыря крестьяне. Развивались торговые операции. Деньги звенели в монастырской казне.

216


Ж и з н ь п о р о й вступала в п р о т и в о р е ч и е с заветами о с н о в а т е л е й м о н а с т ы р е й . Т р у д н о б ы л о с т р е м и т ь с я к с в я т о с т и в п о д о б н ы х у с л о в и я х . О д н а к о и с т и н н ы е ревнители р е л и г и и старались сочетать х р и с т и а н с к и е

идеалы с ж и т е й с к и м и у с л о в и я м и . П о р о й

э т о

получа -

лось . И н о г д а же м о н а с т ы р и п р е в р а щ а л и с ь

в

о б ы ч н ы е

ф е о д а л ь н ы е х о з я й с т в а , а м о н а х и — в у п р а в и т е л е й , ор - г а н и з а т о р о в э т о г о х о з я й с т в а в м о н а ш е с к и х р я с а х . Но все равно о н и р у к о в о д и л и о с в о е н и е м к р а я , стано - в и л и с ь п и о н е р а м и т о г д а ш н е й ц и в и л и з а ц и и в г л у х и х , ранее не о б ж и т ы х углах Р у с и .

1. Почему многие русские княжества привели свои рати под стяг князя Дмитрия Ивановича? Какая тенденция проявилась в атом их поступке?

2./Верно ли утверждение, что в 1380 г. многие русские правители пришли добровольно под руку Москвы? Свой ответ аргументируйте.

3.Составьте план-конспект по теме: «Историческое значение Куликовской битвы». Подумайте, почему она не привела к свержению монголо-татарского ига.

4.Прокомментируйте высказывание Л.Н. Гумилева, заметившего, что на борьбу с Мамаем в 1380 г. пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские.

5.Что означает утверждение В.О. Ключевского, что Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на поле Куликовом?

6.Как имя Дмитрия Ивановича увековечено в памяти русского народа?

7.Куликовская битва своими масштабами заслонила другие заслуги Дмитрия Ивановича перед Русью. Какие именно?

8.Сформулируйте главные выводы из § 15, обратите внимание на его название.

9.В какой международной обстановке осуществлялась деятельность Василия I? Почему, чем сильнее становилась Москва, тем более яростным оказывалось сопротивление Орды и ее союзников укреплению Московского княжества?

10.Почему Сергий Радонежский вошел в русскую историю как собиратель русских душ? Как чтят его память Русская Православная Церковь и русский народ?

11.Какую роль играли монастыри в освоении русских земель и становлении российской цивилизации? Почему их роль заметно возросла после Куликовской битвы?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИ

217


§ 16

Успенский собор. Звенигород

Феодальная война на Руси

Юрий звенигородский. Великий князь Василий Дмитриевич скончался в 1425 г., оставив наследником престола десятилетнего княжича Василия. Его грозным соперником в борьбе за престол оказался второй сын Дмитрия Донского — князь Юрий Дмитриевич. По завещанию Дмитрия Донского, его удельным владением стали города Звенигород и Галич. Основная же часть Московского княжества перешла к великому князю.

Пятидесятилетний Юрий Дмитриевич предъявил свои права на престол. Он желал вернуться к прежнему порядку наследования — по старшинству, что было бы отступлением от наследования по прямой линии — от отца к сыну. То был вчерашний день истории, потому что единение русских земель, мощь Московского княжества во многом обеспечивались именно наследованием от отца к сыну и постепенной ликвидацией уделов.

Юрий Дмитриевич решил нарушить этот порядок. Для этого у него были серьезные основания, ведь ког- да-то, еще до рождения сына, Василий I в завещании назвал своим наследником Юрия. Он сын Дмитрия Донского, его крестил сам Сергий Радонежский, у него большой жизненный опыт, он прекрасно образован. Юрий Дмитриевич был тонким ценителем литературы и искусства, покровительствовал замечательному русскому художнику рубежа XIV — XV вв. Андрею Рублеву, состоял в переписке с основателем Кирилло-Белозерского монастыря игуменом Кириллом. В Звенигороде и его округе князь развернул строительство храмов и монастырей. К тому же он был мужественным воином и удачливым полководцем — не потерпел на поле брани ни единого поражения.

За Юрием стояли Звенигород и Галич, северные Вятка и Устюг, ему симпатизировала верхушка Новгорода, надеявшаяся, что при нем давление Москвы на Новгород будет слабее, город избавится от московских наместников, пышным цветом расцветут новгородские

218

вольности. Поддержали Юрия и те удельные князьки, которые мечтали вернуть себе былую независимость.

Борьба между приверженцами старых, удельных порядков и новых традиций наследования престола в рождающемся едином Русском государстве стала закономерным явлением в истории.

Кто поддерживал Василия II. Василий II не мог сравниться с Юрием Дмитриевичем ни талантами, ни ду-

'шевными качествами. Но за плечами этого мальчика стояли мощные силы, жаждавшие единства Руси. Это были прежде всего служилые князья, боярство, дворяне ._— основа великокняжеского войска. Это были крупные и мелкие землевладельцы, вотчинники и помещики, которые поднялись к славе вместе с велики-

ми князьями, получили от Дмитрия Донского и.Василия I большое количество земель и теперь не хотели делиться богатством и влиянием со сторонниками Юрия звенигородского. Все они видели в службе великому князю свою судьбу: чем крепче будет великокняжеская власть, чем больше земель войдет в состав Московского княжества, тем богаче и сильнее будут и они, верные слуги юного князя, который стал для них символом побеждающего единого Русского государства.

Великокняжескую власть поддержали Коломна, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль и другие города. Горожане, посадский и торговый люд за время ордынских набегов мечтали о спокойной и стабильной жизни, хотели тррговать по всей Руси, ремесленничать. Сильная власть московского князя предоставляла им такую возможность.

Поддержала Василия II и Церковь. Московский митрополит, епископы (кроме новгородского владыки), игумены крупных монастырей видели в нем защитника православия, лидера в борьбе против ненавистной Орды. К тому же великокняжеская власть неустанно помогала Церкви материально — богатыми земельными пожалованиями и всяческими льготами.

Наконец, весь Дом Калиты, т.е. родственники великого князя, даже братья Юрия Дмитриевича понимали, что сильная великокняжеская власть — это и их сила и мощь.

Юрий мшит

Фреска Арха собора Могк< Кремля

219