Файл: Трудовое право_Миронов В.И_Учебник_Спб, Питер, 2009 -864с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 1662

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

722 Глава 19. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм

Таким образом, деятельность Ростехнадзора по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения Федерального закона от 14 июля 2001 г. № 134-ФЗ могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

§5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ЯДЕРНОЙ

ИРАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 осуществляет Ростехнадзор, находящийся в ведении Правительства РФ (ст. 369 ТК РФ).

Должностные лица Ростехнадзора при осуществлении мероприятий по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью имеют право: 1) проводить на поднадзорных объектах инспекции состояния ядерной и радиационной безопасности систем оборудования, технической, учетной и отчетной документации по обеспечению безопасности и качества ведения работ, квалификации персонала, порядка хранения и учета радиоактивных веществ, ядерных материалов и изделий, созданного на их основе ядерного оружия; 2) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к предмету государственного надзора, при этом допуск лиц, осуществляющих рассматриваемый вид государственного надзора, на закрытые объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке; 3) привлекать специалистов соответствующих министерств, ведомств, организаций, воинских частей по согласованию с ними для проведения инспекций по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью; 4) выдавать руководителям и другим должностным лицам организаций, воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований правил и норм по ядерной и радиационной безопасности, а также причин и условий, приводящих к таким нарушениям, о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований по ядерной и радиационной безопасности и представляющих опасность для здоровья людей и окружающей среды; 5) контролировать соблюдение условий действия выданных разрешений (лицензий) и исполнение предписаний; 6) приостанавливать или прекращать действие выданных разрешений (лицензий) на право ведения разрешенной деятельности в случае выявления нарушения законодательства, относящегося к использованию атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, или нарушений условий действия разрешений (лицензий); 7) запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды; 8) получать от руково-


§ 5. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

723

 

дителей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти, организаций, воинских частей необходимые документы по состоянию безопасности, учета и контроля ядерных материалов на поднадзорных объектах и обосновывающие их материалы; 9) заслушивать должностных лиц государственных органов исполнительной власти, организаций, воинских частей по вопросам соблюдения соответствующих требований законодательства, правил и норм по ядерной и радиационной безопасности и иным вопросам, относящимся к компетенции государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих деятельность по государственному контролю за ядерной и радиационной безопасностью, корреспондируют обязанности должностных лиц государственных органов исполнительной власти, организаций, воинских частей по выполнению их законных распоряжений в части устранения нарушений в области ядерной и радиационной безопасности.

Предписания должностных лиц Ростехнадзора подлежат немедленному исполнению в установленные в них сроки. Однако лица, которым выданы такие предписания, могут их обжаловать в установленном законодательством порядке, в частности, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора на них лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенных решений. При этом следует иметь в виду, что проверка законности и обоснованности принятых решений административными органами проверяется по правилам гражданского процессуального законодательства. В связи с чем лица, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю, могут принимать участие в этой деятельности путем представления имеющихся у них доказательств, которым должна быть дана оценка в решении органа, осуществляющего деятельность по государственному надзору. Отказ от выполнения этого требования позволяет признать решение, принятое должностным лицом административного органа, незаконным и (или) необоснованным.

При осуществлении деятельности по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью должностные лица Ростехнадзора независимы и подчиняются только закону (ч. 3 ст. 369 ТК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 14 июля 2001 г. № 134-ФЗ на деятельность по контролю за безопасностью при использовании атомной энергии действие данного Закона не распространяется. Однако исходя из принципа процессуальной аналогии, закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, отдельные положения Федерального закона от 14 июля 2001 г. № 134-ФЗ могут быть применены и к отношениям, возникающим при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Например, лица, в отношении которых проводится мероприятие по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью, имеют право: 1) лично или через своих представителей участвовать в проведении мероприятия по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью, давать объяснения и представлять другие доказательства по вопросам, относящимся к предмету данного контроля; 2) получать информацию в соответствии с действующим законодательством, за исключением сведений, для которых



724 Глава 19. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм

установлена особая форма доступа; 3) знакомиться с материалами, составленными по результатам контроля за ядерной и радиационной безопасностью, указывать об этом в соответствующих актах, выражать согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Ростехнадзора; 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора в установленном законодательством порядке, в частности, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в судебном порядке. Перечисленным правам лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью, корреспондируют обязанности должностных лиц Рос-технадзора создавать необходимые условия для их реализации.

Таким образом, особый характер деятельности по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью не позволяет прямо применить к возникающим при этом отношениям положения Федерального закона от 14 июля 2001 г. № 134-ФЗ. Однако отдельные положения Закона применимы к этим отношениям по аналогии, в том числе в части защиты прав инспектируемых лиц с соблюдением правил об устранении нарушений на объектах, создающих повышенную опасность для окружающих.

§ 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарногигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляет Роспотребнадзор, состоящий в ведении Минздравсоцразвития России.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиоло- гический надзор, имеют право: 1) получать от государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и работниками, выполняющими в организации управленческие функции, санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий; 3) проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; 4) проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам; 5) проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы; 6) проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам; 7) составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства; 8) при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных


§ 6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

725

 

заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) выдавать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам обязательные для исполнения ими предписания по следующим вопросам: а) об устранении выявленных нарушений санитарных правил; б) о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам и не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции; в) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; г) о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за этими гражданами; д) о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Предписания должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по перечисленным вопросам вступают в законную силу немедленно, они подлежат исполнению в установленные в них сроки. Другие предписания вступают в силу после прохождения установленных процессуальным законодательством процедур вступления в законную силу правоприменительных актов, то есть истечения установленного срока на обжалование или признания его законным и обоснованным вышестоящим должностным лицом либо органом, к компетенции которых отнесено рассмотрение жалобы на данный правоприменительный акт.

Однако индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право обжаловать любые действия (бездействие) должностных лиц санитарно-эпиде- миологического надзора, в том числе по выдаче предписаний, подлежащих немедленному исполнению, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в судебном порядке. При рассмотрении таких жалоб на должностных лицах государственного санитарно-эпидемиологического надзора лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют действия (бездействие) должностных лиц санитарноэпидемиологического надзора, должны доказать, что принятыми этими лицами решениями нарушены их права или охраняемые законом интересы. Признание действий должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора незаконными и (или) необоснованными позволяет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предъявить исковые требования к соответствующему органу са- нитарно-эпидемиологического надзора о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями.

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпиде- миологический надзор, корреспондируют обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по исполнению их законных требований по устранению нарушений санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.

При осуществлении мероприятий по государственному санитарно-эпидемио- логическому надзору должностные лица Роспотребнадзора независимы и подчиняются закону (ч. 2 ст. 368 ТК РФ). Однако и на деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору требования Федерального закона от 14 июля 2001 г. № 134-ФЗ распространяются частично. В частности, положения данного Закона не применяются при выдаче предписаний должностными лицами