ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5320
Скачиваний: 25
Школа, по мнению Б., обязана обеспечить гармонич. развитие ребёнка в физич., умственном, нравств. и эстетич. отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным шк. порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Исключение из школы, телесные и оскорбляющие человеческое достоинство наказания категорически отвергались. Экзамены в начальной школе Б. считал вредными для «школьного дела».
Лабораторией пед. поисков Б. стали содержавшиеся на его средства нач. школа в Воронеже (в 1867—84), а затем нач. нар. уч-ще в с. Петино (ныне Хо-хольского р-на Воронежской обл.), к-рое Б. возглавлял в 1884—1902, при уч-ще Б. открыл школу для взрослых и нар. б-ку, организовал первый в России крестьянский самодеятельный т-р (1888; был его руководителем). В 1871—76 подготовил пособия, охватывающие полный курс нач. школы, в т. ч.: для учащихся — «Азбука и уроки чтения и письма» (1871, 1916'°°), первая книжка для чтения «Книжка-первинка» (1881, 191137), хрестоматия для нач. школы «В школе и дома» (1876, 1911") и др.; для учителей — «Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и перво-нач. упражнениями в родном языке» (1871, 190324), «Родной язык как предмет обучения в нар. школе с трёхгодичным курсом» (1872, 191418) и др. В 1872 Б. читал лекции по методике обучения рус. яз. на Всерос. учительском съезде в Москве, а затем руководил земскими учительскими съездами (1873—83) и учительскими курсами (1873—74, 1881—83, 1897—1900) в разл. губерниях. Деятельность Б. была отмечена Золотой медалью (1882) и Почётным дипломом (1895) Петерб. к-та грамотности. Правительство трижды (1875, 1884, 1901) запрещало Б. руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 за критику офиц. шк. политики он был арестован, выслан и лишён права заниматься пед. и обществ, деятельностью.
Посмертно опубликованы мемуары Б. «Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"» (1905) и «Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной» (1909).
С о ч.: Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Сел. школа и нар. жизнь, СПБ, 1906; Шк. дело, СПБ, 19063.
Лит.: M а к с д о и о в Л. В., Н. Ф. Бу-наков, его жизнь и деятельность, СПБ, 1907; Соловьева В. Д., Пед. взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова, М., 1960 (библ.); Лапатухин М. С., Н. Ф. Бунаков и его метод, система, РЯШ, 1974, № 6.
БУРЯТИЯ, Республика Бурятия, входит в Рос. Федерацию. Пл. 351,3 тыс. км2. Нас. 1,04 млн. чел. (1989). Столица — Улан-Удэ.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 819 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 711 чел.). В отраслях экономики занято св. 207,6 тыс. специалистов, в т. ч. св. 79 тыс. с высшим и ок. 128,5 тыс. со ср. спец. образованием.
Первые школы, в к-рых обучались буряты, открыты в 18 в.: Мунгальская
при Вознесенском монастыре в Иркутске (1725; готовила переводчиков с монгольского на рус. яз.), главное и малое нар. уч-ща в Иркутске (1789), малое нар. уч-ще в Верхнеудинске (1793). По уставу 1804 создавались приходские уч-ща (в т. ч. специально для бурят: Балаган-ское, Онинское, Индийское и др.) и уездные уч-ща. Занятия с бурят, детьми проводились (за редким исключением) на рус. яз. Практиковалось т. н. частное обучение, к-рое вели и ссыльные декабристы: Н. А. и М. А. Бестужевы, К. П. Торсон (преподавали, напр., естествознание, нек-рые ремёсла), В. К. Кюхельбекер. Декабрист Д. И. Завалишин добился открытия неск. школ для казаков и солдат.
С 1-й пол. 19 в. значит, влияние на бурят Забайкалья оказывал ламаизм; в 1845 при Цугольском дацане открыта первая ламская школа (использовались старо-монг. и тибет. языки и уч. лит-ра на этих языках). Для противодействия ламаизму были организованы рус. аймачные и улусные, а также миссионерские школы. К нач. 60-х гг. 19 в. из открытых ранее для бурят 11 приходских уч-щ действовало только 4. К 1878 в Иркутской губ. работало 9 миссионерских школ, в Забайкалье — 8. Во 2-й пол. 19 в. появились первые жен. уч-ща: русские (Верхнеудин-ское, 1861, с 1870 — 4-классная гимназия; Баргузинское, 1890, и др.) и бурятские (Зунгарское, 1867, и др.). Первое ремесл. уч-ще открылось в Троицкосав-ске в 1866. Там же с 1876 работало первое в Вост. Сибири реальное уч-ще.
Распространению просвещения среди бурят содействовали смотритель Верхне-удинского уч-ща Д. П. Давыдов (1811- 1888), первые учителя-буряты, выпускники уездных уч-щ и Троицкосавской войсковой рус.-монг. школы (1833—83): Я. А. Болдонов (перевёл на бурят, яз. дет. книгу «Золотая азбука...», «Правила для учащихся...», 1839), Н. А. Алексеев. Влияние просветительских идей декабристов испытал первый бурят, учёный Д. Банзаров. Н. С. Болдонов разработал вариант бурят, алфавита на рус. графич. основе, составил рус.-бурят, прописи, букварь (изд. в Петербурге в 1866) и грамматику бурят, разговорного языка. Р. Номтоев составил нач. учебник на родном яз. с использованием алфавита на монг. графич. основе: «Самоучитель, или Расписная азбука...» (издан в 1864 в Казани). В нач. 70-х гг. У. Ц. Онгодов перевёл на бурят, яз. «Родное слово» К. Д. Ушинского (рукопись служила метод, пособием для учителей-бурят). Последователем Ушинского был просветитель-демократ М. Н. Хашалов.
К нач. 20 в. обучением было охвачено ок. 7% рус. детей, ок. 4% бурятских. Грамотность бурят, населения составляла (1897) 7,2%, в Иркутской губ. — ок. 5,2% (в т. ч. на рус. яз. — ок. 4,8%); в Забайкалье — 8,4% (на тибет, и монг. языках — св. 7%; на рус. яз. — ок. 1,4%). Грамотность среди женщин-буряток не превышала 0,6%. В 1914/15 уч. г. на терр. совр. республики в 267 общеобразоват. уч. заведениях (в т. ч. в 257 начальных) насчитывалось 13,5 тыс. уч-ся, работали 423 учителя. В 1916 в ср. уч. заведениях обучалось 1,3 тыс. чел., среди них — ок. 100 бурят.
С установлением сов. власти началась перестройка нар. образования. Бурят-монг. учёный к-т (1922—29), Бурят. НИИ культуры (с 1929) проделали работу по
созданию единой бурят, письменности (введена в 1931; с 1939 — на рус. графич. основе), совм. с Наркомпросом республики наладили выпуск учебников на бурят, яз. и метод, лит-ры. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1925 работало св. 190 ликпунктов, в т. ч. 86 с обучением на бурят, языке. В кон. 30-х гг. массовая неграмотность была в основном ликвидирована. В 1923/24 уч. г. было 485 школ 1-й ступени (ок. 20 тыс. уч-ся), из них 230 бурятских (гл. обр. одно-комплектных), 12 малокомплектных школ 2-й ступени, в т. ч. 7 бурятских. В школах было занято св. 680 учителей. В 1920 открыта первая школа ФЗУ. В 1924 организованы первые ШКМ (аймачные). С сер. 20-х гг. формировалась сеть дошк. учреждений. Учительские кадры готовились на курсах и в пед. техникумах, в т. ч. в первом бурят, пед. техникуме (с 1924) в Верхнеудинске. Пед. кадры с высш. образованием для республики готовили Иркутский университет (бурятское отделение с 1926) и др. вузы РСФСР.
С 1930 вводилось нач. обучение. В 1931/32 уч. г. работало св. 690 нач. школ, в т. ч. 317 бурятских, 75 семилетних, 2 средние. Охват детей нач. обучением составил 92,7%. Всего в школах было 76,4 тыс. уч-ся. С 1934 началось осуществление 7-летнего всеобуча: в 1934/35 уч. г. действовало 411 нач., 84 семилетних и 49 ср. школ, а также 14 ср. спец. уч. заведений (созданы гл. обр. в 1930—32). В 1932 основаны первые в Б отраслевые вузы: педагогический им. Д. Банзарова и агрозоотехнический. В 1940 открылись уч. заведения системы трудовых резервов (в 1941 — 1,4 тыс. учащихся). Значительный вклад в развитие бурятской школы внесли Г. Ц. Цы-биков, В. Д.Кудрявцев, Г. Д. Санжеев и др.
В 1947/48 — 1958/59 уч. гг. в целях лучшего усвоения рус. яз. срок нач. обучения детей бурят был увеличен до 5 лет. В 1959 завершено введение 7-летнего всеобуча. В 1965 осуществлён 8-летний всеобуч. В 50-х гг. получили развитие вечерние и заочные общеобразоват. школы (к 1960 — св. 100, св. 9 тыс. уч-ся). В 1969/70 уч. г. в 711 общеобразоват. школах было ок. 204 тыс. уч-ся; работало 33 ПТУ (ок. 9 тыс. уч-ся), 23 ср. спец. уч. заведения (ок. 21 тыс. уч-ся). С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. С сер. 70-х гг. нач. обучение в бурят, школах необоснованно переведено на рус. яз. без учёта фактич. языковой ситуации в Б. и реальной языковой подготовки уч-ся. В дальнейшем мн. бурят, школы перешли на уч. планы и программы рус. школ, что негативно отразилось на освоении уч-ся истории, культуры Б. С сер. 80-х гг. приняты меры по восстановлению родного яз. в сфере образования, повышению качества обучения на родном и рус. языках.
В 1992 в более чем 790 дошк. учреждениях воспитывалось св. 75 тыс. детей. Для дошк. учреждений разработана программа предшкольной подготовки по родному языку. В 1992/93 уч. г. в 575 дневных общеобразоват. школах было ок. 179 тыс. уч-ся; 11 школ-интернатов охватывали св. 2,8 тыс. чел.; в 26 вечерних школах занималось 5,5 тыс. уч-ся. 150 школ ведут обучение на бурят, яз. (10,7 тыс. уч-ся). В 1964 школах бурят, яз. изучается как предмет (24,7 тыс.).
Школы-интернаты, в к-рых уч.-воспитат. процесс осуществляется на родном языке, созданы для эвенков. Бурят, книжное изд-во ежегодно выпускает св. 30 назв. учебников по родному и рус. языкам, а также по бурят, и рус. лит-рам. В обще-образоват. школах занято св. 12 тыс. учителей, в т. ч. св. 9,6 тыс. с высш. образованием (св. 76%). Среди педагогов св. 480 засл. учителей РСФСР и Бурят. АССР. Науч.-метод, работу ведут Бурят, филиал (1975) моек. НИИ нац. проблем образования и Бурят. ИУУ (1938, в 1934—38 ИПК пед. кадров). Среди внешк. учреждений св. 40 Дворцов и домов учащейся молодёжи, 10 ДЮСШ, станции юных техников, натуралистов и др. (в них занимается ок. 40 тыс. уч-ся). Издаётся дет. журн. «Хараасгай» на бурятском и «Ласточка» на рус. языках (с 1987; 6 номеров в год каждого назв.). В системе проф.-тех. образования работает св. 40 ПТУ (св. 16 тыс. уч-ся). Имеется 20 ср. спец. уч. заведений (17 тыс. уч-ся; св. 27% — буряты), в т. ч. нндустриально-пед. техникум, 2 пед., 2 муз. и 1 культ.-просвет, уч-ще. В 4 высш. уч. заведениях — пед., с.-х., тех-нол. (1962) ин-тах и ин-те культуры (1964, ведёт историю с 1960) — св. 20,7 тыс. студентов.
Лит.: Андреев В. И., История бурят, школы. 1804 — 1962, Улан-Удэ, 1964; Очерки истории культуры Бурятии, т. 1 — 2, Улан-Удэ, 1972—74; Культура Бурятии в условиях развитого социализма, М., 1983.
БУСЛАЕВ Фёдор Иванович [13(25).4. 1818, г. Керенск Пензенской губ., ныне с. Вадинск Пензенской обл., — 31.7(12.8). 1897, пос. Люблино, ныне в черте Москвы], филолог, историк иск-ва, основатель науч. методики преподавания рус. яз. и словесности, акад. Петерб. АН (1860), дер рус. словесности (1867), дер теории и истории иск— в (1888). По окончании словесного отделения филос. ф-та Моск. ун-та преподавал рус. яз. в моек, гимназиях (1838—47) и частных домах. В 1860 прочёл курс истории рус. словесности наследнику престола Николаю Александровичу (сыну АлександраII). С 1846 в Моск. ун-те: первый приват-доцент, проф. (1847); в 1861—81 возглавлял кафедру рус. словесности.
Пед. опыт привёл Б. к мысли о необходимости вывести шк. курс рус. яз. «из рамок систематич. теории и дать ему практич. применение». В кн. «О преподавании отеч. языка» (т. 1—2, 1844, 19412) изложил гл. принципы практич. метода преподавания рус. яз. и словесности. На основе изучения зап.-европ. пед. лит-ры (в т. ч. соч. Ф. А. Дистервега), критич. анализа современной ему отеч. метод, системы и передового опыта шк. учителей (звуковой метод обучения грамоте и др.) утверждал принципы единства теории и практики в преподавании, сознательного усвоения материала, учёта возрастных и психол. особенностей детей. В центр своей метод, системы Б. поставил вос-питат. задачи: развитие нравств. сил и интеллектуальных способностей учащихся, приобщение их к серьёзной систематич. работе. В соединении обучения и воспитания видел гл. отличие методики уч. предмета от методологии науки. Идея воспитывающего обучения определила в системе Б. взаимосвязь курсов рус. яз. и словесности, поэтапное усвоение материала от практич. наблюдений до теоретич. обобщения, строго науч. подход к фактам и явлениям речевой
гвистич. и методологич. наследство Ф. И. Буслаева, РЯШ, 1937, №5; P о т к о в и ч Я. А., Вопросы преподавания лит-ры, М., 1959; Базилевич Л. И., Ф. И. Буслаев, «Рус. речь», 1968, № 6; Смирнов С. В., Ф. И. Буслаев (1818—1897), М., 1978; Ч у р-маева Н. В., Ф. И. Буслаев, М., 1984.Н. Г. Бронникова.
BЫKOB Ролан Антонович (р. 12.11.1929, Киев), артист и режиссёр, обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1990). Один из членов-учредителей Рос. академии образования (1992). Впервые снялся в кино в 1939, первый спектакль поставил в т-ре дет. творчества в 1945. В 1951 окончил уч-ще при Т-ре им. Вахтангова в Москве. В 1951—58 актёр и режиссёр в Моск. ТЮЗе. В 1957 организовал при МГУ Студенческий т-р, преобразовав традиционно самодеятельный коллектив в развивавшийся по пути профессионального; в т-ре начался творческий путь многих, ставших известными актёров. В 1958—60 гл. режиссёр Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. С 1960 на киностудии «Мосфильм» (в 1986—90 худ. рук. объединения «Юность»). Одновременно (с 1949) вёл пед. работу в театр, коллективах внешк. учреждений и в творческих уч. заведениях (с 1990 худ. рук. курса на Высших курсах режиссёров и сценаристов в Москве).
Актёр широкого творческого диапазона. Сыграл св. 100 ролей, в т. ч. эксцентрич., сатирич., героич., лирич. и социального характера. Выделяются его работы в фильмах острой нравств. и гражд. проблематики: «Шинель» (по Гоголю, 1960), «Андрей Рублёв» (1967, в прокате с 1971), «Служили два товарища» (1969), «Проверка на дорогах» (1986), «Письма мёртвого человека» (1986, Гос. пр. РСФСР, 1987), «Комиссар» (1967, в прокате с 1987). Экранизировал на телевидении повесть Н. В. Гоголя «Нос» (1977, сыграл 4 роли).
Особой сферой творчества стали кино и телевидение для детей и юношества. Как режиссёр разработал нек-рые пути обновления дет. кино: театрализацию, в т. ч. в жанре совр. муз. сказки («Айболит—66»), использование вариоэкрана (впервые, 1975 — «Автомобиль, скрипка и собака Клякса») и др. Широко привлёк в качестве актёров детей. Разработал методику работы с ними в процессе съёмок, направленную на развитие творческих способностей детей и на воссоздание в фильме мира детства. Картины Б. «Семь нянек» (1962), «Внимание, черепаха!» (1970), «Телеграмма» (1972), «Чучело» (1984, Гос. пр. СССР, 1986), «Я сюда больше не вернусь!» («Люба»; 1991, Бельгия) сформировали направление в кинематографе, связанное с защитой детства как одной из глобальных мировых проблем. Создание фильмов для детей и юношества рассматривает как сферу иск-ва особой социальной значимости, об ращённую к родителям, обществу, гос-ву в интересах экологии человеческого духа. Фильмы с участием артиста и его режиссёрские работы отмечены премиями на мн. междунар. фестивалях. Основатель и президент Междунар. фонда, развития кино и телевидения для детей и юношества (1989, совр. назв. с 1992).