Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5330

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложный дефект — это не просто сумма двух и более дефектов; он качественно своеобразен, имеет свою структуру, отличную от составляющих его аномалий. Сочетание дефектов искажает развитие детей в значительно большей степени, чем А. д. других категорий. Обучение и воспитание детей со сложными дефектами осуществляются в специальных уч.-воспитат. учреждениях, куда они направляются на основании заключения медико-пед. комиссии в соответствии со степенью выраженности того или другого дефекта.

Особую группу составляют слепо-глухонемые дети. Они страдают глубокими нарушениями зрения, слуха и связанным с глухотой отсутствием речи. Если слух потерян в возрасте до 5 лет, когда речь ещё окончательно не сформировалась, то без спец. занятий речь ребёнка распадается. Слепоглухонемые дети лишены возможности обычного общения с людьми, их связь с внеш. миром крайне ограничена, поэтому их развитие существенно отличается от развития не только нормальных детей, но и др. категорий А. д. Слепоглухонемые дети, не получившие своевременно спец. обучения и воспитания, отличаются глубоким недоразвитием психики.

Развитие компенсаторных возможностей в процессе спец. обучения и воспитания во многом зависит от времени возникновения, степени и характера нарушений зрения и слуха, от сохранности эмоционально-волевой сферы, от первичной сохранности интеллекта ребёнка. В Рос. Федерации обучение и воспитание осуществляются в спец. детском доме для слепоглухонемых, к-рый расположен в г. Сергиев Посад Московской обл. и находится в ведении Мин-ва социальной защиты. Направляемые туда дети предварительно проходят комплексное клинико-психологическое обследование. Спец. пед. воздействия направлены на организацию поведения слепоглухонемых детей, на формирование их познават.-практич. деятельности, пространств, ориентации, разл. форм словесной речи, на развитие остаточного зрения и слуха, на обучение несложным профессиям.

Первыми средствами общения со сле-поглухонемым ребёнком являются жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к дактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи спец. приёмов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту. Формирование устной (звуковой) речи ведётся гл. обр. с использованием осязания. Для обучения детей шк. возраста применяют спец. техн. средства общения — телетактор, а для детей с остаточным зрением — визуальные дисплеи.


Лит.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, М., 1962; Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, Ми974; Мареева Р. А., Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье, М., 1979; Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. Сб. науч. тр., под ред. В. Н. Чул-кова и др., М., 1986.

 

АНОПОВ Иван Алексеевич [1844—18.1 (31.2).1907, Петербург], педагог, обществ, деятель. Окончил Петерб. технол. ин-т (1866), с 1876 директор Лодзинского высш. ремесл. уч-ща, с 1880 директор Петерб. ремесл. уч-ща. Чл. Пост, комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва; с 1892 руководитель отделения пром. уч-щ МНП. Один из организаторов и руководителей съездов по техн. и проф. образованию. Участвовал в разработке положений об отд. типах уч. заведений, установленных законом «Основные положения о пром. уч-щах» (1888), а также уставов гос., обществ, и частных уч. заведений («Устав ср. техн. уч-щ», 1889; «Таблица числа асов уч. занятий в неделю в пром. уч-щах», 1889; «Устав низших техн. уч-щ», 1890, и др.). Способствовал открытию новых проф.-тех. уч-щ.

В труде «Опыт систематич. обозрения материалов к изучению совр. состояния ср. и низшего техн. и ремесл. образования в России» (1889) систематизировал сеть проф. уч. заведений и дал анализ состояния проф.-тех. образования. В отчёте Лодзинского ремесл. уч-ща обосновывал необходимость общего образования как базы профессионального, обобщил опыт работы этого уч. заведения, дававшего как общее среднее, так и ср. спец. образование. В работе «По вопросу о ср. общеобразоват. школе с применением её к запросам и нуждам совр. жизни нек-рых местностей России» (1891) предложил новый тип ср. уч. заведения, к-рое на основе сближения общеобразоват. и проф. подготовки готовило бы к продолжению образования и к практич. деятельности.

С 1900 зав. уч. отделом Мин-ва финансов. Был инициатором пересмотра Положения о коммерч. уч-щах (1894): коммерч. уч-ща стали (с 1900) общеобразоват. уч. заведениями, дававшими углублённую подготовку по естеств.-матем. профилю, а также нач. коммерч. знания. При участии А. были реформированы и торговые школы, ставшие низшими проф. уч-щами для подготовки продавцов, кассиров и др.

По инициативе А. было принято новое «Положение о худож.-пром. образовании» (1902), в к-ром пересмотрены орга-низац. структура и содержание обучения в сторону усиления техн., прикладной подготовки.

Соч.: Отчет Лодзинского ремесл. уч-ща за 1875—76, Лодзь, 1877; то же за 1880—81, Лодзь, 1882; Совр. состояние техн. и проф. образования в России, СПБ, 1895.


Лит.: Памяти И. А. Анопова, «Техн. образование», 1907,м l; Антология пед. мысли, сост. Н. Н. Кузьмин, т. 2. — Рус. педагоги и деятели нар. образования о трудовом воспитании и проф. образовании, М., 1989, с. 260—61.H. H. Кузьмин.

 

АНТИПАТИЯ (греч.antipätheia, от ап-ti- — приставка со значением враждебности иpäthos — чувство), чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. А. противоположна симпатии. А., как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к людям безнравственным, жестоким и т. п.

Р. Г. Апресян.

 

АНТИПЕДАГОГИКА, течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки,X. фон Шёнебек (все — ФРГ), А. Миллер (Швейцария).

Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60—80-х гг.{гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос об изменении методов пед. воздействий в духе традицийсвободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового.

А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщённости поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.

А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребёнка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребёнка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведёт к гуманизации общества.


А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках).

А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, «Новые исследования в пед. науках», 1986,Nil; Bereiter С.,Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmühl E. v о ц, Antipädagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim — Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipädagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipädagogik im Dialog: eine Einführung in antipädagogisches Denken, Weinheim, 1985.

В. Я. Пилиповский.

 

АНТИЧНОСТЬ, педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит, эволюции полиса (города-государства), в Риме — к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч. республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. культуры, именно в античности сложились пед. идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, к-рого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спорт. состязаний, и на пиру («Всегда быть лучшим и превосходить других») требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

Осн. метод воспитания — подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитат. институтом в полисах 7—6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, слову. Чин праздника скреплял общину изнутри. Извне заставляли сплотиться постоянные усобицы. Поэтому другим осн. элементом воспитания юноши становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание).


Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой подчинённых периэков и покорённых илотов привела к созданию (нач. 6 в. до н. э.) и консервации на 3 столетия воен. гос-ва со своей системой воспитания солдат, солдатских жён и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью к-рого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит, чертой являлась жёсткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года — от 8 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки») и 5-летней «эфебии» — от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», — спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды — на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам.

Физич. упражнения предполагали развитие силы, ловкости, выносливости, но не телесной красоты. Постоянные стычки сверстников вырабатывали нечувствительность к боли, демонстрируемую во время обряда публичного бичевания; на празднике гимнопедий (с сер. 6 в. до н. э.) юноши, выступавшие нагими (что первоначально имело чисто ритуальный смысл), показывали способность переносить зной; во время криптий (тайных вылазок с целью устрашения и убийства илотов) зимой ходили босиком и спали на голой земле. Гимнастика, соревнования по бегу, строгий уклад жизни физически укрепляли девушек и должны были служить улучшению спартанской породы.

Интеллектуальное воспитание спартиа-тов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили её способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в. до н. э.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской. Это, однако, не означало снижения роли спорта в системе воинской подготовки в Спарте. Чувство коллективизма поддерживалось также обществ. трапезами.

На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение.