ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5310
Скачиваний: 25
Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков (именно в этом возрасте оно происходит наиб, часто) наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению. Состояние опьянения представляет собой иллюзорное замещение неудовлетворённых потребностей. Не имея возможности или не желая приложить достаточно усилий, чтобы достичь своих целей и испытать от этого положит, эмоции, подросток подменяет их искусственно вызванным весельем, внешне никак не обусловленным. Со временем такое «бегство» в мир иллюзорного удовлетворения приобретает характер устойчивой привычки, появляется тяга к алкоголю. Включаясь в обмен веществ, в частности в гормональный обмен, алкоголь нарушает гормональную регуляцию эмоциональных реакций: без алкогольной стимуляции наступает подавленное, депрессивное состояние. В состоянии опьянения снижается критичность, в т. ч. в отношении к себе и партнёрам по общению. Существует ложное представление, что алкоголь способствует налаживанию межличностных контактов. Это особенно привлекает подростков, испытывающих затруднения в общении.
В преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют не-значит. роль. Важно не порицать, не запугивать последствиями А., а предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, к-рые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собств значимости, силы и т. п. Действенной мерой профилактики является помощь в учёбе, вовлечение во внешк. воспитат. работу. Ребенок должен знать о пагубности пьянства, его вреде для здоровья и т. п.. однако подлинный иммунитет к А. дают не столько эти знания, сколько воспитанная в человеке активная социальная позиция, увлеченность делом, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни,
Лит. Причины и особенности алкоголизации в подростково юношеском возрасте Науч обзор,M,1981 Социальные и клинич аспекты алкоголизации молодежи под ред II И Сидорова, Архангельск, 1982 (библ), Братусь Б С Сидоров П. И, Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизмаM 1984,M а с т ю к о ваE M Грибанова Г В, М о с -ковкина А Г Профилактика и коррекция нарушений психич развития детей при семейном алкоголизмеM 1989, №e u -bert R, Jugend und Alkohol Rudolstadt, [1958]O'Connor J The young dnnkers, L 1978Mayer J E. FilsteadW J, Adolescence and alcohol Camb,1980
АЛКУИН (Alcum, Alkum, Alcumus), Флакк Альбин(Flaccus Albmus) (ok. 735—19.5.804), англосаксонский ученый и педагог раннего средневековья. Воспитанник, с 778 руководитель Йоркской школы. В 781 переехал с учениками в Зап. Европу. Ок. 790 глава Палатинской (придворной) школы, созданной Карлом Великим в Ахене, — осн. центра образованности в кон. 8—9 вв. в Зап. Европе, советник императора в делах культуры, школы и церкви. Развивал идеи распространения образования, к-рые нашли отражение в гос. политике Карла Великого. В 796 основал школу в монастыре святого Мартина в Туре, с 801 возглавлял её. А. — автор популярных в 9 — 11 вв. учебников философии, грамматики, риторики, математики (преим. компиляции из Боэция и Исидора Севильского), а также теологич. сочинений. В диалогич. форме учебников можно усмотреть не только дань традиции, но и отражение непосредственной шк. практики. А. призывал не презирать светские науки, обучать детей грамоте и диалектике, чтобы они могли достичь мудрости и, возмужав, в свою очередь обогащали бы сокровищницу знаний. Придавал значение разнообразию форм изложения материала, использовал загадки и отгадки, простые перифразы и сложные иносказания. Среди учеников А. — многие выдающиеся деятели Каролингского возрождения, педагоги, в т. ч. Рабан (Храбан) Мавр.
С о ч Opera omnia P, 1863 (Patrologiae cursus completus Series latina, ed I. P. Migne t 101)
Лит P а м м Б Я «Каролингское воз рождение » «УЗ ЛГПИ им M H Покров ского» 1940, №5, Фортунатов А А, Алкуин и его ученики «УЗ МГПИ им В II Потемкина», 1948, т 8, в 1, West A F, Alcum and the rise of the Christian schools, L, 1893, Edelstein W, Eruditio und Sapientia Weltbild und Erziehung in der Karolingerzeit Untersuchungen zu Alcum Briefen, Freiburg im Breisgau, 1965, В. И Уколова.
АЛТЫНСАРИН Ибрай [21.10(2.11).1841, урочище Аракарагай, ныне близпос. За-тобольск Кустанайской обл., — 18(30).7. 1889, Николаевск, ныне Кустанай], казах, педагог-просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859- 1860 служил переводчиком там же. Первый учитель казах. С 1864 руководил Тургайским рус. кирг. уч-щем. С 1879 инспектор нар. уч-щ Тургайской обл. В мировоззрении А. отразилось влияние обществ.-пед движения 60 х гг. 19 в., прогрессивной рус. культуры На основе положений и инструкций МНП сформи ровал систему рус.-казах, школ, приспособленную к особенностям быта казахов. Включил в нее центральные двухклассные уч ща (по программе уездных уч-щ; 6 лет обучения), волостные уч ща с интернатами (по программе одноклассных нач. уч-щ; 4 года). Предусматривал также аульные (передвижные) школы (при жизни А. не открылись). Ввел в школах обучение на казахском (впервые) и рус. языках. При участии А. открыто 9 рус. казах, школ, а также Яковлевское ремесленное уч ще в Тургае (1883), киргизская (казах) учительская школа (1883, открыта в Орске, вскоре переведена в Оренбург). Основой шк. обучения считал родной и рус. языки, математику, естествознание. Создал первые казах, учебники- «Киргизская хрестоматия» (на материалах казах, фольклора, впервые записанных алфавитом на рус. графич. основе) и «Нач. руководство к обучению киргизов рус. языку» (изданы в 1879, в дальнейшем работал над их усовершенствованием). В учебниках использовал метод, идеи Н. И. Ильмин-ского, дидактич. приемы и материал уч. книг К. Д. Ушинского, И. И. Паульсона и др., нек-рые свои произведения для детей. Культурные связи с рус. народом рассматривал как необходимую предпосылку социального прогресса казахов. Убежденный сторонник реального образования. Считал необходимым открывать для казахов не только начальные, но и ср. и высш. уч. заведения
Соч. на казах. и рус. языках — Собр. соч в 3 тт., т. 2. А. А. 1976, на рус яз — Избр. произв., А. А, 1957.
Лит.: Ситдыков А. С, Пед идеи и просветительская деятельность И Алтын-сарина А -А, 1968 Д ж у м а г. у-л о в К Т И Алтынсарин и развитие культуры казах народа А А, 1984, [Ш а л а-баев К III, Каиржанова Б.1, Ибрай Алтынсарин (указатель лит-ры), А А, 1979.Г.А. Храпченков.
АЛЧЕВСКАЯ (урожденная Журавлева) Христина Даниловна [4(16).4.1841, с. Бор-зна, ныне город в Черниговской обл., — 15.8.1920, Харьков], деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием.
Под влиянием просветительских идей русских демократов организовала в Харькове (1862) воскресную школу и преподавала в ней. После закрытия воскресных школ (1863) вела занятия у себя на дому.
31
В 1870 сдала экзамены на право преподавания и добилась офиц. разрешения на открытие школы для взрослых. В ней за 50 лет прошли обучение св. 15тыс. чел. Шко ла А. стала образцом и метод, центром воскресных школ России. Коллективом учительниц-энтузиасток под руководством А. разработана методика обучения грамоте взрослых и составлены мн. уч. пособия, в т. ч. указатель книг «Что читать народу?» (г. 1—3, 1884—1906). Св. 1500 рецензий в нем было написано А. Предложенная А. классификация книг по тема тич. отделам, возрасту, степени подготов ленности учащихся сыграла значит, роль в работе нар. домов, читален и т. д. При активном участии А обществ, комиссия учёных и педагогов Харькова, Киева и др. городов впервые составила систематич. курс обучения для взрослых, рассчитанный на 3 года и предусматривавший помимо элементарной грамоты изучение географии, истории, законоведения и др. Этот курс обучения лег в основу «Книги взрослых» (1-й год — 1899, 16 изданий; 2-й год — 1900, 12 изданий, 3-й год — 1900, 9 изданий), к рая использовалась во мн. воскресных школах России. А. разработала программу и методику бесед по лит-ре со взрослыми учащимися Представляла работу своей и др воскресных школ на рос. и междунар. выставках. Была избрана (1901) вице президентом Междунар. лиги образования.
Соч Полгода из жизни воскресной школы, СПБ 1895, Передуманное и пережи тое, M,[1912]
Лит.: XД Алчевская Полувековой юбилей,M,1912, ФридьеваH Я, Жизнь для просвещения народа, М., 1963 (библ), Мухин М И Пед взгляды и просветительская деятельностьXД Алчев ской, К, 1979 (на укр яз).
АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ, Тумим-Альмединген, Наталия Алексеевна (1883, Петербург, — 1943, Ленинград), деятель в области дошк. воспитания. После окончания гимназии училась на Бестужевских курсах (1902—05) В 1909—17 ред. журналов «Воспитание и обучение» и «Родник», активный сотрудник Петерб. Фребелевского об-ва (с 1907). Одна из инициаторов и организаторов 1-го Всерос. съезда по семейному воспитанию (1912—13). С 1919 проф., в 1923—24 ректор Петрогр. ин-та дошк. образования, в 1925—29 зав. кафедрой дошк. педагогики ЛГПИ им. Герцена. В годы сов. власти разрабатывала организац. и метод, вопросы работы дет сада, в частности преемственности дет. сада и школы. Выступала за использование возможностей разл. пед. систем в практике обществ, дошк. воспитания. Была сторонницей оптимального сочета ния семейного и обществ, дошк. воспитания в рамках традиц. продолжительности работы дет. сада (4—6 час в день). Выпускала пособия для «нулевых» (подготовительных) классов, а также по вопросам пед. просвещения населения. В 30-е гг. исследовала историю заруб, дошк. педагогики. Составила первую отеч. хрестоматию по истории дошк педагогики, охватывающую период с кон. ср. веков до сер. 19 в (1940).
Соч Портфель дощк работника, М -П, 1923 (соавт), Дошк учреждения и внешний мир (работа с семьей и населением), М, [1924], Что такое дошк воспитание, М — П, 19242, Пед опыты и взгляды P Оуэна М, 1960Л. H. Литвин.
АЛЬТ (Alt) Роберт (4 9.1905, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 13.12.1978, Берлин), педагог и деятель нар. образования ГДР, проф. (1946), д. ч. АН (1961), АПН (1970) ГДР. В 1924—28 учился в ун-тах Бреслау, Берлина и в Пед. академии (Франкфурт-на-Майне). До 1933 учитель, профсоюзный деятель. В 1941—45 узник фаш. концлагерей. С сер. 1945 директор первых курсов «новых учителей» (учителей-антифашистов), преподаватель Высш. пед. школы в Берлине. Зав. кафедрой педагогики (с 1952) Гумбольдтовского ун-та в Берлине. Один из учредителей (1947) Об-ва по распространению науч. знаний. Автор учебников для школ, трудов по организации нар. образования и по истории педагогики, среди к-рых фундаментальный «Атлас иллюстраций по истории школы и воспитания» («Bilderatlas zur Schul- und Erziehungsgeschichte», Bd l — 2, 1965—66). В «Лекциях о воспитании на ранних ступенях развития человечества» (изд. 1956) проанализировал зарождение организованного воспитания из спонтанных процессов передачи трудового опыта от старших поколений к младшим.
Соч.: Pädagogische Werke, Bd 1—2В., 1985—87Die Industrieschulen, В. —Lpz., 1948;Erziehung und Gesellschaft, B., 1975; в рус. пер, — Прогрессивный характер педагогики Коменского, М., 1959.
Л. И. Писарева.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ(от лат.alter — другой), — «свободные III к о-л ы», в странах Зап. Европы и США неполные и полные ср. школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в кон. 60-х гг. 20 в. в развитых капитали-стич. странах в рамках антиавторитарных пед. движений. Наиб, распространение получили в США. Задача А. ш. — обеспечение индивидуализации и дифференциации преподавания большого числа элективных предметов и курсов обучения с помощью специализиров. уч. базы и методов. Представлены более чем 10 типами. «Открытые школы» действуют без разделения на традиц. классы с фиксиров. составом учащихся, чШ колы без стен» ориентируются на широкое использование воспитат. возможностей местной общины, к-рая в свою очередь оказывается объектом уч.-вос-штгат. работы. «У чебные цент-р ы» — специализированные, своего рода уч.-производств. комбинаты, открытые для всех школьников данной местности и посещаемые ими по собств. выбору или в течение одной уч. четверти, или один раз в неделю в течение уч. года. «М а г. и и тные школы» — уч. центры, привлекающие к себе учащихся для углублённого изучения конкретной области знания (уч. предмета, практич. курса). Будучи по сути внепрограммными уч. заведениями, они организуются при местных ун-тах, фабриках, больницах. «У чебные парки», крупнейшие из альтернативных внепрограммных уч. заведений, организуют многочисленные доп. курсы для старшеклассников по разл. предметам — от греч. яз. до собаководства и самолётовождения. «Уличные академии», в отличие от предыдущих А. ш., не дополняют обычное образование, а обеспечивают ср. образование молодёжи, по разным причинам, обычно социальным, его не получившей.
Лит.: Бурж. педагогика на совр. этапе, М., 1984. В.М. Пивоваров. АЛЬТРУИЗМ (франц.altruisme, от лат.alter — другой), нравственный принцип,
предписывающий сострадание к др. людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В истории культуры и в филос. этике идея А. формулируется, в противоположность эгоизму, как реакция на обособление интересов людей, их взаимоотчуждение.
О гуманистич. направленности А. свидетельствуют «золотое правило» нравственности и религиозная заповедь («Возлюби ближнего, как самого себя»). Как требование нравственности и человечности А. представляет одно из нормативных оснований морали и гуманизма. Предполагает самоотречение, ибо забота об интересе ближнего возможна, как правило, при ущемлении собств. интереса. Как принцип межличностных отношений А. конкретизируется во взаимосвязанных моральных предписаниях, соответствующих принципам: справедливости — «Поступай так, чтобы интерес др. человека не превращался для тебя в средство достижения собств. целей»; уважения — «В своих поступках не ущемляй интересы и права др. человека»; любви или соучастия — «Поступай так, чтобы интерес др. человека становился целью твоего поступка». Нередко А. отрицается как выражение христианско-бурж. морали и считается излишним в морали, провозглашающей основным принцип коллективизма. А. непосредственно воплощает человеч. идеал всеобщего братства и ведёт к утверждению отношений, противоречащих классово-корпоративным и патерналистским нормам. Практически он находит выражение в благодеянии, благотворительности. Р. Г. Апресян.
АМЕРЛИНГ(Amerling) Карел Славой (18.9.1807, Клатови, — 9.11.1884, Прага), чеш. педагог, философ, врач, естествоиспытатель. Последователь филос.-пед. идей Я. А. Коменского. Основал в Праге (1839) нац. воспитательное учреждение «Будеч»(Budec) как пед. центр для подготовки учителей и (впервые) учительниц нар. школ, где было организовано обучение ремесленно-худож. специальностям. Наряду с кабинетами и мастерскими там были музей, ботанич. сад, типография. В 1848—68 директор первой чеш. образцовой школы, при к-рой создал двухгодичные пед. курсы (позднее школа реорганизована в учительский ин-т его имени). В 1871 открыл леч.-воспитат. заведение для душевнобольных детей.
В области организации и содержания образования выступал сторонником принципа единой школы, к-рому следовал не только в организации, но и в создании обучения. В программе для чеш. нар. школ (1848) отводил ведущую роль естествознанию, ручному труду и родино-ведению, рекомендовал шире использовать наглядность в обучении. А. был автором уч.-метод. и наглядных пособий, составил первые в Чехии практич. пособия по химии, технологии, ботанике. Пропагандировал жен. образование. Большое значение придавал повышению уровня общего и проф. образования рабочих, преподавал в воскресной школе в Праге.