Файл: Трудовое право_Миронов В.И_Учебник_Спб, Питер, 2009 -864с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 1642

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем

801

мендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве, как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

§ 5. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ТРУДОВЫМ АРБИТРАЖЕМ

В соответствии с ч. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Из данной формулировки следует, что создание трудового арбитража, как правило, является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. После рассмотрения такого спора примирительной комиссией его стороны по общему правилу могут выбрать в качестве примирительной процедуры обращение к посреднику либо создание трудового арбитража. Однако при создании трудового арбитража стороны должны заключить соглашение о принятии на себя обязательств по исполнению вынесенных им решений. В соответствии с ч. 1 ст. 406 ТК РФ в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. Следовательно, уклонение одной из сторон коллективного трудового спора от его урегулирования в примирительной комиссии влечет возникновение обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении спора в трудовом арбитраже применимы Рекомендации по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 59.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в течение трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от создания примирительной комиссии или от работы в ней другая сторона этого спора обязана обратиться в названный государственный орган с заявлением о формировании


802

Глава 21. Коллективные трудовые споры

 

трудового арбитража. Отказ стороны коллективного трудового спора от создания трудового арбитража является уклонением от участия в примирительных процедурах, что влечет наступление предусмотренных законодательством неблагоприятных последствий. Уклонение работодателя от участия в этих процедурах позволяет работникам приступить к организации забастовки, а также потребовать привлечения представителей работодателя к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства. Уклонение работников от участия в примирительных процедурах позволяет признать совершаемые ими действия, в частности по проведению забастовки, незаконными с вытекающими из такого признания последствиями. Доказательством уклонения стороны коллективного трудового спора от участия в примирительных процедурах могут стать документы должностных лиц.

В состав трудового арбитража не должны входить представители работников и работодателя, являющихся стороной коллективного трудового спора, подлежащего рассмотрению. Список арбитров, привлекаемых к урегулированию коллективных трудовых споров, составляется государственным органом, действующим при соответствующем органе по труду, с учетом мнения представителей работников и работодателей. Арбитры могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров трудовым арбитражем, но при этом общая продолжительность их участия в данном процессе не должна превышать трех месяцев в году. Данное правило не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, а также на лиц, не имеющих постоянной работы.

По соглашению сторон коллективного трудового спора арбитрам может быть выплачена денежная компенсация по возмещению понесенных ими расходов.

Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания сторон коллективного трудового спора и государственного органа, примерная форма которого дана в качестве Приложения № 1 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. В этом протоколе целесообразно отражать условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и указанным государственным органом. Количественный и персональный состав арбитров также следует отразить в данном протоколе. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и государственного органа, дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен в трудовом арбитраже в течение пяти рабочих дней с даты его создания. По согласованию сторон коллективного трудового спора этот срок может быть продлен, что оформляется соответствующим соглашением полномочных представителей.

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем определяется его сторонами и государственным органом, в частности, могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний, правила замены арбитров при наступлении чрезвычайных обстоятельств, возможность и порядок


§ 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем

803

 

отвода арбитров представителями сторон коллективного трудового спора, порядок предоставления доказательств представителями сторон, требования к выносимым арбитражем рекомендациям, порядок их вручения представителям сторон и т. д.

Трудовые арбитры имеют право: 1) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся разногласий, входящих в коллективный трудовой спор; 2) заслушивать объяснения и ходатайства представителей сторон коллективного трудового спора; 3) приглашать на заседания трудового арбитража специалистов, имеющих познания в решении вопросов, составляющих предмет коллективного трудового спора; 4) требовать от представителей сторон коллективного трудового спора доведения решения трудового арбитража до сведения работников организации или структурного подразделения, в котором возник данный спор; 5) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 6) информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при исполнении своих обязанностей по участию в примирительных процедурах. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для привлечения трудового арбитра к установленным законодательством мерам ответственности, в частности, для увольнения с работы лица, выполняющего функцию трудового арбитра на профессиональной основе.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов: 1) изучения арбитрами документов и материалов, представленных сторонами коллективного трудового спора; 2) получения объяснений полномочных представителей сторон возникшего спора; 3) получения заключения экспертов, если в этом имеется необходимость; 4) разработки рекомендаций по существу коллективного трудового спора; 5) вручения рекомендаций полномочным представителям сторон конфликта, а при необходимости — доведение их до сведения работников организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор.

Рекомендации трудового арбитража принимаются большинством голосов входящих в его состав арбитров. Несогласный с вынесенным решением арбитр обязан их подписать, но имеет право составить в письменном виде свое особое мнение по поводу возможных вариантов урегулирования возникших между сторонами коллективного трудового спора разногласий. Данное мнение доводится до сведения представителей сторон коллективного трудового спора наряду с вынесенным трудовым арбитражем решением.

В решении трудового арбитража должна быть дана оценка разногласиям, составляющим предмет коллективного трудового спора, а также предлагаемым по их урегулированию вариантам. Решение трудового арбитража оформляется протоколом заседания трудового арбитража, примерная форма которого дана в качестве Приложения № 2 к Рекомендациям по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. В нем должны быть указаны дата вынесения решения, присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, существо возникших разногласий, составляющих предмет коллективного трудового спора, перечень мер, необходимых для их урегулирования.


804

Глава 21. Коллективные трудовые споры

 

Решение трудового арбитража подписывается его членами, оно имеет обязательную силу по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Таким образом, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является одной из примирительных процедур по урегулированию возникающих при его ведении разногласий.

Вкачестве обязательной данная процедура выступает в силу прямого указания в законодательстве. В остальных случаях она используется по соглашению сторон коллективного трудового спора. Непременным условием использования данной процедуры по соглашению сторон коллективного трудового спора является придание решению арбитража обязательной силы.

Вч. 7 ст. 404 ТК РФ указано, что создание трудового арбитража является обязательным и его решение для сторон имеет обязательную силу в тех случаях, когда для разрешения коллективного трудового спора не может быть использована забастовка. Можно выделить несколько категорий работодателей, выполняющих особые функции, не позволяющие проводить забастовку для урегулирования коллективного трудового спора. Перечень таких функций определяется законодательством.

Всоответствии с ч. 2 ст. 412 ТК РФ перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана

сбезопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим отраслевым общероссийским профессиональным союзом в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 901 «О порядке разработки и утверждения Перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах». Утверждение такого минимума работ (услуг) означает ограничение права на забастовку. Следовательно, в организациях и обособленных структурных подразделениях отраслей (подотраслей) экономики, в которых утвержден в установленном законодательством порядке минимум указанных работ (услуг), создание трудового арбитража при возникновении коллективного трудового спора является обязательным. В настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты по установлению минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовок: 1) приказ Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 193 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества»; 2) приказ Минздрава России от 25 июля 2003 г. № 326 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения»; 3) приказ Минэнерго России от 11 августа 2003 г. № 350 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в электроэнергетике, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана


§ 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем

805

 

с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества»; 4) приказ Минэнерго России от 2 сентября 2003 г. № 365 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в торфяной отрасли экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества»; 5) приказ Минтранса России от 7 октября 2003 г. № 197 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах, представительствах) транспортного комплекса»; 6) приказ Росгидромета от 5 декабря 2003 г. № 244 «О введении в действие Перечня минимума необходимых работ (услуг), выполняемых организациями (учреждениями) Росгидромета в период проведения забастовок»; 7) приказ Минпромнауки России от 2 марта 2004 г. № 63 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества». Аналогичные перечни утверждены и в ряде других отраслей (подотраслей) экономики, что влечет за собой при возникновении коллективного трудового спора в организациях этих отраслей (подотраслей) обязанность его сторон по созданию трудового арбитража.

Следует помнить, что утверждение указанных перечней необходимых работ (услуг) должно происходить по согласованию с соответствующими отраслевыми общероссийскими профсоюзами. Отсутствие такого согласования позволяет признать в ВС РФ нормативный правовой акт об утверждении такого перечня работ (услуг) недействующим.

Вч. 3 ст. 412 ТК РФ утверждение рассматриваемых перечней работ и услуг обусловлено деятельностью организаций и обособленных структурных подразделений по обеспечению безопасности людей, их здоровья и жизненно важных интересов общества. В связи с чем при оспаривании в ВС РФ нормативных правовых актов об утверждении указанных перечней работ (услуг) на принявших такие акты органах лежит обязанность по доказыванию того, что они утверждены для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 412 ТК РФ целей. Отсутствие таких целей также позволяет признать названные акты недействующими.

Всоответствии с ч. 1 ст. 413 ТК РФ не допускаются забастовки в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. В ст. 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной