Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5315

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во 2-й пол. 18 в. в академич. гимназии А. под назв. «матем. география» входила в курс географии (наряду с физической и натуральной). Использовался учебник Г. В. Крафта (1739), первая глава к-рого содержала изложение систем мира Птолемея, Т. Браге и Коперника с соотствующими чертежами-схемами, доказательствами шарообразности, вращения и обращения Земли, а также основ сферич. А. Подобное содержание матем. география (А.) сохраняла в значит, мере неизменным ок. 100 лет.

По уставу нар. уч-щ 1786 астрономич. знания вошли в уч. лит-ру для нар. школы. Частично сведения по А. включались также в курс физики. Первые учебники по матем. географии и физике M. E. Головина изданы в 1787. В учебнике физики космографич. глава включала описание как видимого (по Птолемею), так и истинного движения небесных тел (по Копернику). «Краткое руководство к матем. географии...» (автор Головин) — первый задачник по А., содержавший ок. 50 задач, в основном практич. характера, решавшихся при помощи земного и небесного глобусов. Мн. задачи используются при изучении нач. курса А. и в совр. ср. и высш. школе.

В кон. 18 в. А. в виде метод, бесед вошла в уч. планы учительской семинарии, открытой в 1783 при Гл. нар. уч-ще (Петербург). К нач. 19 в. матем. география входила также в уч. планы духовных уч-щ, под таким же названием элементы сферич. и практич. А. включались в нач. курс географии в объёме, необходимом для понимания смены времён года, различия тепловых поясов и т. д. Ввиду сложности значит, части астрономич. понятий для учащихся мл. классов к сер. 19 в. в шк. преподавании А. отчётливо проявилась тенденция к ограничению этих знаний и созданию интегрального предмета в курсе нач. обучения — родиноведения (отчизноведения), предшественника совр. курса природоведения.

Со 2-й пол. 19 в. в курсы матем. географии и физики ср. школы включались элементы небесной механики (законы Кеплера и всемирного тяготения), а позднее и астрофиз. сведения о природе небесных тел (в описат. плане). В кон. 19- нач. 20 вв. А. под названием «Космография» вошла в уч. план гимназий (1 ч в нед), реальных и коммерч. уч-щ (2 ч), кадетских корпусов. Преподавание велось по учебникам А. Ф. Малинина и К. П. Буренина, К. Д.Краевича, А. Н. Савича, Д. М. Перевощикова, М. В. Певцова и др. Уч. астрономич. атласы 19 в. содержали схему Солнечной системы с указанием расстояний до планет, рисунки, поясняющие сравнит, размеры небесных тел, смену фаз Луны, обстоятельства солнечных и лунных затмений. Широкое распространение получили настенные таблицы по матем. географии Я. Ковальского и Н. Животов-ского (1880). В перечни наглядных пособий кроме глобусов входили теллурии, приборы для демонстрации видимого движения Солнца на разл. широтах, взаимного расположения планет на орбитах и «универсальный аппарат» — предшественник планетария.


В нач. 20 в. в совершенствовании содержания астрономич. образования и создании новых программ по А. приняли участие Рус. астрономическое об-во (1890—1932), Рос. об-во любителей ми-роведения (1908—32), учёные-астрономы С. Н. Блажко, А. А. Иванов, П. К. Штернберг и др. Были изданы учебники для разл. типов ср. уч. заведений, сборник задач и упражнений

H. П. Каменыцикова, пособие по организации практич. работ и наблюдений Н. В. Платонова. Учебники К. Д. Покровского отличались чёткой метод, системой изложения традиц. разделов курса, включали задачи и упражнения, книги Каменьщикова содержали сведения по истории развития А., пособия С. П. Гла-зенапа удачно сочетали науч. строгость и доступность изложения при описании природы небесных тел, инструментов и методов астрономич. исследований. Эти книги, а также учебники С. В. Щербакова, И. В. Полака и др. позже использовались и в сов. школе. Вопросы совершенствования преподавания А., подготовки и переподготовки учителей были поставлены на Всерос. совещании преподавателей физики, химии и космографии (Москва, 1917).

В период становления сов. школы А. как самостоят, уч. предмет не преподавалась; соответствующий мат-л включался в курсы географии, физики и математики; на нач. ступени элементы А. входили в курс родиноведения. Значит, астрономич. материал содержали комплексные программы ГУС (с 1923—25), в к-рых отмечалось, что «все астрономич. темы проходятся методом наблюдения невооружённым глазом самими учащимися». Важную роль в становлении курса и развитии методов обучения А., в частности школьных астрономич. наблюдений, сыграли «Рабочие книги по астрономии» M. E. Набокова.

В 30-х гг. А. как самостоят, уч. предмет вошла в уч. планы ст. классов ср. школы (1 ч в нед). Нек-рые первонач. астрономич. сведения уч-ся получали в курсе физ. географии (2—4-й кл.), впоследствии в курсе природоведения. В 1935 был издан первый сов. стабильный учебник по астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова и Набокова в двух частях: общей и астрофизической. В учебнике 1947 (автор Воронцов-Вельяминов) была сделана попытка перенести вопросы сферич. А. в заключит, часть курса и начать его изложение с астрофизики. В последующих изданиях учебника была восстановлена традиц. последовательность изложения.

Наиб, существенные изменения были внесены в программу курса А. в 1970 в связи с переходом школ на новое содержание образования. Однако значение мн. фундам. открытий в науке (пульсары, квазары, реликтовое излучение и др.), заставивших по-новому взглянуть на строение и эволюцию Вселенной, было осознано уже после перехода школ на новые программы, что явилось предпосылкой дальнейшего их совершенствования. Особенно изменилась структура заключит, части курса: объединение вопросов космогонии и космологии в единую тему «Строение и эволюция Вселенной» позволило ликвидировать дублирование мат-ла, отказаться от малозначит. деталей и на более совр. уровне подойти к изложению осн. идеи курса — развитие Вселенной.


В 1980 создана базисная программа по А., в к-рой специально отобранный мат-л сгруппирован вокруг осн. идей совр. А. На её основе составляются функциональные программы для ср. школ, ср. проф.-тех. училищ и ср. спец. уч. заведений с учётом их специфики. В 1981 в программу для ср. школы включены новые разделы — «Межпредметные связи» и «Основные требования к знаниям

и умениям учащихся». В 1985 усовершенствована базисная программа и разработана программа по А. для ср. школы (1 ч в нед в выпускном кл.), включающая «Введение» и 6 тем: «Практич. основы А» (объясняет астрономич. явления, наблюдаемые невооружённым глазом), «Движение небесных тел», «Методы астрофиз. исследований», «Природа тел Солнечной системы», «Звёзды и Солнце», «Строение и эволюцич Вселенной». Заключит, лекция посвящена совр. достижениям и роли А.

В соответствии с этой программой был переработан стабильный учебник Б, А. Воронцова-Вельяминова (1987), а также изданы пробные учебники Е. П. Левитана (1985), А. В. Засова и Э. В. Кононовича (1986) и В. В. Пор-фирьева (1987).

В целях удовлетворения интереса учащихся ср. шк. возраста элементы А. включены в эксперим. интегральные курсы «Естествознание» (5—7-й кл.), «Физика и астрономия» (7—11-й кл.). В курсе естествознания даются первонач. представления о виде звёздного неба, о связи сезонных явлений с годичным движением Земли, природе нашей планеты, строении и составе Солнечной системы. В курсе «Физика и А.» с опорой на уже освоенные знания по физике последовательно рассматривается адаптированный для соотв. возраста материал след, тем: «Практич. основы А.» (8-й кл.), «Движение небесных тел» (9-й кл.), «Природа тел Солнечной системы» (10-й кл.). Две заключит, темы курса изучаются в 11-м кл.

Для углублённого изучения А. разработаны программы факультативных курсов: «Мироведение» (8-й кл.); «Основы космонавтики» (9-й кл.) и «Физика космоса» (10-й кл.); изданы пособия «Небесные светила — надёжные ориентиры» Е, А. Саркисян (1981), «Основы космонавтики» А. Д. Марленского (1975, 2 изд., 1985).

Методика преподавания астрономии. Первонач. метод, рекомендации по преподаванию А. в школе содержались в учебниках. В 1947 была издана «Методика преподавания астрономии в ср. школе» Набокова (2 изд., 1955), в 1960 вышла книга для учителей В. А. Шиша-кова.

Существенную помощь школе оказывают журн. «Физика в школе» (осн. в 1937), публикующий статьи, освещающие метод, проблемы преподавания А. в ср. школе, отделения Всес. астрономо-геодезич. об-ва при АН СССР (ВАГО, осн. в 1932). Издаваемый ВАГО журн. «Земля и Вселенная» (с 1965) публикует статьи, содержащие сведения, необходимые для самообразования учителя А. Изд-во «Просвещение» в б-ке «Мир знаний» издаёт науч.-популярную лит-ру по А.


Разработка методики преподавания А. в ср. школе оказала влияние на совершенствование астрономич. подготовки учителей. Были изданы учебники по А. для пед. ин-тов и ун-тов И. Ф. Полака (1930), П. И. Попова, К. Л. Баева, Р. В. Куницкого, Воронцова-Вельяминова (1940), «Сб. задач и упражнений по А.» Воронцова-Вельяминова (1939). В 1954 в программы пед. ин-тов введён курс «А. с методикой преподавания её в ср. школе». В 1964 в ряде ин-тов для повышения науч. уровня подготовки учителей А. была введена новая специальность «Физика и А.», уч. план к-рой включает расширенные курсы общей физики, А. и методчки её преподавания. В 1973 издана «Методика преподавания А. в ср. школе» (авторский коллектив под руководством Воронцова-Вельяминова, 2 изд., 1985).

При обучении А. важное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономич. наблюдения, к-рые являются основой для определения геогр. координат, обеспечивают связь курса А. с курсом физ. географии. На уроках А. уч-ся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практич. применение «земнсе» физики в космич. масштабах. Успехи в изучении хим. состава тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космич. технике, позволяют осуществлять более тесную связь курсов химии и А.

В обучении А. используются непо-средств. наблюдения учащихся, проводимые как под руководством учителя, так и самостоятельно, карты звёздного неба и Луны, «Атласы звёздного неба», модели небесной сферы, планетной системы, земные и лунные глобусы, таблицы, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты и кинофильмы. Важную роль в обеспечении наглядности обучения приобретают планетарии, в к-рых читается курс лекций по А. для учащихся ср. уч. заведений, сопровождаемый демонстрацией астрономич. явлений.

Уроки А. проводятся, как правило, в кабинетах физики. В ряде школ учителями совм. с учащимися созданы спец. кабинеты А., а также астрономич. площадки и обсерватории, к-рые используются как база для кружковой работы. Центрами внеклассной и внешк. работы по А. во мн. городах являются кружки при планетариях и др. внешк. учреждениях.

В большинстве заруб, стран А. в виде самостоят, уч. предмета, как правило, не преподаётся, её элементы включаются в курсы природоведения, географии, физики или математики. Число уч. часов, отводимых на изучение А., колеблется от 20 до 90. Наиб, перспективным считается включение астрономич. разделов в курс физики, поскольку это позволяет более основательно и глубоко изложить совр. вопросы астрофизики и космологии (природа и эволюция звёзд, развитие Вселенной).


ЛитиабоковM. E., Очерк истории преподавания астрономии в ср. школе в России и в СССР, в сб.: Ист.-астрономич. исследования, в. 1, М., 1955; Таблицы по астрономии, под ред. П. И. Попова, М., 19552; Левитан Е. П., Методика преподавания ^астрономии в ср. школе, М., 1965; Михайлов А. А., Звездный атлас, содержащий звезды до 8,25 величины, [Л., 19693]; его же, Атлас звездного неба, Л1980 *; Марленский А. Д., Уч. звездный атлас,M., 19703; Куликовский П. Г., Справочник любителя астрономии, М., 1971 *; Андрианов Н. К., Марленский А. Д., Шк. астрономич. обсерватория, М., 1977; и х ж е, Астрономич. наблюдения в школе, М., 1987; 3 и — гель Ф. Ю., Лунные горизонты, М., 1976; его же, Звездная азбука, М., 1981; Я х-н о Г. С., Наблюдения и практич. работы по астрономии в ср. школе,M., 19782; К л и — мишин И. А., Астрономия наших днейM., 19802; Шкловский И. С., Вселенная, жизнь, разум, М., 1987°; К о и о и о-вич Э. В., Солнце — дневная звезда, М., 1982; Да га евM. M., Наблюдения звездного неба, М., 1983"; Комаров В. Н., Новая занимат. астрономия,M., 19832; Шк. астрономич. календарь, в. 1М., 1951 Энциклопедия, словарь юного астронома, М., 1980.Е. К. Страут

 

АТТЕСТАЦИЯ (от лат.attestatio — свидетельство) педагогов, комплексная оценка уровня квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников гос., муниципальных образоват. учреждений.

В Рос. Федерации до нач. 90-х гг. действовали положения об обязательной периодической А. нек-рых категорий пед. работников, принятые в СССР гл. обр. с 1974 и пересмотренные в 1984—87.

В 1992 федеральным Мин-вом образования после длительного эксперимента и предварит, обсуждений предложена система А. пед. работников образоват. учреждений, основывающаяся на единых принципах и позволяющая вместе с тем учитывать кадровые, экон. и др. особенности каждой территории. Цель А. — стимулирование роста квалификации и профессионализма, качества пед. труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищённости педагогов в условиях рыночных экон. отношений путём дифференциации оплаты труда. Задача А. — присвоение педагогу квалификац. категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

Требования к работникам приводятся в квалификац. характеристиках, утверждаемых пр-вом Рос. Федерации. В этих документах указываются должностные обязанности и характеризуются требования к знаниям и умениям работников каждой категории.

Принципы А. — добровольность, открытость, коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к пед. работникам.