Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5332

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. разработал проект реформы 1900 («План Бароны»), в ходе к-рой фактически была создана гос. система шк. образования. В ходе реформы значительно возросло кол-во нач. школ. В ср. школах упразднялось преподавание классич. языков и увеличивалось время на изучение естеств.-науч. дисциплин. При ун-тах планировалось создание ветеринарных, агроиомич., инженерных и др. профшкол (в 1900 была открыта пед. школа, готовившая учителей с высш. пед. образованием), а также лабораторий, мастерских, клиник и т. д. Большое значение для развития педагогики имела работа В. «Реформа высш. образования» («La reforma de la ensenanza superior», 1900), где В. отстаивал равное с мужчинами право женщин на образование. Поддерживал борьбу рев. студенчества и интеллигенции против диктаторского режима в стране.

Соч.: Obras, v. 1 — 4, La Habana, 1936 — 1938; Trabajos -sobre educaciön у ensenanza, La Habana, [1961].

Лит.: Jesualdo, E. J. Varona, в его кн.: 17 educadores de America, Montevideo, [1945]; Homenaje a E. J. Varona en el centena-rio de su natalicio. v. l — 2. La Habana, 1951; Ferrer Canales J., Imagen de Varona. Santiago de Cuba, 1964; Entralgo E., Algunas facetas de Varona, La Habana, 1965. С. Н. Табунов.

 

ВАРСАНОФЬЕВА Вера Александровна [10(22).7.1890, Москва, — 29.6.1976, там же], геолог, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер геолого-минерал огич. наук (1935), проф. (1925). Засл. деят. науки РСФСР (1950). Окончила естеств. отделение физ.-мат. ф-та Высш. жен. курсов (1915), впоследствии работала там же на кафедре геологии. В 1919—24 преподавала в пед. ин-тах Твери и Иваново-Вознесенска. В 1925—56 во 2-м МГУ

128

(с 1930 МГПИ им. В. И. Ленина), где разработала оригинальный курс минералогии и геологии для естеств. ф-та пед. ин-та, включавший основы палеонтологии; одновременно читала лекции по динамич. и ист, геологии на геогр. ф-те. Принимала участие в постановке преподавания курса геологии, введённого в ср. школе в 1934. В 1934—35 под руководством В. был разработан курс методики преподавания геологии, в дальнейшем проанализированный в ст. «О преподавании геологии и минералогии в ср. школе» [журн. «Землеведение», новая серия, 1940, т. 1 (51)]. Под её руководством подготовлено пособие для учителей «Геол. экскурсии» (автор Г. Г. Астрова, 1949). Книга В. «Происхождение Урала и его горных богатств» (1934), в к-ром обобщена история геологич. развития Урала, в течение ряда лет служила пособием для студентов пед. уч. заведений по курсу ист. геологии.

В книге «Происхождение и строение Земли» (1945) впервые в науч.-популярной форме изложены осн. идеи А. Е. Ферсмана и В. И. Вернадского в области геохимии и космохимии. Автор книги о своём учителе акад. А. П. Павлове и биогр. очерков о современниках — геологах В. А. Обручеве, А. Е'. Ферсмане, А. Д. Архангельском, А. А. Чернове и др. Известна исследованиями по геологии и геоморфологии Урала и Пе-чёрского края. Вела большую обществ, и науч. работу в Моск. об-ве испытателей природы (в 1941—75 вице-през., в 1945- 1972 гл. ред. геологич. отдела бюллетеня МОИП).


Соч.: Преподавание геол. дисциплин в рус. школе до Окт. революции, «Естествознание в школе», 1946, № 2; Преподавание минералогии и геологии в сов. школе, там же, j\b 3; Развитие жизни на Земле, М., 1948; Как люди узнали, что было на Земле миллион лет назад, М., 1949; Жизнь гор.M., 1950'; Моск. об-во испытателей природы и его значение в развитии отеч. науки, М., 1955.

Лит.: В. А. Варсанофьева, в кн.: Н а л и — вкин Д. В., Наши первые женщины-геологи, Л., 1979; В. А. Варсанофьева, в кн.: Шатский Н. С., Яншин А. Л., Портреты геологов, М., 1986; Шиманскиа В. Н., Барская В. Ф., В. А. Варсанофьева как педагог, «Бюллетень Моск. об-ва испытателей природы, отд. геологический», 1977, т. 52, в. 6; Куштысев Е. А., В. А. Варсанофьева. Указатель лит-ры, Сыктывкар, 1977.И. Г. Нордега.

 

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (28.2.1882, Оахака, — 30.6.1959, Мехико), мекс. философ, историк и гос. деятель. Получил пед. и юрид. образование. В 1920—21 ректор Мекс. нац. ун-та в Мехико, в 1921—24 мин. нар. образования. Осуществил ряд прогрессивных преобразований шк. системы (расширение сети нач. и проф.-тех. школ). Особое внимание уделял распространению просвещения и культуры среди широких нар. масс (увеличение числа б-к, издание значит, тиражами произв. классиков нац. и мировой лит-ры, организация книжных и худож. выставок и др.). Будучи убеждённым католиком, стремился осуществить реформу образования на основе принципов «христианского социализма», придавая решающее значение морально-этич. факторам в преобразовании общества. В 1929 выдвигал свою кандидатуру на пост президента; потерпев поражение, эмигрировал. После возвращения в Мексику в 1940 ректор ун-та в г. Соиора, затем директор Нац. б-ки в Мехико. Выступал против подражания сев.-амер.

школе, критикуя ее в пед. труде «От Робинзона к Одиссею» («L)e Robinson a Odiseo. Pedagogfa estruclurativa», 1935) за то, что она воспитывает детей в духе практицизма и индивидуализма. Подчёркивал важную роль учителя в уч. процессе. Высоко оценивал достижения СССР в деле организации системы нар. образования, деятельность А. В. Луначарского и др.

Соч.: Obras complctas, v. l — 4, Mexico, 1957—61.

Лит.: Шульговский А., Борьба за прогрессивное антиимпериалистич. образование в Мексике (к вопросу о мексиканской «социалистич. школе»), в кн. Проблемы идеологии и нац. культуры стран Лат Америки, М., 1967;Garrido L., Jose Vasconcelos, Mexico, 1963;Bar — L ewaw Mulstock, Jose Vasconcelos. Vida у obra, Mexico, 1966.

C. H lабунов.

 

ВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич [13(25).!.1853, Арзамас, — 3.4.1924, Москва], педагог, деятель нар. образования. Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 учитель гор. уч ща в Васильсурске, затем уездного у ч ща в Ардатове. С 1881 инспектор нар. уч-щ Смоленской губ. С 1890 в Москве. Участвовал в деятельности Моск. к-та грамотности, в организации школ для рабочих и внешк. учреждений. После доклада «О всеобщем обучении» (1894), содержавшего резкую критику шк. политики самодержавия, в 1896 был вынужден подать в отставку. В. дал аргументированное обоснование финансовой возможности введения всеобщего нач. обучения в России, определив его обязат. возраст 8- 11 годами (6,5% нас.) вместо традиционно принятых 7—14 лет (15%). В 1898- 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах; в 1893—1903 работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 по подозрению в пропаганде со-циалистич. идей среди рабочих выслан в Новгородскую губ., вскоре вернулся в Москву, но к пед. деятельности допущен не был. В 1905—07 принимал участие в учреждении Всерос. учительского союза. Был одним из организаторов и участником Всерос. съезда по вопросам нар. образования (1913—14). 1-го' Всерос. съезда преподавателей рус. яз. (1916). После Окт. революции вел метод. работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза; в 1923—24 читал лекции на пед. ф-те 2-го МГУ.


Опираясь на эволюц. теорию Ч. Дарвина, В. разрабатывал самостоят, пед. концепцию, к-рая получила назв. эволюционной («новой», «научной») педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обществ, прогресса («Основы новой педагогики», 1913, 19162). По В., формирование ребёнка зависит от внутр. стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Науч. принцип В. выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания шк. образования, методов обучения и воспитания.

Обосновывал самостоятечьност педагогики как науки, своеобразие методов пед. исследования. Для сравнения эффективности разл. методов обучения

детально разработал и теоретически обосновал методику естеств. эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организац. форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естеств. хода уч. процесса.

В. как теоретик и методист нач. обучения следовал общепед. идеям К. Д. Ушин-ского. Сторонник развивающего обучения, В. выступал за обновление и расширение содержания обучения в нар. школе, за активные методы, способствующие развитию самостоят, мышления ребёнка. Составленный им «Рус. букварь» (1898) выдержал св. 100 изданий. Одновременно разработал метод, руководство для учителя «На первой ступени обучения» и создал (совм. с Э. О. Вахтеровой) хрестоматию для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (ч. 1—4, 1900—05). «Русский букварь для обучения гшсьму и чтению» В. П. Вахтерова, Москва, 1898. Обложка.

Его уч. книги строились по звуковому аналитико-синтетич. методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографич. навыков. Многое из методики В. не потеряло своего значения до наст, времени.

С о ч: Избр. пед. соч, вступ. ст. С. Ф. Егорова, М., 1987; Внешк образование народа, M,1896, Всеобщее обучение, М, 1897; Нравств воспитание и нач школа, М., 1901; Предметный метод обучения, М., 1907; Спорные вопросы образования, М., 1907.

Лит.: Королев Ф. Ф., В. П. Вахтеров — выдающийся рус. педагог, СП, 1960, №1;Вахгерова Э. О., 3. П. — Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961; егоров С. Ф., В. II Вахтеров и педагогика России нач.XXв., СП, 1983, № 12. С. Ф.Егоров.

 

ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ (ВУИМ), в России орган управления системой уч.-воспитат., благотворит, и леч. учреждений, находившихся под покровительством императрицы. Ведет историю с 1796, когда императрица Мария Фёдоровна по указу ПавлаIвзяла в своё ведение созданные в 1760- 1770-х гг. по плану И. И. Бецкого вос-питат. дома в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц (т. н. Смольный ин-т с мещанским отделением); была образована Канцелярия императрицы Марии. С 1828 система учреждений императрицы Марии управлялась 4-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в состав к-рого вошли уч. комитет, техн. и мед. комиссии и др. В 1854 это управление, просуществовавшее до 1917, получило назв. В. у. и. М.


Во главе ВУИМ находился опекунский совет, состоявший под непосредств. покровительством императора и императрицы. Председателем совета был »прав-ляющий (главноуправляющий) Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, пост к-рого занимали в разное время В. И. Вилланов, К. К. Грот, И. Н. Дурново.

Сфера деятельности ВУИМ постепенно расширялась. В число уч.-воспитат. учреждений ВУИМ (по преимуществу женских) входили высш. уч. заведения (Царскосельский лицей. Жен. пед. ин-т, врачебные курсы при Имп. клиническом повивально-гинекологич. ин-те); ср. уч. заведения (в 1909—36 женских ин-тов с пед. классами при нек-рых из них, 34 жен. гимназии, а также мариинские жен. уч-ща, коммерч. уч-ща, т. н. николаевские сиротские ин-ты и уч ща); низшие и проф. школы (уч-ща нянь, школы садоводства, дома трудолюбия и др.). Всего в 1909 по ВУИМ насчитыва тось 607 уч. заведений с 40 тыс. уч-ся. В разл. заведениях ВУИМ, в зависимости от контингента их воспитанников, проф. направленности и местных потребностей, давалось общее образование, включавшее, как правило, чтение, счёт, письмо, основы религии, иск-ва, начала естествознания и математики, историю, предметы домоводства (вязание, вышивание, кройка и шитьё, кулинария и др.), фи-зич. воспитание, иногда — огородничество и садоводство, в ряде заведений- эче-менты экон., мед. и пед. образования. В заведениях, не имевших многолетних уч. планов, давались нач. образование и необходимые практич. навыки.

Среди благотворит, учреждений ВУИМ имелись дет. приюты (со школами) в городах и сел. местности при больницах, воспитат. домах (в 1905 при Санкт-Пе-герб. воспитат. доме было 109 школ и 8 приютов, при Моск. воспитат. доме — 38 школ), дома призрения, богадельни, лечебницы и приюты для глухонемых и слепых (с уч. отделениями), родовспо-могат. заведения. Многие благотворит, и уч. заведения (в особенности дававшие проф. образование) содержались за счет входивших в состав ВУИМ обществ: Имп. женского патриотич. об-ва (осн. в 1812), Моск. благотворит, об-ва (1837), Дамского попечительства о бедных в Мо-

скве (1844), Попечительства императрицы Марии о слепых (1881). В 1909 было 1192 благотворит, учреждения, обслуживавших ок. 719 тыс. чел.

Деятельность ВУИМ оказала значит, влияние на развитие учреждений гос. призрения, способствовала становлению системы общего и проф. женского образования.

Лит.: Вилламов Г. И., Хронологич. начертание деяний.., императрицы Марии Федоровны..., СПБ, 1897; III у м и г. о р-с к и и Е. С., Ведомство учреждений императрицы Марии (1797—1897), СПБ, 1897; Уч. заведения Ведомства императрицы Марии, СПБ, 1906.А. А. Пинский.


 

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С.Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. возрасте (науч. статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—45 А. Н.Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б.Эль-конина, В. В.Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В. д. — критерий периодизации психич. развития, показатель психол. возраста ребёнка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются осн. психич. процессы и происходят изменения психол. особенностей личности. Содержание и форма В. д. зависят от конкретно-ист, условий, в к-рых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой обществ, воспитания, ведущими становятся след. виды деятельности: эмоционально-не-посредств. общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, сюжетно-роле-вая игра дошкольника, уч. деятельность в мл. шк. возрасте, общественно полезная деятельность подростков, проф.-уч. деятельность в ранней юности. Смена В. д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, к-рые характеризуют новую В. д., предполагающую изменение положения ребёнка в системе его отношений с др. людьми.

В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B.Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчёркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребёнка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включён ребёнок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности.

Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 *; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, гос-во на С.-З. Европы, на Британских о-вах. Пл.