Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5298

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лит.: История Азербайджана, т. 2, Баку, 1960; Мехти-заде М., Очерки истории сов. школы в Азербайджане, М., 1962; Мусаева Т. А., Революция и нар, образование в Азербайджане, Баку, 1979; К у р-банов А, М., Садыхов Ш. А., С а-лаховM. H., Первый пед. ин-т Азербайджана, Баку, 1981; Развитие высш. школы в Сов. Азербайджане, Баку, 1984; С а л а-ховM. H., Высш. образование в Азербайджане: история, проблемы, перспективы, Баку, 1990; Антология пед. мысли Азерб. ССР, [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов], М., 1989; Мехти-заде М., Аллах-вердиев Т., Алиев К., Расцвет нар. образования в Азербайджане, Баку, 1980.

 

АЙЗЕНК (Eysenck) Ханс Юрген (р. 16.3. 1916, Берлин), англ, психолог. Ученик и последователь С.Берта. Окончил Лондонский ун-т (1938). Директор психол. отделения Госпиталя Модели в Лондоне (с 1946), проф. Лондонского ун-та (с 1955).

В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных её характеристик выступают экстраверсия и интраверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). По А., в их основе лежат врождённые особенностинервной системы, в частности баланс между процессами возбуждения и торможения. Этим определяется и социальный характер личности, напр. склонность к преступности. Др. важной чертой личности А. считает невротизм (степень эмоциональной стабильности). За пределами его концепции остаются мировоззрение, идеалы, ценности и т. п.; личность, по А., — явление психобиологическое.

Большое влияние на практику оценки способностей учащихся в англ, школе оказали исследования А. попсиходиагностике. Он полагает, что умственная одарённость человека в решающей степени (на 80%) обусловлена наследственностью и может быть измерена с помощьютестов. Не обращаясь к качеств, анализу умственной деятельности, осн. характеристикой интеллекта считает скорость протекания мыслит, процессов. Позиция А. вызывает критику отеч. и заруб, психологов.

Ряд работ А. посвящён полит, психологии, психотерапии, психологии пола. С о ч.: Dimensions of Personality, L., 1947; The structure of human Personality, L., 1971; The biological basis of Personality, Spring-field, 1970; Race, intelligence and education, L., 1971; The structure and raeasurement qf intelligence, B., 1979; Personality and indi-vidual differences, L.-N. Y., 1985 (соавт.); в рус. пер.-» Проверьте свои способности,M.. 19922.

Лит.: Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Лолер Д ж., Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм, пе, р. с англ., М., 1982.

 

АИНИ (псевд.; наст, имя С а др ид-дин Саид-Муродзода) [15(27). 4.1878, с. Соктаре, близ Гиждувана, — 15.7.1954, Душанбе], тадж. писатель, педагог, обществ, деятель, дер филол. наук (1948), засл. деят. науки Тадж. ССР (1940) и Узб. ССР (1950), акад. и первый през. (с 1951) АН Тадж. ССР. Поч. ч. АН Узб. ССР (с 1943). В Бухаре окончил медресе (1907), преподавал в первой тадж. новометодной нач. школе (1908—10). Участник создания тайного об-ва «Воспитание детей» (1910); преподавал в вечерних школах для взрослых (до 1914). Автор букваря (1908) и книги для чтения «Воспитание юношества» (1909, 1917; в неё вошли первые в перс.-тадж. лит-ре произведения, написанные специально для новометодной школы).


Составил книги для чтения: «Девочка или Халида» (1922; для узб. нач. школы), «5 в 4» (1931; для 4-х и 5-х кл. тадж. школ), а также краткий толковый словарь тадж. яз. (опубл. в 1976). С нач. 30-х гг. произв. А. или фрагменты из них входят во мн. хрестоматии. Автор статей о тадж. учебниках, о преподавании языка и лит-ры, о проблемах нар. образования. Инициатор издания первого узб. дет. журн. «Болалар Юлдаши» («Путеводитель для детей», 1919). В повести «Школа» (1935) дал сатирич. изображение схо-ластич. обучения в мектебах. Кн. «Сирота» (1940) — первый тадж. роман для юношества.

Соч.: на тадж. яз.-Поли, собр. соч. в 15 тт., т. 1 — 13, Душ., 1958—81; врус. пер. — Собр. соч., т. 1—6, М., 1971—75.

Лит.: Xа л и л о в А., Николаеви., Айни — педагог, Дупь, 1974; А и ниX., Жизнь Садриддина Айни. (Краткий хроно-логич. очерк), Душ., 1982.М. Шакуров.

 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ, первая в России гос. светскаяср. общеобра-зоват. школа; открыта в Петербурге (1726) для подготовки молодёжи вАкадемический университет. Первоначально состояла из 2 отделений: немецкого (3 года обучения) и латинского (2 года). Занятия в гимназии вели академики и студенты Академического ун-та. Основными были филол. дисциплины: лат., греч., нем., франц. языки, риторика, логика и чтение антич. авторов. Преподавались также арифметика, история, география, рисование. Полный уч. курс был обязательным только для готовившихся в ун-т, остальным разрешалось по выбору изучать новые языки и предметы. Возраст учеников не ограничивался, приём в гимназию проходил круглый год. После открытия Шляхетского кадетского корпуса (1732) осн. число воспитанников А. г. составляли представители неприви-легиров. сословий (ок. '/з — иностранцы); дворянские дети поступали в гимназию лишь в качестве вольных слушателей.

В 30—40-е гг. 18 в. А. г. переживала упадок. Численность поступающих постоянно сокращалась: в 1726 — 112, в 1727 — 58, в 1738 — 22 чел. Осуществлялись меры, направленные на преодоление несовершенства системы обучения: в 1735 была введена стипендия для 20 воспитанников (в 1750 — для 40; размер пособия повышен), в 1747 осн. языком обучения стал русский, изменилась структура предметов. В 1749 появился ещё один латинский («ректорский») класс для особо одарённых учеников.

В 1758—65 А. г. возглавлял М. В. Ломоносов. Восстановив преемственность между гимназией и ун-том, на основе составленного им «Регламента» выделил классы «российские» (рус. яз., ораторское иск-во, стихотворчество и рус. история), «латинские» и классы «общих основании» (естествознание, математика, философия и др.), обучение в к-рых велось параллельно; разделил весь курс на 3 цикла: низший, средний и высший (переход в след. цикл был возможен только при усвоении программы всех параллельных — «классов»). Ломоносов обновил состав учебников (грамматика, риторика, рос. история в др.), набрал новых учителей из студен-


Айни.

тов ун-та, учредил ежегодные переходные и выпускные экзамены, открыл интернат для бедных учеников на 40 чел. (в 1760 расширен до 60).

В последующие годы в А. г. были основаны подготовит, классы; в ст. классах введена неполная университетская программа (1770). В 1805 А. г. в связи с перестройкой системы образования была закрыта, её ученики (50 чел.), содержавшиеся за счёт АН, переведены в Петерб. гимназию. Среди воспитанников А. г. — академики В. Е. Ададуров, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. М. Север-гин, В. Ф. Зуев, философ-просветитель Я. П. Козельский и др.

Лит.: Толстой Д. А., Академич. гимназия вXVIIIстолетии, СПБ, 1885; Кулябко Е. С., М. В. Ломоносов и уч. деятельность Петерб. АН, М. — Л., 1962.

 

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, первое светское высш. уч. заведение в России. Ведёт историю со времени учреждения АН в Петербуге (1724). Уставом академикам вменялось в обязанность чтение публичных лекций и обучение студентов. Начавшиеся с 1726 занятия велись нерегулярно; ф-тов и кафедр в А. у. не было: содержание образования в т. н. классах определялось специальностями читавших лекции академиков. Сохранились уч. планы (с 1726) и списки студентов (за 1726—33). Первое время студентов было немного и почти все иностранцы. Позже в А. у. стали переводить лучших учеников изСлавяно-греко-латинской академии и др. духовных уч. заведений. Новый устав 1747 провозгласил самостоятельность А. у., к-рый делился на классы (кафедры): матем., физич., гуманитарный. Лучшие студенты по окончании ун-та переводились в адъюнкты АН, получали степень магистра, было учреждено 30 стипендий. В период ректорства С. П. Крашенинникова (1750—55) были организованы регулярные занятия, введены экзамены, налажена связь сакадемической гимназией (впервые 8 гимназистов были переведены в ун-т). В 1758—65 А. у. возглавлял М. В.Ломоносов (преподавал с 1742), много сил отдавший превращению его в подлинную высш. школу для «природных россиян». Его деятельность способствовала демократизации состава студентов, совершенствованию и регулярной публикации уч. планов, улучшению качества преподавания (добился увеличения суммы ассигнований в 1,5 раза). Были организованы ф-ты: филос., юрид., медицинский; занятия велись на 3 курсах — от общего образования (мл. курс) к узкой специализации (ст. курс). Ломоносов воспитал в А. у. крупных деятелей отеч. науки: И. И. Лепёхина, Н. И. Попова; А. А. Барсов иH. H. Поповский стали первыми профессорами Московского ун-та. Его попытки преобразовать А. у. в полноправный Петерб. ун-т не встретили поддержки в правительств. кругах. Не был издан особый акт верховной власти с перечислением привилегий, а также не состоялось инаугурации ун-та, считавшейся непременным условием признания данного ун-та среди др. европ. ун-тов. После смерти Ломоносова деятельность А. у. постепенно угасла (по свидетельству Е. Р. Дашковой, в 1783 в нём занимались всего 2 студента). Известно, что в 1784 из средств АН было назначено пособие четырём рус. профессорам за чтение лекций студентам, гимназистам и посторонним слушателям. В современнной науч. лит-ре существует точка зрения, не разделяемая всеми исследователями, о прямой преемственности между А. у. и Петербургским ун-том 19 в.


Лит.: Толстой Д. А., Академич. ун-т вXVIIIстолетии, СПБ, 1885; Кулябко Е. С., М. В. Ломоносов и уч. деятельность Петерб. АН, М. — Л., 1962; её же, Замечат. питомцы Академич. ун-та, Л., 1977; Марго лис Ю. Д., Т и ш-кин Г. А., Отечеству на пользу, а россиянам во славу, Л., 1988.Л. В. Кошман.

 

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ им. Н. К. Крупской (АКБ), один из центров пед. науки в СССР, высш. уч. заведение (1919—35). Организована в Москве на базе пед. ин-та им. П. Г. Шелапутина как Академия нар. образования. В 1919 в неё вошёл Пед. ин-т (быв. Московский учительский). В 1920 названа Академией социального воспитания (АСВ). С 1923 — АКВ. В 1924 ей присвоено имя Н. К. Крупской.

АКВ задумана и организована Крупской и П. П. Блонским (первый ректор, 1919—23) как центр исследований в интересах социалистич. перестройки системы нар. образования, подготовки учительских кадров, пропаганды передового опыта сов. школы. В составе академии были запроектированы н.-и, ин-ты: коммунис-тич. воспитания и образования; тех.-пед., эстетич. воспитания, к-рые в нач. 20-х гг. находились в стадии организации. Действовала психол.-педологич. лаборатория. При АСВ работали Высш. пед. курсы. В 1922 академия преобразована в ком-вуз и переориентирована на подготовку пед. кадров. Предполагалось сочетание пед. работы слушателей с их практич. работой на пром. предприятиях на рядовых должностях. Структура АКВ менялась: в 1924 с ней объединён Центр, ин-т инструкторов-организаторов нар. просвещения, в 1928 — Моск. полит.-просвет, ин-т; в 1931 при АКВ создан Высший коммунистический институт просвещения. В 1931 АКВ имела ф-ты: педолого-педагогический (отделения: дошкольное, школьное, внешкольное), по-лит.-просветительский (агитационно-массовое; библиотечное и др.), преподавателей обществ, дисциплин [истории, экономики, истории ВКП(б) и ленинизма и др.], организаторов политехн. образования (ФЗУ, ФЗС, ШКМ), организационно-инспекторский. При АКВ работали вечерний пед. ун-т для работников просвещения (с 1928), заочное отделение, курсы подготовки преподавателей совпартшкол, повышения квалификации работников нар. просвещения и др., рабфак, биол. музей (с 1927).

В АКВ принимались по направлениям парт, орг-ций коммунисты со ср. образованием и парт, стажем от 2 до 5 лет (в зависимости от отделения); в нек-рых случаях принимались члены ВЛКСМ и кандидаты в члены ВКП(б), в отд. случаях условием поступления был и определённый опыт пед. работы (3 года). Срок обучения 4 года, с 1931 — 3 года (на организационно-инспекторском ф-те — 2 года). АКБ готовила преподавателей высш. и ср. спец. уч. заведений, организаторов нар. образования, методистов школ и внешк. учреждений. На первых курсах большинство слушателей проходило единый курс общеобразоват., обществ.-полит., политехн. и пед. подготовки, с 3-го курса они учились на ф-тах и получали специализацию на отделениях. В обучении активно формировались навыки самостоят, уч. и науч. работы (для этого имелись хорошо оборудованные б-ки и кабинеты). Значит, внимание уделялось трудовой и пед. практике слушателей на пром. и с.-х. предприятиях и в базовых уч.-воспитат. учреждениях. Обучение завершалось итоговой диссертацией, к-рая опиралась на самостоят, исследование одной из пед. проблем. Жизнь АКБ строилась на основах самоуправления.


Эффективность пед. процесса проверялась постоянной связью с выпускниками. Им оказывалась консультац.-метод. помощь. С этой целью было создано (1925) Бюро связи АКБ, издававшее свой бюллетень (1928—30). В АКБ были развёрнуты науч. исследования, в к-рых участвовали и слушатели. Выделялась науч. работа кафедр педологии: школьной (руководитель Блонский), дошкольной (С. С. Моложавый), подростковой (А. Б. Залкинд), кафедры педагогики (руководитель с 1930 В. Н. Шульгин), психол. лаборатории (руководитель Л. С. Выготский; среди сотрудников Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина, А. Р. Лу-рия, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина; лаборатория закрыта в 1931). Для координации исследований сформировано Бюро науч. работы (1928). В АКБ созданы крупные коллективные сборники: чПедология и школа» (в. 1—2, 1927—29, под ред. Блонского), «Экзамен и психика» (1929, под ред. Залкинда), — «Речь и интеллект в развитии ребёнка» (1927, под ред. Лурии) и др. В АКБ преподавали Л. Р. Мен-жинская, Б. В. Игнатьев, И. Ф. Свадков-ский, Р. М. Микельсон, Н. Я. Брюсова, Е. Т. Руднева, А. Н. Волковский и др. В 1930—32 курс политпросветработы вела Крупская. С АКБ сотрудничал С. Т. Шацкий.

В 1934 АКБ переведена в Ленинград (ф-т политпросветработы до 1936 в Москве) и в 1935 преобразована в Коммунистический педагогический ин-т им. Н. К. Крупской, к-рый в 1942 слился с ЛГПИ.

Лит.: Блонский П. П., Восемь месяцев одного пед. опыта, «Нар. просвещение», 1920, № 18—20; его же, Первые два триместра деятельности Академии социального воспитания, «Социальное воспитание», 1921,Jsfe l—2; его же. Новый уч. план Академии социального воспитания, «На путях к новой школе», 1924, N° 2; К пятилетию (1920—1925) Академии коммунистич. воспитания. Сб., под ред. Л. Р. Менжинской, Н. В. Шевелева, Д. И. Розенберга, М., 1925; Организация пед. процесса в Академии коммунистич. воспитания им. Н.К. Крупской, М., 1928; Левитан Б., Фрид Л., Первая кузница пед. кадров, НО, 1968; № 8; К и с л о в а В. П., Организация самостоят, работы студентов в Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, в кн.: Формирование социально-активной личности учителя, М., 1982; её же. Организация иссл. работы студентов (из опыта работы Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской), в кн.: Теория и практика высш. пед. образования, М., 1986.М. В. Богуславский.

 

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР (АПН СССР), науч. учреждение, объединявшее учёных в области педагогики, психологии и др. наук, а также деятелей нар. образования. Создана по пост. СНК СССР от 6 окт. 1943 в Москве как Академия пед. наук РСФСР. В целях объединения науч.-пед. сил страны и координации исследований пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 1 авг. 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР. Действовала до кон. 1991.