ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5325
Скачиваний: 25
«ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА», совокупность методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. и дидактико-метод. основы «В. п.» разработаны Р.Штейнером. Применяется в т. н. свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория»; отсюда назв.), вальдорфских дет. садах и в лечебно-пед. учреждениях«Кемпхилл». В 1933—45 на терр. фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и др. возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. страны. К 1990 в мире насчитывалось ок. 500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. субсидированием (в разд. странах — от 30 до 80%). Валь-дорфские школы дают полное ср. образование (12 лет обучения; для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. н. абитуриентский, класс).
Задача «В. п.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. о. действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. п.» видят в ней не систематич. и нормативную науч. дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич. идей И. В. Гёте и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд осн. принципов пед. деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.
Гл. действующее лицо в «В. п.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподаёт осн. общеобразоват. предметы; создаёт и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями. Учитель не работает по жёсткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-метод. подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гёте о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значит, мере под влиянием биогенетич. закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. п.».
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. «В. п.» исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом
только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. худож. деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. обучение ведётся медленно, с преимуществ, использованием разл. образных форм, к-рые применяются и на ст. ступенях. Предметы уч-ся проходят т. н. эпохами: в течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках даётся один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. предмет. Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит, внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. навыками от вязания до индустр. труда или полного цикла с.-х. работ. Не исключается и собственно проф. подготовка. Оценки не выставляются. По окончании уч. года классный учитель составляет подробную психол.-пед. характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич. отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одарённых). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. и выпускные (в присутствии гос. шк. инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. процесса и др. решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
Консультац. центрами для учреждений, применяющих «В. п.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. объединение вальдорфских дет. садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед. семинары (3—4 года обучения). Издаётся ряд пед. журналов, в т. ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).
Лит.: Grosse R., Erlebte Pädagogik, Dornach. 1968; Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg, 19764; С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984; Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982; Kirsch J., Die Waldorfpädagogik, Stuttg., 1984.
Г. А. Бондарев.
BAHАНЬШИ, ВанЦзефу (1021- 1086), кит. гос. деятель-реформатор, учёный, философ и поэт. Выступал с критикой системы управления, подготовки чиновников (т. н. китайской системы гос. экзаменов). В докладе, представленном императору (1060), предлагал пересмотреть принципы обучения, воспитания и отбора талантливых людей. Существующие школы и учителя, по ут-
127
верждению В. А., не только не воспитывали таланты, но губили их, отнимая время и силы учащихся на заучивание канонич. текстов и т. п. Предметом изучения в школах должно быть то, что нужно для управления гос-вом, иначе гос. делами будут заниматься люди, к этому не подготовленные (напр., человек, изучавший древнюю лит-ру, управляет финансами, затем становится судьёй). Высмеивая такой порядок, В. А. указывал, что талант человека может совершенствоваться только в том случае, если человек занимается своим делом. В. А. предложил ввести новую систему образования, при к-рой школы готовили бы будущих чиновников к практич. деятельности и обучали бы их спец. наукам (управлению финансами, юриспруденции, воен. иск-ву и т. п.). Став первым министром (1070—76), В. А. осуществил свои реформы. Были основаны уч-ща для подготовки специалистов, изменена тра-диц. система гос. экзаменов — от кандидатов на чиновничью должность стали требовать практич. знаний. Реформы встретили сопротивление консервативной части правящего сословия, В. А. был вынужден уйти в отставку, большинство его нововведений было отменено. Пед. идеи В. А., его «Новые толкования» древних классич. соч. («книга песен», «книга истории») оказали большое влияние на дальнейшее развитие пед. мысли в Китае.
Лит.: Иванов А. И., Ван Ань-ши и его реформы.XI в., СПБ, 1909; Willi-а m s o n H. R., Wang An-Shih a Chinese sta-tesman and educationalist of the Sung dynasty, v. l —2, L.. 1935—37; Liu James Tzu-chien, Reform in Sung China. Wang An-shin (1021 — 1086)..., Camb. (Mass.), 1959.
Л. С. Васильев.
ВАНДЕР (Wander) Карл Фридрих Вильгельм (27.12.1803, Фишбах, ныне Карп-ники, Польша, — 4.6.1879, Квирль, ныне Костшица, там же), нем. педагог-демократ, обществ, деятель. Учился в пед. семинарии в Бунцлау (ныне Болеславец, Польша). С 1827 преподавал в гор. школе Хиршберга (ныне Еленя-Гура, Польша). В период Революции 1848—49 выступил одним из организаторов объединения учительства в Силезии, был участником создания общегерм. учительского союза (1848). Издавал неск. пед. газет. Подвергался полицейским преследованиям, неоднократно отстранялся властями от должности. В публицистич. статьях и в гл. пед. соч. «Нар. школа как гос. учреждение»(«Die Volksschule als Staatsanstalt», 1842) выступал против конфессиональной разобщённости шк. дела, за введение единого законодательства о школе, её гос. финансирование, за улучшение преподавания в нар. школах. Пед. взгляды сложились под влиянием идей Песталоцци, филантропистов, нем. писателей Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Развивал мысль о необходимости воспитания детей в духе гуманизма, о гармоничном развитии их духовных и физич. сил. В дидактике был последователем А. Дистервега: считал необходимым вести обучение, опираясь на естеств. развитие ребёнка, с учётом возрастных и др. индивидуальных особенностей. Гл. задачей нар. школы считал подготовку образованных и нравственно воспитанных граждан, убеждённых патриотов. Большое значение придавал формированию самостоятельности, инициативы детей, развитию их умственных способностей. Автор учебных и методических пособий. Составил «Словарь немецких пословиц и поговорок» в 5 тт. (1867—80), многократно переиздававшийся.
С о ч.: Der Kampf um Schule, В., 1979.
Лит.: II и с к у и о в А. И., Из истории нем. демокр. педагогики первой пол.XIXв. (К. Ф. В. Вандер), «Изв. АПН РСФСР», 1959, в. 105; К. F. W. Wander, 1803 bis 1879, В., 1954. А. И. Пискунов.
ВАНЯ (Väna) Йосеф (31.8.1899, Прага, — 7.9.1966, там же), чеш. педагог и психолог, деятель пед. образования, проф. педагогики, ч.-к. Чехосл. АН (1960). В 20-х гг. работал в области психологии и психотехники. С 1945 первый директор НИИ педагогики, в 1953—59 ректор Высш. пед. школы, в 1961—66 директор ин-та педагогики им. Я. А. Коменского Чехосл. АН. С 1962 председатель Гос. науч. коллегии педагогики и психологии.
Участвовал в разработке и реализации закона о единой школе (1948), переориентации программ пед. вузов на основе марксистской пед. теории. В пед. трудах большое внимание уделял вопросам дидактики, теории содержания образования, эксперим. и прикладной педагогики и психологии, истории педагогики. В последние годы занимался методоло-гич. проблемами педагогики и смежных с ней отраслей знаний.
Соч.: Positivismus a Psychologie, Praha, 1925;Mereni inteligence, Praha, 1933;Vyzkum ucebni lätky z fysiky na skole narodni, Praha, 1944 (соавт.);Dejiny pedagogiky, Praha, 1955;O metodologickych problemech v rozvoji pedagogicketeorie,«Pedagogika», 1962,roc 12, № 3; в рус. пер. — Задачи пед. науки на совр. этапе строительства социализма в ЧССР, СП, 1963, » * 7.
Лит.: Dejiny ceskej a slovenskej pedagogiky. Brat., 1976. Г. А. Касвин.
ВАРЕЛА (Varela) Xoce Педро (19.3. 1848 — 24.10.1879, Монтевидео), педагог и деятель нар. образования Уругвая. В 1875—76 през. республики. Последователь Д. Ф.Сармъенто. Основал в 1868 в Монтевидео Об-во друзей нар. образования, пропагандировавшее идеи всеобщего обязат. светского образования; при об-ве в 1869 была создана первая эксперим. нач. бесплатная школа им. Эльбио Фернандеса (сподвижника В.). Был инспектором Гл. управления нач. школ (1877—79), организатором учительских съездов, основателем «Пед. энциклопедии»(«La enciclopedia de educaciön», 1878). В. — автор закона 1877 о всеобщем обязат. нач. образовании, в основу к-рого легли положения его работы «О школьном законодательстве»(«De la legislaciön escolar», 1876). В соответствии с законом была создана сеть начальных (с совм. обучением) и средних школ, введены единые шк. программы, заложены основы гос. финансирования образования, положено начало проф.-тех. обучению и целенаправленной подготовке учителей и т. д. Пед. взгляды В. изложены в теоретич. труде «Воспитание народа»(«La educaciön del pueblo», 1874), в к-ром пропагандировались идеи бесплатности обучения, светского характера школы. Большое значение придавал развитию инициативы учащихся, желания и способностей усваивать знания. Задачу школы видел в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно думать и действовать. Содействовал введению в практику нач. школы преподавания элементарных курсов естествознания и истории. Разработал проблему доступностиMatt. Ваня.
Э. X. Варона.
териала в учебниках для разл. возрастов. Сформулировал также ряд требований в области шк. гигиены. Деятельность В. оказала большое влияние на культурное развитие страны, способствовала повышению уровня образования населения в Уругвае.
Соч.; Obras pedagögicas, v. 1 — 2, Montevideo, 1964.
Лит.: Herrero у Espinosa M., J. P. Varela у su obra, Montevideo, 1939; La reforraa escolar de J. P. Varela, Montevideo, 1939; Jesualdo, J. P. Varela, в его кн.: 17 educadores de America, Montevideo, [1945]; Zum Felde A., La reforma edu-cacional valeriana, в его кн.: Proceso histörico del Uruguay, Montevideo, 1967.
С. Н. Табунов.
ВАРОНА, Варона-и-Пера(Va-rona уPera), Энрике Хосе (13.4.1849, Камагуэй, — 19.11.1933, Гавана), кубин. гос. и полит, деятель, философ, педагог, писатель. Проф. Гаванского ун-та (с 1880). Участник нац.-освободит, восстания (1895—98). В 1900—02 мин. нар. образования, в 1913—17 вице-през. Республики Куба.