ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5295
Скачиваний: 25
В. М. Цулукидзе.
АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870,Beet, — 28.3.1937, Абердин), австр. врач и психолог, создатель системы индивидусиюй психологии. С 1915 доцент Вен-вого ин-та педагогики, с 1929 проф. психологии Колумбийского ун-та (Нью-Йорк). В начале деятельности А. — последователь 3.Фрейда, но в 1912 заявил об отходе отпсихоанализа. Отрицая биологизм Фрейда, А. наделяет личность социальными побуждениями. Центральным в концепции А. является принцип компенсации. Согласно А., осн. фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порождённым им стремлением к превосходству. Последнее проявляется уже в первые 4—5 лет жизни ребёнка в виде «цели победы», к-рая направляет его помыслы и действия, создаёт определённый — «стиль жизни», обеспечивает равновесие личности. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности приводит к разл. видам компенсации (напр., стеснительные подростки порой совершают, по их мнению, мужественные, а по существу неадекватные действия). Соответственно гл. задача воспитания состоит — в нейтрализации чувства неполноценности за счёт направления его компенсации в полезное для общества русло и укрепления «социального чувства». При неправильном пед. воздействии чувство неполноценности может перерасти в невроз. Взгляд на неврозы, их генетич. корни и способы их лечения А. неправомерно распространил на всю психич. жизнь людей. Идеи А. в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизма и получили широкое распространение в педагогике Зап. Европы иCIIIA.
Соч.: Über den nervösen Charakter, Münch., 1922; Individualpsychologie in der Schule, Lpz., 1929; Praxis und Theorie der Individualpsychologie, Münch.. 1930; The individual psychology, в сб.: Theories of Sensonality, ed. by G. Lindzey, C. S. Hall,. Y., [1965];Kindererziehung, Fr./M., 1976; в рус. пер. — Индивидуально-психол. лечение неврозов, М., 1913.
Лит.: Зейгарник Б. В., Теории личности в заруб, психологии, М., 1982; Выготский Л. С., Дефект и компенсация, Собр. соч., т. 5, М., 1983;W а уL., A. Adler. An introduction to bis psychology, [L., 1956]; Jacob у HA. Adlers Individualpsychologie und dialektische Charakterkunde, Fr./M.. 1989.
АДЫГЕЯ, Республика Адыгея, входит в Рос. Федерацию. Пл. ок. 7,8 тыс. км2. Нас. 432,9 тыс. чел. (1989). Центр — Майкоп.
В 1989 на 1000чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 778 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 648 чел.).
С 18 в. распространились мусульм. уч. заведения. С 30-хгг. 19 в. адыгейцы в редких случаях учились в рус. уч. заведениях на правобережье Кубани, во Владикавказе. Первая на терр. Адыгеи светская школа (горская; по программе двухклассного уч-ща) открыта в 1866 в Майкопе. После 1876 появились станичные и аульные (одноклассные) школы. К 1915 работало 9 нач. школ (ок. 400 уч-ся), низш. ме-ханико-техн. уч-ще в Майкопе (осн. в 1899 на базе горской школы), 54 медресе (св. 920 уч-ся). По переписи 1897 грамотность населения составляла: на рус. яз. — 1,2%, на араб, и др. языках — 3,1.
После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. В 1918 выпущен первый букварь с адыг. алфавитом на основе араб, графики (литографированный). Развёртывалась ликвидация неграмотности. К 1924 созданы 55 ликпунктов (св. 1000 обучающихся), в 1926 их насчитывалось св. 70 (св. 2 тыс. обучающихся). Для женщин открывались отд. ликпункты, при к-рых работали и кружки по нач. проф. подготовке. Массовая неграмотность ликвидирована в кон. 30-х гг.
В 1920/21 уч. г. действовало 30 нач. школ (св. 1,9 тыс. уч-ся). В 1925 имелось св. 90 нач. школ, в т. ч. св. 40 адыгейских (св. 7 тыс. уч-ся, в т. ч, св. 3,1 тыс. адыгейцев); открылись первые опытно-показат. адыг. школа и школы 2-й ступени, а также пед. техникум, где началась регулярная подготовка учительских кадров для адыг. школ. С сер. 20-х гг. издавалась адыг. уч. лит-ра: вначале в Ростове-на-Дону, Краснодаре, затем в Майкопе. Авторами первых сов. адыг. учебников были А. Хатков, А. Хатанов, — Д. А. Ашхамаф, С. Сиюхов, Ш. Кубов и др. К кон. 1928 закрыты школы при мечетях. С 1927 адыг. письменность переведена на латинскую, с 1937 — на рус. графич. основу. В 20-х гг. формировалась сеть дошк. учреждений (к 1938 — св. 350; ок. 14 тыс. детей).
С 1930/31 уч. г. вводился нач. всеобуч: к 1933 в 143 школах 1-й и 2-й ступени было 14,2 тыс. уч-ся. В 1940 осн. Адыг. учительский ин-т. В годы Вел. Отеч. войны шк. сеть пострадала от фаш. захватчиков, однако в первые послевоен. годы она быстро восстановлена. В 1952 на базе учительского открыт Адыг. пед. ин-т.
В 1953 осуществлён переход школ к обя-зат. 7-летнему, в 1957 — 8-летнему обучению, в 70-е гг. — ко всеобщему ср. образованию. С нач. 60-х гг. из-за форсирования изучения рус. яз. в школах было неоправданно сокращено преподавание родного языка и лит-ры; знакомство учащихся с историей Адыгеи носило эпи-зодич. характер, гл. обр. в рамках краеведч. занятий. К нач. 90-х гг. преподавание в школах велось на рус. яз., родной язык и лит-ра изучались как самостоят, уч. предметы. После 1988 по инициативе общественности началась работа по совершенствованию уч. планов и программ по родному языку, лит-ре. Начата подготовка первого шк. учебника по адыг. истории.
В 1992/93 уч. г. в 204 дошк. учреждениях воспитывалось св. 21,6 тыс. детей (54,5% детей соответствующего возраста). Действовало 165 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 18 нач., 28 неполных ср., 119 средних (всего 62,7 тыс. уч-ся). В 9 вечерних школах — 2 тыс. уч-ся. В школах занято св. 5 тыс. педагогов, в т. ч. св. 4 тыс. с высш. образованием. Повышение квалификации педагогов ведёт респ. ИУУ (осн. в 1938). Имеется 17 внешк. учреждений (9Домов школьников, станции юных техников, туристов, натуралистов), 22 муз. школы.
Действуют 10 ПТУ (4,5 тыс. уч-ся), бср. спец. уч. заведений (7 тыс. уч-ся), в т. ч. училища: пед., мед. и иск-в; 1 вуз — Адыг. пед. ин-т (в 1989 — 8 ф-тов; св. 5 тыс. студентов). С 1988 издаётся на адыг. яз. детский журн. «Созвездие» (ежекварт. приложение к альманаху чДружба»).
Лит.: Хоретлев А. О., Влияние России на просвещение в Адыгее (XIXв. — нач.XXв), Майкоп, 1957; Бурнышев А. В., Культура, рожденная Октябрем Майкоп, 1958; Намитоков Ю. К. Развитие шк. образования в Адыг. авт. обл. в сб.: Нац. школы РСФСР за 40 лет, М. 1958; Сов. Адыгея за 60 лет. Статистич. сб.. Майкоп, 1982; Адыгея. Ист.-культурный очерк, ч. 1, Майкоп, 1989.Н. Т. Гишев.
АЗБУКИН Дмитрий Иванович [23.5 (4.6).1883, Орёл, — 8.6.1953, Москва], де-фектолог и психиатр, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер пед. наук (1936), проф. (1925), засл. деят. науки РСФСР (1947). Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1910). С 1911 работал в психиатрич. клинике Моск. ун-та. С 1921 на науч. и пед. работе в Москве. С 1947 дир. НИИ дефектологии. Автор трудов по олигофренопеда-гогике и клинике олигофрении, истории спец. педагогики и спец. психологии, шк. гигиене и физич. воспитанию. А. — организатор подготовки в вузах учителей-де-фектологов.
Соч.: Умственная отсталость детей и как с ней бороться, М., 1926; Основы психопатологии и психогигиены дет. возраста для педагогов, М., 1930; Клиника олигофрении, М., 1936; Проблемы спец. педагогики и психологии. Тр. ин~та дефектологии, ИАПН РСФСР, 1948, в. 19.
Лит.: Памяти Д. И. Азбукина, СП, 1953, № 8; Памяти Д. И. Азбукина, «Уч.-воспитат. работа в спецшколах», 1953, в. 4.
АЗБУКОВНИКИ, рус. анонимные рукописные справочники 16—18 вв., в к-рых материал изложен в алфавитном порядке. А. предшествовали (с 13 в.) азбучные словари необщеупотребительных слов, встречавшихся в оригинальных и переводных произв. др.-рус. письменности. Известно св. 200 списков А., большинство их относится к 17 в. А. не имели стабильного состава, переписчики часто дополняли их новыми сведениями. Выделяют краткие и пространные редакции А.; число статей в них колеблется от 1 тыс. до 5,5 тыс. Основу А. составляли лексич, материалы. Алфавитная часть А. содержала и сведения по арифметике, географии, истории (в т. ч. славян и Руси), философии, библиографии, ботанике, зоологии, минералогии, а также пособия для изучения иностр. языков (в т. ч. табл. и упражнения), толкования иконографич. символов, практич. советы иконописцам. Наряду с точными данными А. изобиловали вымышленными сведениями. Иногда в А. помещались иллюстрации (миниатюры, заставки, схемы). Приложениями к словарной части А. нередко служили обширные статьи энциклопедич. характера, отрывки из Священного писания и комментарии к ним, религ.-нравств. поучения, пед. советы, гл. обр. по вопросам домашнего воспитания и самообразования.
От лексико-энциклопедических отличают школьные А. (с кон. 17 в., известно 4 списка), в состав к-рых входят правила поведения учеников в школе, дома и обществ, местах, нек-рые нормы семейного воспитания, в т. ч. формирование особого уважения к учителям, к знанию. В не-к-рых А. подробно описывается система телесных наказаний. Отражены взаимоотношения учителя и учеников. В школьных А. помещались также материалы уч. характера: азбука, сведения по грамматике (славянской, иногда греческой) и др. дисциплинам, образцы сочинения писем и т. п.
Лит.: Мордовцев Д. Л., О рус. шк. книгахXVIIв., М., 1862; Карпов А., Азбуковники или алфавиты иностр. речей по спискам Соловецкой библиотеки, Каз1877; Пруссак А. В., Описание азбуковников, хранящихся в рукописном отделении имп. Публичной б-ки, П., 1915; Буш В. В., Памятники старинного рус. воспитания, П., 1918; К о вт у и Л — С., Лексикография в Моск. РусиXVI— нач.XVIIвв., Л., 1975; её же, Азбуковники среди других текстов древней лексикографии и проблемы их издания, ТОДРЛ, 1981, т. 36, с. 3—12; её же, АзбуковникиXVI—XVIIвв. Старшая разновидность, Л., 1989.
АЗЕРБАЙДЖАН, Азербайджанская Республика, гос-во в Закавказье. В составе А. — Нахичеванская Авт. Республика. С 1923 в состав А. входила Нагорно-Карабахская авт. обл. В нояб. 1991 ВС республики принял решение о ликвидации статуса ИКАО. Пл. 86,6 тыс. кмг. Нас. 7038 тыс. чел. (1989). Столица — Баку.
В 1989 на 1000 чел. в возрасте от 15 лет и старше приходилось 878 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 770 чел.). В нар. х-ве республики в 1989 занято 608 тыс. специалистов, в т. ч. св. 320 тыс. с высшим и св. 287 тыс. со ср. специальным образованием.
Дошкольные учреждения. До 1920 было 5 частных дет. садов (все в Баку). После установления сов. власти дошк. учреждения открывались в городах и сел. местности: в 1920—21 было открыто 76 гос. дошк. учреждений. Развитие системы дошк. воспитания в 1940- 1980 представлено в табл.
В 1989 работало 2088 постоянных дошк. учреждений со 182,6 тыс. детей (в т. ч. 172 дет. яслей-садов с 4,8 тыс. воспитанников); в 1988 начали функционировать дет. дошк. учреждения на дому (св. 10 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составила 20%. Св. 63% учреждений вели воспитат. работу на азерб. и др. языках народов Закавказья, св. 17% — на русском. Имеются дет. сады с интернациональными по составу группами. В дошк. учреждениях занято 14 тыс. пед. работников, в т. ч. 22% с высшим образованием. Воспитателей дошкольных учреждений готовят: ср. квалификации — Бакинское дошк. уч-ще, высш. квалификации — Азерб. пед. ин-т (Баку).
Общеобразовательная шко-л а. Сведения о первых школах относятся к 5 в. В них обучались дети знати и духовенства. После араб, завоевания (7 в.) в целях распространения ислама при мечетях открывались мектебы. С 11 в. в мектебах было введено преподавание перс, языка. В 10—11 вв. при не-к-рых крупных мечетях (Тебриз, Нахичевань, Барда, Гянджа, Шемаха) возникли медресе. Эти уч. заведения сыграли существенную роль в распространении грамотности; в них получили образование известные поэты и мыслители: Абу-ль-Ала Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Ха-гани Ширвани, Низами Гянджеви, На-сирэддин Туей, Насими, Физули, Вагиф и др. В 14 в. в Тебризе был открыт «Дом исцеления» — городок с уч. и леч. учреждениями. Мектебы и медресе в дальнейшем открывались отдельно от мечетей. В 1647 в Тебризе было 47 медресе и 600 мектебов, в Шемахе — 7 медресе и 47 мектебов.
В нач. 19 в. в Сев. Азербайджане, вошедшем в состав Рос. империи, были открыты нач. рус. школы. Первое уездное уч-ще было организовано в Шуше в 1830, затем в Шеки (1831), Баку (1832), Гяндже (1833), Шемахе и Нахичевани (1837), Кубе и Ордубаде (1856), Закаталы (1862). До 1870-х гг. число этих школ росло крайне медленно, численность азербайджанцев в них была незначительна. Под давлением мусульм. духовенства многие отказывались обучать своих детей в рус. школах, определяя их в мектебы, число к-рых в 80-е гг. 19 в. доходило до 500 (ок. 7 тыс. уч-ся). Уч. заведения Азербайджана (кроме мусульманских) в 1848—60 и 1864—1917 подчинялись Кавк. уч. округу. В 1865 в Баку была открыта реальная прогимназия (с 1874 реальное уч-ще) и жен. гимназия. В 1887 в Азербайджане появилось рус.-тат. нач. уч-ще (азербайджанцев, как и др. мусульман, часто называли татарами). В кон. 19-нач. 20 вв. в Азербайджане было открыто более 240 рус.-азерб. школ. В отличие от обычных школ с обучением на рус. яз., в эти уч-ща принимались только азербайджанцы и наряду с русским в значит. объёме преподавался азерб. язык. В кон. 19 в. кроме казённых создавались частные и обществ, школы, среди них и т. н. ново-методные с преподаванием на родном языке. Движение за организацию ново-методных школ возглавили известные просветители Зардаби, Н. Везиров, М. Шахтахтлы, С. Мехмандаров, А. Ахвердиев и др.
В нач. 20 в. в связи с экон. развитием края и потребностью в образованных людях увеличилось число уч. заведений. В 1908 в Баку была открыта нач. Александровская жен. школа. В основании жен. школ видную роль сыграл меценат-благотворитель Г. 3. Тагиев. В 1914/15 уч. г. в 976 школах всех типов (в т. ч. 15 средних) обучалось 73,6 тыс. детей (из них 23 тыс. азербайджанцев). Большинство детей, особенно азербайджанцев, оставалось вне школы. В нач. школах коренное население составляло лишь 36,1% уч-ся, в ср. школах 11% (гл. обр. дети из состоятельных семей). Число учащихся-азербайджанок составляло менее 2 тыс.