ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5301
Скачиваний: 25
Друг и последователь Я. С. Гогеба-швили, Б. в пед. воззрениях исходил из идеи народности. Выступал за всеобщее, обязат. и бесплатное обучение детей; за реальное образование, связь школы с жизнью, воспитание патриотизма, гуманизма; в обучении и воспитании отводил ведущее место родному языку. Признавал обязательным изучение рус. языка. Критикуя теории свободного воспитания. Б. рассматривал формирование личности как сознательно организованный процесс, в к-ром ведущая роль принадлежит педагогу. Гл. средством подготовки человека к жизни «для себя и для других» считал труд, а целью трудового воспитания — привитие учащимся трудолюбия. Б. рассматривал школу как «гуманную мастерскую», центр, фигурой к-рой должен стать учитель. Он должен любит » свою профессию, детей, хорошо знат;, предмет и совершенствовать свои преподавательские умения, заниматься обществ, деятельностью.
С о ч. на груз, яз.: Пед, соч., т. 1Тб., 1982
Лит.: Кулагин П. Г., Проблемы воспитывающего обучения в педагогике народов России сер.XIX— нач.XXв., в кн.: Преподавание пед. дисциплин в высш. школе, М., 1973; на груз. яз. — Чкуасели И. Л. Боцвадзе, Тб., 1954.И. Чкуасели,
БОЗЦИЙ (Boetius, Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим, — 524 или 525, Павия), рим. гос. деятель, философ, теолог и поэт. Переводы Б. на лат. яз. соч. Аристотеля, Порфи-рия и комментарии к ним, а также его трактаты вплоть до 12 в. были основой преподавания диалектики(логики) — важнейшей составной части ср.-век. образования. Выработал лат. терминологию логики, очертил круг филос. проблем, обсуждавшихся в ср.-век. школах, заложил фундаментсхоластики. Дал теоре-тич. обоснование квадривиума (термин принадлежит ему) — высш. ступени изучения семи свободных искусств. Задачу квадривиума видел в том, чтобы научить мыслить дисциплинированно, строго логически. Автор классич. учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (последние два утрачены в раннем средневековье). Осн. соч. Б. «Об утешении философией» (рус. пер. 1794, 1984, 1990), написанное в тюрьме перед казнью, — одна из самых широко читаемых книг в эпоху средневековья. Оно проникнуто верой в силу человеческого разума, способность человека самостоятельно избирать правильный путь в жизни. «Утешение» оказывало влияние не только на решение сложных филос. проблем, но и на формирование этич. норм.
Соч.: Opera omnia, t. 1 — 2, Р., 1860 (Pat-rologia cursus completus. Series latina, ed. J, — P. Migne, t. 63—64); в рус. пер. — Об утешении философией. Введение к Порфирию, в кн.: Средневековье в свидетельствах современников, М., 1984; «Утешение философией» и др. трактаты, М., 1990.
Лит.: Голенищев — Кутузов И. Н., Ср.-век. лат. лит-ра Италии, М., 1972; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Майоров Г. Г., Формирование ср.-век. философии, М., 1979; УколоваВ. И., «Последний римлянин» Боэций, М., 1987; Pate h H. R., The tradition of Boethius. A study of his importance in medieval culture, №. Y., 1935; B a r r e t H., Boethius. Some as-pects of his times and work, N. Y., 1965; С h a-dwick H., Boethius. The consolations of music, logic, theclogy and philosophy, Oxf., 1981. ß. И. Уколова.
БРАДИС Владимир Модестович [11(23). 12.1890, Псков, — 23.5.1975, Тверь], математик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1955), дер пед. наук (1957), проф. (1934). По окончании физ.-мат. ф-та Петрогр. ун-та (1915) преподавал в коммерч. уч-ще, с 1920 в Ин-те нар. образования в Твери (ныне пед. ин-т). Автор работ по методике преподавания математики, в частности по проблеме теории и практики вычислений, рационализации вычислений. Б. установил вероятностные правила шести арифметич. операций, создал компактные четырёхзначные таблицы (т. н. таблицы Брадиса); в его работах наметилось единство теоретич. и практич. математики (математика ответственных вычислений), стала развиваться аксиоматич. математика на примере геометрии.
Соч.: Таблица логарифмов с 4 десятич — ычи знаками и произ-во вычислений с нею, "!. 1926; Теория и практика вычислений, M.. 19376; Средства и способы элементарных вычислений,M., 19543; Теоретич. арифмети-
Л. Брайль.
ка, М., 1954; Методика преподавания математики вер. школе, M., 19543; Четырехзначные матем. таблицы. Ми98253.
Лит.: В. М. Брадис. [Некролог], МШ, 1975, № 4.
БРАЗИЛИЯ (Brasil), федеративная Республика Бразилия, гос-во в Юж. Америке, Пл. (с островами) св. 8,5 млн. км2. Нас. св. 150,3 млн. чел. (1990). Офиц. яз. — португальский. Столица — г. Бразилия.
Первые нач. школы на терр. Б. основаны иезуитами в сер. 16 в., в них помимо закона божьего обучали чтению, письму и счёту. В Рио-де-Жанейро, Пернамбуку и Баия были открыты ср. уч. заведения — коллегии с нач. школами при них. После изгнания иезуитов (1759) школы закрыли, стали создаваться светские школы. В 1827 издан закон об организации гос. нач. школ. В 1842 в страну вернулись иезуиты, влияние церкви на просвещение усилилось. После провозглашения республики (1889) Конституция 1891 объявила гос. школу светской, но фактически влияние церкви на школу не уменьшилось. В 1946 провозглашено обязат. бесплатное нач. 4-летнее обучение, однако в 1964 в школу поступило лишь 66% детей соответствующего возраста. Закон 1971 увеличил срок обязат. обучения до 8 лет, централизовал и унифицировал шк. систему, ввёл единую обязат. программу обучения, к-рая дополняется спец. курсами, отражающими специфику каждого штата.
Современная система образования
включает учреждения дошк. воспитания детей от 2 до 6 лет, обязат. начальную (основную) 8-летнюю школу, ср. школы, проф. уч. заведения, вузы.
Организация и управление дошк. и нач. обучением находится в ведении муниципалитетов, ср. и высш. образование — под контролем федерального пр-ва, исполни-тельно-распорядит. органами которого выступают федеральное Мин-во образования и культуры и Федеральный совет по образованию. В каждом штате управ-ленч. функции выполняют местные советы по образованию. Разл. школы и проф. уч. заведения финансируются гос-вом и частным сектором. В сер. 80-х гг. на нужды образования выделялось ок. 2,9% ВНП. Сильное влияние на просвещение оказывает католич. церковь. В сер. 80-х гг. ок. 20% населения старше 15 лет было неграмотным, в т. ч. среди городского — ок. 18%, среди сельского — ок. 40%.
Дошк. учреждения — материнские школы (для детей 2—4 лет) и дет. сады (5—6 лет). В 1985 было ок. 10,4 тыс. дошк. учреждений (из них 46% — частные), к-рые посещало ок. 3 млн. детей. В 1987 в них насчитывалось св. 3,9 млн. детей.
Начальная (основная) 8-летняя школа обязательна для детей 7—14 лет. В 1988/ 1989 уч. г. имелось св. 201,5 тыс. нач. школ, в к-рых обучалось св. 26,8 млн. уч-ся (св. 76% детей соответствующего возраста), работало ок. 934, 3 тыс. учителей. В нач. школе высок процент второгодничества и отсева: из 7 млн. уч-ся, поступивших в 1-й к л., в 4-м кл. училось 2,2 млн. уч-ся. Обучение в гос. школах бесплатное.
Средняя школа — 3-летние колледжи с классич. или техн. уклоном, окончание к-рых даёт право поступления в вуз В 1988/89 уч. г. имелось ок. 10,2 тыс. ср. школ, в них обучалось св. 3 млн. уч-ся, работало 229,1 тыс. учителей. Уч-ся колледжей с классич. уклоном изучают португ., лат., франц. или англ., исп. языки, математику, физику, химию, биологию, общую историю, общую географию, историю Б., географию Б., философию. В школах с техн. уклоном преподают те же дисциплины (за исключением лат. яз.), но больше времени отводится на изучение естеств. наук, в школах с классич. уклоном — философии.
Проф. подготовка квалифициров. рабочих осуществляется на базе основной школы в 2-летних ремесл. школах. Для подготовки рабочих существуют также спец. гос. службы, действующие в сотрудничестве с предпринимателями: Нац. служба пром. ученичества, Нац. служба торгового ученичества, Нац. служба с.-х. ученичества. Ежегодно при поддержке этих служб готовится до 1 млн. рабочих. Проф. обучение специалистов ср. звена осуществляется в 3—4-летних проф.-тех. ср. школах на базе основной школы. Окончившие их получают диплом специалиста ср. квалификации и право поступления в техн. вуз. Число учащихся в ср. проф.-тех. школах с сер. 60-х гг. увеличивается.
В 1967 были созданы спец. курсы по ликвидации неграмотности и проф. подготовки для работы в пром-сти (для лиц в возрасте 15—35 лет). В 1980 на них обучалось 2,4 млн. чел.
В вузах в 1988/89 уч. г. обучалось ок. 1503 тыс. студентов (из них св. 238 тыс. — в частных вузах). Гос. ун-ты делятся на федеральные ун-ты, ун-ты штатов и муниципалитетов. Приём абитуриентов производится на конкретную специальность, предусмотрено более целесообразное сочетание обязательных и факультативных предметов, унифицированы приёмные экзамены в каждом штате.
Крупнейшие ун-ты (1989/90 уч. г.): Ун-т в Рио-де-Жанейро (осн. в 1920; 30 тыс. студентов, в составе ф-ты, ин-ты, центры, школы), Ун-т в Сан-Паулу (1934; 11 ф-тов, ок. 44,2 тыс. студентов, ф-ты, ин-ты, школы), Ун-т г. Бразилия (1961; 9 тыс. студентов, ф-ты, ин-ты, школы), Католический ун-т г. Камшшас (1941; 20 ф-тов и ин-тов, ок. 22 тыс. студентов).
Воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. школ готовят 3-летпие пед. ср. школы, работающие на базе начальной, а также функционирующие с 1961 спец. пед. гимназии (неполные ср. школы). Учителей ср. школ готовят ун-ты.
Лит.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; Культура Бразилии, М., 1981'; Sander В., KlineD., Formalismo educacional en los paises en desarrollo. El caso ВгачПейо, Wash., 1974; С u n h a L. A.. Edu-cacäo o desenvolvimento social no Brasil, Rio de J., 1975; Fernandes F., A uni-versidade Brasileira: reforma ou revolucäo?, Säo Paulo, 1975. Э. Г.Ермольева.
БРАЙЛЬ, Брай(Braille) Луи (4.1. 1809, Кувре, — 6.1.1852, Париж), франц.
тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте, воспитывался в Парижском ин-те для слепых, с 1828 стал учителем там же. В 1829 разработал рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всём мире. Первой книгой, изданной по системе Б., была «История Франции» (1837). В 1838 издал учебник арифметики для слепых. Кроме букв и цифр Б. на основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.
Лит.: Красноусов П. Д., Шоев Ф. И., Луи Брайль, М., 1959.
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ. 1) Уч. заведения, существовавшие в 16—18 вв. при братствах, нац.-религ. обществ, объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. ш. во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (1590—92). Обучение в школах делилось на 2 ступени. Мл. школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греч. и лат. языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. В крупных Б. ш. ставились театральные спектакли. Кроме школ повышенного уровня («гим-насионов»), в городах и нек-рых сёлах Правобережной Украины и Белоруссии действовали многочисленные элементарные Б. ш., мало отличавшиеся от приходских. Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников (чАртикулы прав») Луцкой школы являются памятниками пед. мысли. Согласно уставам, в Б. ш. принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления. В ведущих Б. ш. преподавали укр. и белорус, просветители: И.Борецкий, Л.Зизаний, С. Зизаний, Б. Рогатинец, К. Сакович, М.Смотриц-кий и др. Львовская, Виленская и Могилёвская школы имели типографии. В типографии при Львовской Б. ш. были напечатаны «Аделфотес» — старославян-ско-греч. грамматика, составленная учениками Львовской Б. ш. и учителем Арсением Элиссонским (1591), и сборник «О воспитании чад» (1609). Деятельность Б. ш. способствовала подъёму культурной жизни, явилась важным вкладом в борьбу укр. и белорус, народов за сохранение нац. самосознания. Во 2-й пол. 17 в. Б. ш. пришли в упадок, а в кон. 18 в. большинство прекратило своё существование. Киевская Б. ш. положила начало колле-гиуму, впоследствии преобразованному вКиево-Могилянскую академию.
Лит.: МедынскийE. H., Братские школы Украины и Белоруссии вXVI—XVIIвв. и их роль в воссоединении Украины с Россией, М.. 1954; Исаевич Я. Д., Братства и их роль в развитии укр. культуры 16- 18 ст., К., 1966 (на укр. яз.); его же. Преемники первопечатника, М., 1981; Мещеряков В. П., Братские школы Белоруссии, Минск, 1977. Я.Д. Исаевич. 2) В России Б. ш. назывались также нач. школы, открывавшиеся миссионерскими орг-циями (см.Миссионерские школы).
БРЕЦИНКА (Brezinka) Вольфганг (р. 9.6.1928, Берлин), нем. педагог (ФРГ), дер философии (1951). Изучал педагогику
и психологию в ун-тах Зальцбурга и Инсбрука. Преподавал в ун-тах Инсбрука (1954—58 и 1960—67), Вюрцбурга (проф. с 1958), вёл исследовательскую работу в США. Проф. ун-та в Констанце (Баден-Вюртемберг, с 1967). Пед. взгляды отмечены влиянием неопозитивизма, критич. рационализма. В трудах 60- 70-х гг. выдвинул тезис о несостоятельности совр. педагогики Запада как практич. теории воспитания. Пути обновления пед. наук видит в укреплении основ христ. нравственности как жизненной опоры человека, учитывающей и реалии совр. жизни. При разработке теории воспитания решающее значение придаёт исследованию условий, обеспечивающих достижение воспитат. целей, а также взаимосвязи этих условий. По Б., семья — мировоззренч. ячейка плюралистич. общества. Задача образоват. политики гос-ва — через школу дополнить и укрепить заложенные в детях семьёй нравств. нормы и элементы разл. субкультур. Вместе с тем Б. не отрицает возможности объединяющего общество социального идеала. Гл. цель воспитания — «жизнеспособность» как интегральное качество личности. В это понятие он включает доверие к миру, осознание смысла жизни, волю, жизнерадостность, готовность к самосохранению через самодисциплину и напряжение индивидуальных сил, выработку умений и навыков овладения совр. культурой и техникой. Особое внимание уделяет педагогической этике и профессиональному мастерству.
Соч.: Erziehung als Lebenshilfe. Eine Einführung in die pädagogische Situation, W., 196l2; Von der Pädagogik zur Erziehungswissenschaft. Eine Einführung in die Metatheorie der Erziehung, Weinheim — [u. a.], 1971; Grundbegriffe der Erziehungswissenschaft, Münch.-Basel. [19752]; Erziehung in einer wertunsicheren Gesellschaft. Beiträge zur praktischen Pädagogik, Münch. — Basel, 19862; Erziehung — Kunst des Möglichen. Beiträge zur praktischen Pädagogik, Münch. — Basel, 19883. T. Ф. Яркина.
БРИГАДНО-ИНДИВ ИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, система индивидуализи-ров. обучения, разработана в нач. 80-х гг. в Ун-те Джонса Хопкинса (США) применительно к преподаванию математика в нач. школе (3—6-й кл.). Индивидуальное обучение сочетается в ней с организацией работы учащихся в малых группах (по 4—6 чел.). Состав групп (бригад) должен быть максимально разнородным во всех отношениях — в группу должны входить мальчики и девочки хорошосредне- и слабоуспевающие (по данным диагнос-тич. тестирования), а также (при соответствующих условиях) дети разного этнич. происхождения. Уч. материал разбивается на программированные порции — разделы. Каждый ученик начинает изучение программы с того или иного раздела, исходя из данных предварит, диагно-стич. теста (тест размещения), и прорабатывает материал в собств. темпе. Последовательность действий: ознакомление с инструкцией к овладению тем или иным умением; проработка серии рабочих планов по отд. навыкам — компонентам данного умения; самостоят, проверка овладения данным умением; заключит, проверка (тест).