Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5307

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Члены бригады работают парами, обмениваясь проверочными листами, проверяя друг у друга выполнение контрольных заданий по 100-балльной шкале. Если ученик добивается 80-балльного или более высокого результата в режиме са-

112

мостоят. работы и взаимопроверки, он допускается к заключит, проверке, к-рую проводит назначенный учителем хорошо успевающий ученик. Учитель в это время имеет возможность уделить внимание работе с отд. учащимися, помочь им в преодолении возникших затруднений. К концу каждой недели подводятся итоги работы бригад, исходя из результатов заключит, проверочных работ (тестовых показателей каждого ученика и количества тестов, к-рые ученики прошли за неделю), составляются бригадные показатели. Бригады, достигшие заранее заплани-ров. показателей, получают зачёт, лучшие бригады -поощрительные знаки отличия.

Система Б.-и, о. разрабатывалась применительно прежде всего к тем случаям, когда разброс успеваемости в классе слишком велик и значит, число отстающих учащихся не позволяет учителю вести изучение материала одновременно, в едином темпе для всего класса. Организация уч. работы основана на взаимопомощи, взаимной поддержке, что положительно сказывается на слабых учащихся. Эксперим. обучение по этой системе показало, что для слабоуспевающих детей (а также для учащихся с задержками в развитии) особенно благотворным является влияние стимулирующей атмосферы доброжелат. поддержки со стороны сверстников в сочетании с возможностью прорабатывать уч. материал в собств. темпе. Наряду с повышением успеваемости отмечаются положит, сдвиги в личностной самооценке детей.

Лит.: К л а р и и М. В., Пед. технология в уч. процессе.(Анализ заруб, опыта), М., 1989; S lavin R. E., Leavey M. В., M ad den N. A., Combining cooperative learning and individualized instruction, «Ele-mentary School Journal», 1984, v. 84, № 4, p. 409—22; S l a v i n R. E., Cooperative learning and the cooperative school, «Educational Leadership», 1987, v. 45, N° 7. M. В. Кларин.

 

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД, одна из организац. форм уч. занятий; применялся в СССР в общееоразоват. школах, а также в вузах и техникумах в 20-х — нач. 30-х гг. Сложился под влияниемдалыпон-плана, строившегося на началах индивидуальной работы учащихся. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Уч-ся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 нед до 1 мес, в них указывалась уч. лит-ра, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения. Б.-л. м. включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. В общую работу класса входили планирование работы, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, объяснение нового, трудного для самостоят, ученич. изысканий материала, разъяснение встретившихся затруднений, общих для неск. бригад, и учёт (итоговые конференции). Как дополнение к заданиям на общих занятиях проводились беседы, чтение вслух статей и т. д. После выполнения всех заданий проводились заключит, занятия, на к-рых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учёт труда каждого ученика отсутствовал, в результате в бригадах работали гл. обр. наиб, активные, сильные уч-ся. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность. В пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 практика превращения Б.-л. м. в универсальный метод уч. работы была осуждена. Вместе с тем из практики сов. школы были изъяты и положит, стороны подобной организации уч. работы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и пр.).


Опыт активизации познават. деятельности уч-ся путём рационального сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации уч.-воспи-тат. процесса используется в совр. школе. Лит.: Вендровская Р. Б., Очерки истории сов. дидактики, М., 1982.

 

БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич [15(27).11.1881, Ярославль, — 5.6.1951, Москва], литературовед, д. ч. АПН РСФСР (1947), дер филол. наук, проф. (1926). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1904), преподавал в Екатерино-славском коммерч. уч-ще. Вёл науч.-пед. работу в МГУ (1918—23, 1943—51), Инду стр. пед. ин-те им. К. Либкнехта (1926—29), МГПИ (1933—41). С 1941 в Ин-те мировой лит-ры им. А. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком «Наш мир» (1908, 1918—2310), «Ист.-лит. хрестоматии» (ч. 1—4, 1914, 19234), а также хрестоматий «Родной язык во второй ступени» (1926, 193010) и «Рус. лит-ра» для ст. кл. (1934, 19418). Участвовал в составлении программ по лит-ре для ср. школ (1941) и пед. ин-тов (1947). Автор науч.-популярных биографий М. Ю. Лермонтова (т. 1, 1945), А. С. Пушкина (1937), работ о Д. И. Фонвизине, В. Г. Белинском, Н. А. Добролюбове, И. С. Тургеневе и др. (многие из к-рых создавались как пособия для ср. школы). Особое место в метод, наследии Б. принадлежит ист.-лит. комментариям, адресованным учителю: к стих. Лермонтова «Бородино» (1948), романам Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1933) и Пушкина «Евгений Онегин» (19645). В понимании Б. жанр уч. комментирования предполагал точное филол. толкование худож. текста (от слова к образу) путём воссоздания деталей обществ, эпохи и лит. контекста, через рассмотрение эволюции характеров героев и выявление своеобразия худож. манеры автора. Успешное развитие этого метода в щк. практике способствовало, по убеждению Б., формированию у уч-ся культуры чтения и понимания худож. произведений. Соч.: Рус. лпт-ра. Хрестоматия для 9 кл., М., 1956 (соавт.); Рус. лит-ра. Хрестоматия для 8 кл. ср. школы,M., 197128 (соавт.).

Лит.: Н. Л — Бродский. [Некролог], ЛШ, 1951, № 5.Д. А. Ермаков. БРеНЕР (Египет) Джером Сеймур (р. 1.10.1915, Нью-Йорк), амер. психолог, один из ведущих представителейкогнитивной психологии. Проф. Гарвардского (1952—72) и Оксфордского (1972—80) ун-юв, Новой^школы социальных исследований в Нью-Йорке (с 1980). Директор центра по исследованию познават. процессов в Гарвардском ун-те (1961—72). Работы Б. посвящены исследованию познават. деятельности, в частности восприятия и мышления, проблемам психич. развития, разработке психол. основ обучения. Б. экспериментально показал, что восприятие человека зависит от его системы ценностей, к-рые обусловливают отбор согласующихся с ними данных (теория социального восприятия).


Исследовал психологию детей раннего возраста; под влиянием Л. С. Выготского рассматривал познават. процессы в социальном контексте. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже, изучал умственное развитие как иерархию стадий, однако, не считал их атрибутом конкретного возраста, признавал ведущую роль обучения в развитии мышления. В исследованиях познават. процессов у представителей разл. социально-этнич. групп показал реальные возможности пед. воздействий на формирование мыслит, деятельности. Согласно Б., главное для организации обучения — выявить стадию когнитивного развития ребёнка. Изучал развитие речи, исходя из гипотезы, что люди пользуются языком для решения практич. задач. Полагал, что обучение языку состоит не столько в овладении его грамма-тич. строем, сколько в стремлении ясно выразить свои желания, добиться практич. цели с помощью слов.

Б. принимал активное участие в подготовке реформы системы образования в США. В качестве главы исследоват. группы Нац. АН США работал над совершенствованием методов преподавания естеств. и точных наук. Посвящённая этой работе книга Б.«Процесс обучения» («The process of education», 1960) оказала большое влияние на систему образования во мн. странах, переведена на 19 языков, в т. ч. на русский (1962). В ней Б., в частности, утверждает, что «любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания». Исследовал роль структуры знаний в обучении (обучение требует не просто усвоения фактов, а понимания осн. отношений в структуре предмета), готовность ребёнка к обучению, к-рую считал поддающейся целенаправленному формированию, развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребёнка к культуре. По Б., учение — процесс создания ребёнком собственного «культурного опыта», к-рый носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-ист, контекстом. Ряд пед. идей Б. воплощён в разработанном под его руководством междисциплинарном шк. курсе «Человек».

С о ч.: A study of thinking, N. Y. — L., 1956 (соавт.); On knowing. Essays for the left band, Camb. (Mass.), 1962; Toward a theory of instruction, Camb. (Mass.), 1966; The rele-vance of education, L., 1972; In search of mind, L.-N. Y., 1983; Actual minds, pos-sible words, Camb. (Mass.) -L., 1986; в рус. пер.- — Развитие процессов представления у детей, ВП, 1968, N° 5; Исследование развития познават. деятельности, [предисл. В. В. Давыдова], М., 1971 (соавт.); Психология познания, М., 1977.

 

БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (р 4 4 1933, Москва), психолог и философ, чл -корр РАН (чл -корр АН СССР с 1990), один из учредителей и акад РАО (1992), д-р психол наук (1978), проф (1991) Окончил отделение психологии МГУ (1956), ученик С ЛРубинштейна Работал в системе АН в 1956—72 в секторе психологии Ин-та философии, с 1972 в Ин-те психологии (с 1989 дир ) Одновременно преподавал в МГУ и МГПИ (с 1982) Зам гл редактора журн «Вопросы психологии» (1981—87), гл ред «Психол журнала» (с 1988) Инициатор создания Рос Психол об-ва (1994) Чл Междунар совета психологов (1994), Междунар (1994) и Нью-Йоркской (1955) АН Чл Междунар академии психол наук (1992)


В эксперимент исследованиях показал, что матем и логич операции формируются только в процессе мышления, к-рый у человека всегда носит творч характер Разработал континуально-генетич метод исследования психики человека, построил теорию мышления как деятельности и непрерывного процесса прогнозирования Исследовал психол вопросы развития личности, активности и автономности психики, проблемы субъективно-деятельностного подходов в философии и психологии

С о ч Культурно ист теория мышления, M , 1968, Психология мышления и кибернетика,M , 1970, О природных предпосылках пси-хич развития человека,M , 1977, Мышление и прогнозирование,M , 1979, Мышление процесс, деятельность, общение,M , 1982 (ред ), Психология мышления и проблемное обучение,M , 1983, Философско-психол концепция С Л Рубинштейна,M 1989 (совм с К А Абульха-новой), Мышление и общение,M , 1990, Проблемы психологии субъекта,M., 1994.

 

БРЮСОВА Надежда Яковлевна [7(19). 11.1881, Москва, — 28.6.1951, там же], музыковед, педагог, проф. (1921), засл. деят. иск— в РСФСР (1950). Сестра поэта В. Я. Брюсова. Окончила Моск. консерваторию по классу К. Н. Игумнова (1904), теорию музыки изучала у С. И. Танеева. Один из организаторов Моск. нар. консерватории, в к-рой вела

113

науч.-пед. работу в 1906—16. С 1917 на преподавательской работе в Ун-те им. Ша-нявского (1917), в 1919—22 в Академии социального воспитания (см. Академия коммунистического воспитания). В 1921—43 в Моск. консерватории (1922- 1928 проректор, 1940—43 зав. кафедрой муз. фольклора).

Б. — активный деятель в области муз. образования и просвещения. В 1918—29 руководила в Наркомпросе РСФСР муз. уч. заведениями и муз. самодеятельностью. Участник разработки первых программ по муз. воспитанию. Труды по теории и истории музыки и муз. образования, методике преподавания музыки, пособия по муз. грамоте и гармонии для самостоят, занятий музыкой. Собиратель и исследователь муз. фольклора.

Соч.: Наука о музыке, ее ист. пути и совр. состояние, М., 1910; Задачи нар. муз. образования, М., 1919; Вопросы проф. муз. образования, [М.], 1929; Как учить и учиться муз. грамоте, M., 19322; Как научиться петь по нотам, М., 1935; Рус. нар, песня в рус. классич. и сов. музыке, М. — Л., 1948.

Лит.: Белый В., Выдающийся деятель муз. просвещения, «Сов. музыка», 1951, N° 9; Келдыш Ю. В.. Мои встречи с Н. Я. Брюсовой, в сб.: Воспоминания о Моск. консерватории, М., 1966.А. И. Давыдова.

 

БРЮХОВЕЦКИЙ Фёдор Фёдорович [р. 16(29).5.1915, Екатеринодар, ныне Краснодар], педагог, канд. пед. наук (1964). По окончании Кубанского пед. ин-та преподавал в школах: на станции Звереве Сев.-Кавказской жел. дороги, в с. Шарыпово Красноярского края (1942—43). В 1943—85 директор ср. школы в Краснодаре.


Осн. целью воспитания учащихся Б. ставил сплочение целостного коллектива на основе совм. творческой деятельности и «перспективы завтрашней радости». Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, развивал идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, пед. коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответств. зависимости, дет. самоуправление и др.). Творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы. Ежегодные общешк. праздники «За честь школы», «Последний звонок» и др. становились значит, событиями в жизни учащихся, оказывали большое воспитат. влияние. Непринуждённая атмосфера общения, выставки, концерты худож. самодеятельности, фестивали привлекали к себе не только учащихся, но и родителей, шефов. Школа была культурным центром города.

Важнейшая черта воспитат. системы Б. — опыт трудовой коллективной деятельности учителей, учащихся и родителей как источник коллективных действий и переживаний, взаимодействие школы и трудового коллектива шефского предприятия.

Б. сформировал новый тип объединения воспитателей — коллектив педагогов, родителей и шефов. Рассматривая пед. коллектив как единство индивидуальностей, он поддерживал между учителями отношения делового сотрудничества, взаимной зависимости, неформального дружеского общения, тактичности, заботы о судьбе коллег. Под влиянием норм и ценностей пед. коллектива складывался коллектив учащихся. Значит, роль в развитии гражд. качеств личности учащихся сыграло введение дет. самоуправления, организованного на демокр. началах (дежурство учащихся, совет актива, 2 уч-кома — по сменам и др.).

Гуманистич. воспитат. система Б. способствовала превращению школы в центр науч. и творческих идей педагогов-единомышленников, в источник передового опыта для др. школ и исследовательских коллективов страны. С 1951 школа Б. — опорная база НИИ ОПВ.

С о ч.: Шк. будни, Краснодар, 1960; Какие проблемы нам удалось решить, в сб.: Проблемы коллективного воспитания (Мат-лы Первых Всес. пед. чтений), М., 1968; О пед. коллективе школы, в сб.: Воспитат. функции пед. коллектива, М., 1985 (соавт.).

Лит.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 1961 — 1986 гг., М., 1987, с. 288—89; Воспитат. система школы. Проблемы и поиски, М., 1989.

 

БРЯНЦЕВ Александр Александрович [2(14).4.1883, Петербург, — 30.9.1961, Ленинград], режиссёр, теоретик и практик театра для детей, Нар. арт. СССР (1956). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1908). В 1904 поступил помощником режиссёра в Общедоступный т-р П. П. Гайдебурова. В 1905 участвовал в организации Передвижного т-ра, где в 1918 поставил свой первый спектакль для детей («Два брата Кузьмина»). В 1919 вместе с Гайдебуровым организовал театр, отдел Петрогр. внешк. ин-та, преподавал там. В 1920—21 педагог в дет. домах Петрограда, где поставил с воспитанниками драматизированную игру по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. С 1921 пред. Комиссии по организации т-ра для детей в Петрограде, в результате деятельности к-рой был открыт Т-р юных зрителей (23 февр. 1922, ныне его имени). ТЮЗом Б. руководил до конца жизни, осуществив на его сцене 48 постановок (Гос. пр. СССР, 1950).