ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5328
Скачиваний: 25
В кон. 18 — нач. 19 вв. с расширением содержания обучения состав помещений в зап.-европ. школах усложнялся. В фи-лантропинах (см. Филантропизм) выделялись спец. комнаты для занятий музыкой, рисованием, ручным трудом, в нач. сельских (т. н. индустриальных) школах и дет. «колониях» — мастерские. Нач. школы взаимного обучения (Белл — Ланкастерская система) потребовали больших залов (в нек-рых случаях трансформировавшихся) на 350 и более уч-ся.
Систематич. строительство спец. зданий для школ разных типов началось во 2-й пол. 19 в., когда в основном определилась функциональная структура каждого типа. Гимназии и др. ср. школы в Зап. Европе 19 в. наряду с театрами, дворцами, ратушами стали самыми значит, сооружениями городов. Здания ср. школ, следуя архит. моде, отличались свободной интерпретацией одного из существовавших архит. стилей (рис. 4). Внутр. пространства имели преим. симметричную композицию с большими, богато декориров. залами и обширными вестибюлями, широкими лестницами и сводчатыми коридорами. Классы располагались в боковых крыльях зданий.
К кон. 19 в. определились пед. и сан.-гигиенич. требования к помещениям шк. зданий. В 1—2-этажных нач. сел. школах по-прежнему размещались 1—2 уч. класса и, как правило, квартира для учителя. Гор. нач. школы строились в 3—4 этажа на 6—20 классов (45—80 учеников в каждом). Предусматривались также залы для рисования, ручного труда и домоводства, квартира инспектора, служебные помещения, иногда б-ка, общий зал для занятий и торжеств. Здание оборудовалось санузлами и душевыми. Для гим-настич. зала часто строили отд. флигель. При школе имелся двор. Норма уч. площади на ученика составляла 0,7- 1,25 м2 при высоте класса не менее 3,5 м. Хотя ср. школы разных стран отличались организацией уч. процесса, состав их помещений был примерно одинаков: классы (на 40—45 учеников), имевшие обычно гардероб с умывальником, гл. аудитория на 500—600 чел., зал для рисования, черчения, хим., физ., биол. лаборатории с подсобными помещениями, мастерские для труда и домоводства, гимнастич. зал с душевыми; санузлы располагались на каждом этаже. Норма площади на ученика была 1,0—1,3 м2, для чертёжных классов — до 2 м2 при высоте помещений не менее 3,6 м. В одном здании могли размещаться 2, иногда 3 разные школы (рис. 5).
К нач. 20 в. шк. здания (в США, а затем и в др. странах) стали обществ, центрами жилого р-на, где организовывались учёба и досуг взрослых, мед. профилактика населения. С распространением каркасных конструкций появилась возможность более свободной планировки и сплошного остекления помещений. Но внутр. организация шк. зданий, оставаясь прежней (симметричная композиция, развитая по вертикали в едином многоэтажном объёме), не обеспечивала оптимальных взаимосвязей помещений. Разработки 20—40-х гг. были направлены на поиски новых объёмно-пространств. форм сооружений и функционального взаимодействия внутр. помещений. Школы проектировались на основе блочной и павильонной композиц. схем с выделением отд. блоков: учебных для разных возрастов, общего (с залом, б-кой), спортивного и хозяйственного. Проектирование и стр-во школ павильонного типа было характерным для Великобритании. Отд. шк. павильоны с помещениями разл. назначения компоновались свободно, образуя обширные пространства для игр, отдыха, занятий спортом. Подобная компоновка небольших зданий способствовала пространств, адаптации детей и оптимальной солнечной освещённости. Удорожание стр-ва и увеличение площади застройки компенсировались рациональным использованием территории и важной для воспитания детей не-посредств. связью с природой.
Шк. здания и комплексы 50—60-х гг. стали заметным явлением в архитектуре своего времени. Одноэтажные здания нач. школ со скатными кровлями (6—8 классных комнат) напоминали жилые дома. 2—3-этажные ср. школы и более крупные начальные компоновались из отд. блоков, к-рые либо образовывали большой закрытый двор или неск. маленьких дворов при каждом блоке, либо свободно размещались в окружающем пространстве. Применение верхнего освещения расширило свободу в ориентации зданий и использовании их глубины, что повлияло и на свободу композиции сооружений. Уч. заведения строились в соответствии с нац. традициями и климатич. особенностями стран (напр., для Финляндии характерны волнообразные объёмы зданий нач. школ, органически вписывающиеся в окружающий ландшафт; в странах с жарким климатом школы имели солнцезащиту, для занятий оборудовали открытые веранды, внутр. дворики).
В зап.-европ. странах и США с нач. 60-х гг. появились школы разл. конфигурации в плане (круглые, косоугольные, иррегулярные и др.). Строились также здания со свободной композицией из криволинейных пространств, подобных созданным детьми во время игровых строит. экспериментов — «архитектура» детей не имела прямых углов и включала обширные помещения для всех и небольшие т. н. уголки мечтаний (впервые подобные решения применил нем. арх. Г. Шарун).
При стр-ве нач. школ применяются преим. неоштукатуренный кирпич и ес-теств. материалы, проявляющие в отделке свою фактуру (рис. 6). Часто шк. здание собирается из модульных элементов (щитов, панелей) неск. типов, позволяющих получать разнообразные формы сооружения. Повышается внимание к внутр. организации зданий. При разработке внутр. пространства учитывается стремление детей мл. возраста к свободной организации своей деятельности, частой смене занятий. В зданиях нач. школ (как правило, включающих дет. сад) получила распространение планировка с большим залом, окружённым помещениями, к-рые образуют единое пространство для игровой и уч. деятельности (рис. 7).
В организации внутр. пространства ср. школ учитываются изменяющиеся пед. требования. Здания школ составляются из отд. секций разной степени «гибкости»: общих (со сменной функциональной программой), специальных (со стационарным оборудованием) и обслуживающих (коммуникаций и сан.-техн. кабин). Из этих секций можно компоновать школы или комплексы для разл. систем обучения. Популярен принцип трансформации внутр. пространства при помощи мобильных перегородок, шкафов или передвижного оборудования. Растёт типовое стр-во, сооружаются школы из объёмных блоков (рис. 8). Внутр. планировка школ учитывает также расширение социальных функций шк. зданий как центров общения и культуры жилого р-на, проекты предусматривают автономное использование и спорт, зала, б-ки, мастерских.
В России систематич. строительство спец. зданий для уч. заведений началось во 2-й пол. 19 в. Богато декорированные дворцового типа здания гимназий в классическом, позднее в псевдорусском стиле и (с нач. 20 в.) в стиле «модерн» играли значит, роль в формировании архит. ансамблей крупных городов (рис. 9). Обычный архит. тип небольшого шк. здания (гор. уч-щеит. п.) с симметричными боковыми выступами (ризалитами) и портиком зала почти не выделялся из рядовой застройки.
Внутр. планировка гор. школ во многом напоминала зап.-европ. образцы. Нач. школы обычно включали классы и квартиру учителя. Лучшие ср. школы строились 2 —3-этажными и состояли из уч. классов (один запасной), кабинетов физики, химии, биологии, рисования и черчения, зала-рекреации, гимнастич. зала, б-ки; предусматривались также учительская, кабинеты директора, врача, столовая. Часто при школе располагались квартиры инспектора и служащих. В 1907 были определены оптимальные параметры осн. помещений школы и сан.-гигиенич. требования к шк. зданиям: в классе (рассчитывался на 40 уч-ся) на человека должно было приходиться 1,2 м2, в рекреациях — 1 м2, во дворе_ 4,7 м, ширина коридоров составляла 3,5 м, лестницы — 1,4 м; отношение площади окон к площади пола принималось как 1: 4,5. Обязательным признавалось центр, отопление (в городах) и вентиляция с двукратным обменом воздуха в час.
Архитектура школ в Рос. Федерации. В 20-е гг. из-за значит, роста шк. сети большинство школ размещалось в приспособленных зданиях. Одновременно шли поиски архит. типа новых дет. учреждений для стр-ва в сложившейся гор. застройке. Шк. здания 20-х — сер. 30-х гг. в стиле конструктивизма представляли собой комбинации из простых объёмов, соответствующих функциональным блокам (уч., общешк., спортивному и др.), что предвосхищало мн. совр. композиционные идеи. Школы нередко проектировались как дворцы, организующие целые градостроит. ансамбли (рис. 10). Подобные сооружения требовали индивидуального проектирования и не могли обеспечить растущую потребность в школах, особенно в связи с расширением неполного среднего и ср. образования. С сер. 30-х гг. стр-во шк. зданий приобрело массовый характер. Распространился тип 3—4-этажной гор. школы на 400—800 уч-ся, в к-рой располагались классные комнаты и б-ка. В 50-е гг. по типовым проектам строились школы на 440, 800, 960 уч-ся. В них предусматривались лабораторные помещения, актовый и гимнастич. залы, мастерские, учительская. К школам, не имевшим залов и мастерских, пристраивались блоки с этими помещениями.
До сер. 60-х гг. в городах были распространены 5-этажные 8-летние школы. В соответствии с общей тенденцией сов. А. 40—50-х гг. фасады шк. зданий украшали порталы с лепниной, наличники арочных окон, карнизы (рис. 11). В городах получили распространение шк. здания по типовым проектам А. Т. Капустиной. Строились краснокирпичные школы с белыми штукатурными фронтонами или с пристроенными порталами с колоннами. С сер. 50-х гг. шк. здания с улиц переместились в глубь новых жилых кварталов. Их внешний облик постепенно освобождался от излишнего декоративного убранства. Эти сооружения из кирпича и крупных блоков, сохранившие симметричную композицию, имели ряд существенных недостатков: широкие простенки между окнами (нарушавшие нормальную освещённость классов), малые размеры залов (размещались на верхних этажах, что приводило к нерациональным передвижениям учащихся в течение уч. дня). В Ленинграде применялся эксперим. метод свободной компоновки школ из одинаковых уч. и зальных блоков (арх. С. И. Евдокимов), разнообразивший шк. здания.
С сер. 60-х гг. началось индустр. стр-во школ из сборных каркасно-па-нельных конструкций. Высота зданий снизилась до 2—4 этажей, их вместимость увеличилась до 960—1280 уч-ся. Наиб, перспективными оказались школы, состоящие из 2 соединённых переходом линейных блоков: учебного и зального (с мастерскими и столовой). Переходный блок в разных вариантах включал вестибюль, мастерские, лаборатории. Вместо коридорной рекреации стали применяться удлинённые залы с боковым освещением. Рост числа жителей в гор. микрорайонах привёл к необходимости проектирования укрупнённых школ на 50- 60 кл., а в перспективе -шк. комплексов на 90—120 кл. Щк. здания на 60 кл. с разделением на 2 возрастные уч. секции строились в Москве (арх. И. Н. Кас-тель) и др. городах. Оптимальной была признана школа вместимостью 30 кл., и в 80-х гг. укрупнение школ достигается путём создания комплексов из 2—4 таких школ или из автономных школ для разного возраста и общешк. центра.
В 70—80-х гг. ведущие позиции в разработке совр. типов шк. зданий занял коллектив под руководством В. И. Степанова. Совр. шк. здание включает 2 уч. блока (для мл. и ст. школьников) с автономными входами и вестибюлями, блоки продлённого дня и общешкольный. В общешк. блок входят актовый и физкультурный залы, столовая, мастерские и классы домоводства, пения и рисования, а также б-ка, кабинет ТСО, техн. центр (рис. 12). Разделение уч. секций позволило ввести в школе для каждой возрастной группы свой режим дня.
Совр. типовые и эксперим. школы строятся в большинстве случаев в 2—3 этажа и компонуются из блоков разл. конфигурации. Сооружаются и одноэтажные крупные школы. Выразительность внеш. форм каркасных и панельных шк. зданий достигается путём контрастного сочетания объёмов, применения цвета и элементов декоративного оформления (рис. 13). Дальнейшая эволюция А. шк. зданий связана с созданием помещений для подготовит, групп с рекреациями-спальнями, классов ручного труда мл. школьников и уч. мастерских для старших (табл. 1), а также уч. центров, состоящих из информац. отдела с б-кой, кабинетами индивидуальных занятий, лекционной аудитории, распределит, пункта ТСО. Усложнившаяся функциональная структура школы требует определённой вариантности использования помещений. Первой ступенью — «гибкости» обладает классная комната, к-рая может использоваться и как уч. кабинет, помещение для группы продлённого дня, б-ка и др. Макс, возможности имеются у компактной уч. секции (в плане близкой к квадрату) с 3—4 классами и рекреационным залом. В этом случае зал используется для занятий физкультурой или как игровое пространство для мл. классов, а др. помещения объединяются для разных уч. целей и внеклассной работы. Проекты одноэтажных школ с применением верхнего освещения делают возможной полную трансформацию помещений. Однако для классных помещений такое решение нежелательно из-за негативного психол. воздействия глухих стен. Увеличение «гибкости» достигается каркасными конструкциями с пролётом не менее 18 м. При стр-ве шк. зданий учитываются совр. нормы площади на 1 уч-ся: общей рабочей площади 3,9 м2, площади классов 1,3 м2, кабинетов 1,63 м2, лабораторий 2,0 м2, мастерских 3,5—5,7 м2, рекреаций 0,5 м2. Заметна тенденция к увеличению норм площади: общей рабочей до 4,4 м2, учебной — до 2,0—2,4 м2.
Компоновка секций шк. зданий зависит от характера застройки, ландшафтной и климатич. ситуации. В плотной застройке применяются близкие к центрической архит. схемы, напр. периметраль-ная с развитым общешк. блоком в центре. Блочные и павильонные конструкции используются гл. обр. в сел. или пригородной зоне и на рельефе. В жарком климате целесообразны павильонные конструкции, а также периметральные с обширным озеленённым двором. Для сев. р-нов желательны компактные архит. решения, уменьшающие теплопотери, наличие крытого холла (на всю высоту здания), бассейна и зимнего сада. Активно ведутся поиски обособления компактных уч. блоков и их оптимального расположения по отношению к зальным корпусам. Широко используются типовые проекты сел. школ, в т. ч. малокомплектных (в Рос. Федерации -св. 60), учитывающие совр. требования к А. уч.-воспитат. комплексов и помещений для отдыха, спортивных и др. занятий.