Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5297

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Период османского господства (1396- 1878) прервал развитие просвещения и культуры в Б. Стал насаждаться ислам. Слав, школы оставались только при монастырях для подготовки лиц духовного звания. В 16 в. в Софии было неск. школ, в к-рых помимо священников готовили т. н. грамматистов, переписчиков книг, иконописцев. В 17—18 вв. распространённым типом школ стали т. н. ки-лийные школы (от килия — келья). Учителями в них были монахи, священники, церковные служки, а также ремесленники, корчмари и др. Число учащихся в таких школах редко достигало 20—30 чел., учитель индивидуально занимался с учениками, обучая их чтению религ. книг, в меньшей степени письму и начаткам счёта. Учитель в зависимости от успехов ученика получал вознаграждение. В кон.

18 -нач. 19 в. начали распространяться греч., славяно-греч., а затем и болг. нач. школы, использовавшие систему взаимного обучения. Наиб, известность получила Габровская школа, созданная в 1835 по инициативе В. Априлова. В 1873 она стала первой болг. гимназией. В 40-х гг.

19 в. появились первые жен. школы. После освобождения от османского ига (1878) развитие образования значительно ускорилось. В 1880 было провозглашено обязат. 4-летнее нач. обучение, начали открываться ср. общеобразоват. и проф. школы, в 1888 первая высш. школа (София, в 1904 реорганизована в ун-т). Закон 1921 установил продолжительность обязат. обучения в 7 лет (4 года нач. школа и 3 года прогимназия). В шк. систему входили также гос. и частные гимназии, классич. и реальные. Курс полного ср. образования занимал 12 лет. После воен.-фаш. переворота 1934 мн. демокр. элементы в системе образования были отменены. Реальные гимназии преобразованы в реальные уч-ща, фактически тупиковые. В городах открывались т. н. гимназии 2-й ступени, также как и реальные уч-ща не дававшие права на поступление в вузы. На основе курса обязат. обучения действовали разл. проф. уч. заведения. К 1939 насчитывалось всего 5 вузов. Работали св. 200 дошк. учреждений, гл. обр. частных (ок. 10 тыс. воспитанников).

В Нар. Республике Болгарии (1944- 1990) школа была отделена от церкви, ликвидированы частные уч. и воспитат. учреждения. В единую гос. систему образования были включены школы для детей нац. меньшинства (турецкие, цыганские и др.), все дошк. учреждения. К 1949 охват детей нач. школой составил ок. 97%. С 1950 по пост, пр-ва НРБ гимназии и школы обязат. обучения стали объединяться. По закону 1959, ставившему целью укрепление связи школы с жизнью, дошк. воспитание стали осуществлять не только специализиров. учреждения, но и приготовит, классы, объединённые с нач. школами. Обучение на осн. ступени шк. курса устанавливалось в 8 лет; в полной ср. школе — 12 лет. Уже в нач. школе (1—4-е кл.) вводилось трудовое обучение. В 50—70-х гг. значит, развитие получила сеть высших и ср. спец. уч. заведений.


В кон. 50-х гг. упразднены школы для нац. меньшинств; фактически сохранялось (до нач. 80-х гг.) только факультативное преподавание родного языка учащимся-туркам. В 70-е гг. взят курс на переход к всеобщему ср. образованию. Длительность обязат. обучения устанавливалась в 10 лет. В 80-х гг. фактически действовали параллельно 2 модели шк. образования, одна из к-рых (с 8-летним осн. обучением) находилась в стадии ликвидации, другая (с 10-летним базовым курсом) — в стадии становления. В 1990 нормативные док-ты, регулировавшие деятельность школы, признаны не соответствующими изменениям в обществ.-полит, жизни страны. В обстановке отказа от идеологизации гос. жизни, перехода к многопартийности и к новой ориентации на традиц. нац. и общечеловеческие ценности в 1991 принят Закон о шк. образовании.

Современная система образования включает дошк. учреждения для детей 3—6 лет; единую школу, в к-рой выделяются 2 ступени: базовая — начальная (4 года) и неполного среднего (4 года) — и полного ср. образования; проф. и высшие (в т. ч. неполные высшие) уч. заведения. Функции координации деятельности уч. заведений возложены на Мин-во образования и науки, созданное в 1991 вместо двух отраслевых мин-в: нар. просвещения и науки и высш. образования. Мин-ву подведомственны 28 региональных инспекторских управлений. Законом разрешено создание как гос., так и обществ, и частных уч.-воспитат. учреждений. Предусмотрена система их гос. аккредитации.

В нач. 90-х гг. во всех типах д о-школьных учреждений воспитывалось св. 300 тыс. детей; в дет. садах и т. п. было занято ок. 30 тыс. пед. работников.

Общее образование. Возраст обязат. обучения установлен от 6—7 до 16 лет. Осн. предметы нач. школы: родной язык, основы математики, природоведение, физич. воспитание; на интегра-тивной основе преподаются история, основы эстетич. культуры, худож. и техн. творчества. На ступени базового образования добавляются расширенные курсы родного языка и лит-ры, нац. и всемирной истории; вводится изучение иностр. яз., систематич. курсов естеств.-матем., обществоведч. и гуманитарных предметов. Успешность обучения контролируется экзаменами при переходе со ступени на ступень. Для учащихся предусмотрены разл. варианты получения общего образования: в полной ср. школе (или гимназии) или в проф. уч. заведении.

Базовые и полные ср. школы находятся в ведении органов местного самоуправления. Школы конкретизируют осн. положения уч. программ применительно к экон. и социальным условиям своего региона и с учётом интересов учащихся. Школы получили право самостоятельно определять цели и методы обучения. Дифференциация обучения может охватывать от 50 до 80% содержания программ. Предусмотрено преподавание предметов по выбору учащихся, профилирование обучения и т. п., однако программа общего образования не предусматривает проф. подготовки учащихся.


В кон. 1991 насчитывалось св. 3,3 тыс. нач. школ (св. 330 тыс. уч-ся), 2,8 тыс. неполных ср. школ (ок. 590 тыс. уч-ся). В них было занято св. 66 тыс. учителей. Полное ср. образование давали св. 500 общеобразоват. школ (более чем 70 тыс. уч-ся).

Профессиональное образование. Первые профшколы появились во 2-й пол 19 в. Наиб, известной была Свищовская частная торговая школа, осн. в 1873. На основании закона 1880 были созданы ср. профшколы, число к-рых особено увеличилось после принятия закона 1921. Шк. закон 1948 ввёл в систему проф. образования (после 7 лет обучения) школы трудовых резервов и фабрично-заводского ученичества со сроком обучения 1—3 года, а также техникумы (3—5 лет обучения). Законом 1959 «Об усилении связи школы с жизнью» наряду с существовавшими профшколами (работавшими на базе 8-летнего обязат. обучения) организованы ср. проф-уч-ща со сроком обучения от 1 до 5 лет на базе полной ср. школы. После 1979 техникумы преобразованы в центры повышения квалификации, к-рые готовят специалистов в течение 2 лет. Фактически в течение 80-х гг. продолжалась работа как ср. профуч-щ, так и техникумов. В 1990 разработан их примерный устав.

В нач. 90-х гг. действовало св. 600 проф. уч. заведений, дававших общее ср. образование (св. 310 тыс. уч-ся). Среди них — 13 худож. школ и т. п. (3,3 тыс. уч-ся).

Высшее образование. В систему высш. уч. заведений входят высшие (от 4 до 6 лет обучения) и неполные высшие уч. заведения (2-Згода). В нач. 90-х гг. в 30 вузах обучалось св.

108

150 тыс, студентов и работало св. 20 тыс, преподавателей. Имелось св. 40 неполных высших уч. заведений (ок. 30 тыс. студентов). Крупнейшие вузы: в Софии — ун-т «Климент Охридский» (11 ф-тов, 9,6 тыс. студентов), механико-электротехн. ин-т (осн. в 1953; 11 ф-тов, 9 тыс. студентов), экон. ин-т (1920; 6 ф-тов, св. 7 тыс. студентов); в Тырново — ун-т «Кирилл и Мефодий» (1971; св. 3 тыс. студентов); в Пловдиве — ун-т «Паисий Хилендарский» (1961; 4 ф-та, 3,3 тыс. студентов). К числу неполных высших уч. заведений относятся 16 учительских ин-тов (11,3 тыс. уч-ся и 860 преподавателей), ин-т связи, библиотечный ин-т и др.

Педагогическое образование. Подготовка учителей нач. классов осн. школ и воспитателей дошк. учреждений осуществляется на базе 12-летней школы в неполных высших уч. заведениях с 2-летним курсом обучения, учителей-предметников для 5—8-го кл. с 3-летним курсом обучения, преподавателей 9—12-го кл. и гимназий- на соответствующих ф-тах ун-тов и в Высш. пед. ин-те в г. Шумен, Повышение квалификации учителей ведётся в ин-тах усовершенствования учителей, в высш. уч. заведениях, готовящих учителей, при окружных пед. кабинетах, метод, объединениях и пр.


Педагогическая мысль и педагогические научные учреждения. С началом нац. возрождения в Б. (2-я пол. 18 в.) выдвигаются идеи светской школы и обучения на родном языке. В кон. 18 — нач. 19 вв. учёные-просветители Паисий Хилендарский, Софроний Врачанский, П.Берон, В. Априлов, Неофит Риль-ский издают книги на болг. яз. и переводят на болг. яз. книги с др. языков. Большое значение имело для болг. просвещения издание Бероном «Букваря». (1824). В 40-х гг. 19 в. возросло культурное влияние России на Б. Мн. болгары получали образование в России и, возвращаясь на родину в качестве шк. учителей, применяли в школах рус. пед. методы преподавания по классно-урочной системе, обучения грамоте по звуковому методу. Борцы за освобождение Б. от тур. ига Г. Раковский, Л.Караеелов, X.Бо-тев и др. большое внимание уделяли вопросам нар. образования, выступали за демократизацию школы, за светскую направленность обучения. В первые годы после освобождения от османского ига болг. школа развивалась под влиянием демокр. идей М.Дринова, назначенного руководителем ведомства нар. просвещения и духовных дел. В кон. 19 — нач. 20 вв. большое распространение в болг. педагогике получило гербартиан-ство, а затем идеи трудовой школы, свободного воспитания и др. пед. течения. Значит, распространение среди болг. педагогов получили труды П.Майкова. В кон. 19 — нач. 20 вв. в Б. стали известны марксистские пед. идеи, пропагандистами к-рых были Д.Благоев, Л.Кандев, Т. Павлов и др., активно выступавшие за расширение бесплатного обучения в школах и в защиту социальных интересов болг. учителей. Положит, отклик в Б. нашли декреты и постановления в области нар. образования, изданные в России после Окт. революции. В 1920- 23 были проведены нек-рые демокр. преобразования в области просвещения (закон 1921). После 1944 пед. наука в Б. стала развиваться на марксистско-ленинской

методологии, основе. Гл. направлением н.-и, практич. деятельности было строительство социалистич. школы. В 1945 в системе Болг. АН открыт Ин-т философии, в к-ром имелась секция педагогики; в 1950 создан Пед. ин-т при Болг. АН (с 1977 — НИИ общего образования^Тодор Самодумов», с 1989 — НИИ образования), — осн. центр пед. исследований. Пе-риодич. издания по педагогике: «Народна просвета» (с 1945; в 1991 преобразован в журн. «Педагогика»), «Отеврено образование» (с 1991).

Лит.: История на образование™ и педаго-гическата мисел в Белгарии, т. 1, София, 1975; Школа европ. стран социализма. Послевоенное развитие и совр. проблемы, М., 1976; Воспитат. работа в школах стран социализма. Вопросы теории и практики, М., 1982; Ч а-к ыp о в Н., Совр. школа и педагогика в Нар. Республике Болгарии, пер. с болг., М., 1987; Стоянов П., Социально-пед. система в Нар. Республике Болгарии, пер. с болг., М., 1988.Г. А. Касвин,


 

БОЛГАРСКИЙ Борис Владимирович [24.7(5.8).1892, Казань, — 3.4.1980, там же], математик-методист, дер пед. наук (1965), проф. Окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та (1917). С 1918 заведующий и преподаватель математики в высш. нач. уч-ще с. Чистюнька Алтайской обл. С 1920 на преподавательской работе в Казани (в школе-интернате им. Луначарского, с 1921 на рабфаке ун-та), с 1932 в пед. ин-те. Исследования Б. по истории и методологии математики связаны с поиском оптимальных методов и приёмов преподавания («Идеи Н. И. Лобачевского в области методики математики», МШ, 1952, № 2; «Деятельность И. Н. Ульянова в области методики математики», МШ, 1954, № 1, и др.). Итогом его исследовательской деятельности по истории нар. образования в Казанском уч. округе стала докторская дисс. «Казанская школа матем. образования (В характеристиках её главнейших деятелей)» (1956).

Соч.: Элементы истории математики в сов. ср. школе, Каз., 1944; Осн. этапы развития тригонометрии и ознакомление с ними уч-ся, МШ, 1956, №1; Очерки по истории математики, Минск, 1974.

Лит.: Б. В. Болгарский, МШ, 1980, №4.

 

БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Марк (12.1.1861, Колумбия, шт. Юж. Каролина, — 8.11.1934, Париж), амер. психолог, социолог, историк. Один из основателей амер. социальной психологии. Проф. ун-тов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Подготовленный под ред. Б.«Dictionary of philosophy and psycho-logy» (v. 1—3, 1901—05) («Словарь философии и психологии») неоднократно переиздавался и не потерял своего значения до настоящего времени. Задачу психологии Б. видел в изучении индивидуальных различий. Стремился внести в психологию принцип эволюционизма, причём развитие психики ребёнка рассматривал с позицийбиогенетического закона. В педагогике Б. стремился обосновать необходимость индивидуального подхода к учащимся, опираясь на данные эксперим. психологии. Осн. предметами шк. обучения считал математику, развивающую способность к абстрагированию, и естеств. науки, развивающие наблюдательность.

Соч.: Handbook of psychology. Senses and intellect, N. Y., 18902; Handbook of psychology. Feeling and will, L., 1891;Elements of psychology, N. Y., 1893;The story of the mind, N. Y., 1898; в рус. пер. — Психология в ее применении к воспитанию, М., 1904; Психология и ее методы, СПБ, [1908]; Духовное развитие дет. индивида и человеческого

рода, т. 1—2, М., 1911; Введение в психологию, М., 1912 2; Духовное развитие с социо-логич. и этич. точек зрения, т. 1—2, М., 1913- 1914. М. С. Роговин.

 

БОЛТУНОВ Александр Павлович [23.8 (5.9).1883, Петербург, — февраль, 1942, Ленинград], психолог и педагог, проф. (1917), дер пед. наук (1936). Окончил Берлинский и Московский ун-ты (1907). Проф. ЛГПИ им. А. И. Герцена (1925- 1936), заведовал школьно-психотехн. лабораторией этого ин-та. С 1936 науч. консультант по психологии при Ленингр. индустриальном ин-те.