Файл: Трудовое право_Миронов В.И_Учебник_Спб, Питер, 2009 -864с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 1641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

806

Глава 21. Коллективные трудовые споры

 

гражданской службе» запрещено проводить забастовки лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, что вступает в противоречие со ст. 19, 37, 45, 55 Конституции РФ. При возникновении коллективного трудового спора в названных организациях при выполнении перечисленных работ у сторон такого спора также возникает обязанность по созданию трудового арбитража.

Трудовой арбитраж должен быть создан при уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии, а также при отсутствии согласованного решения сторон коллективного трудового спора по истечении трех рабочих дней при определении кандидатуры посредника.

Таким образом, трудовой арбитраж создается в случаях: 1) уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии; 2) недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника по истечении трех рабочих дней; 3) рассмотрения коллективного трудового спора в перечисленных организациях и обособленных структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных работ, где законодательство запрещает или ограничивает проведение забастовок; 4) недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали урегулирование спора трудовым арбитражем. Решение трудового арбитража является обязательным в силу соглашения сторон коллективного трудового спора, которые используют этот орган для урегулирования разногласий, а также в силу прямого указания в законе, когда создание трудового арбитража является обязательным для урегулирования коллективного трудового спора.

§6. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

ВУРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Всоответствии с ч. 1 ст. 407 ТК РФ государственные органы принимают участие в урегулировании коллективных трудовых споров на федеральном и региональном уровне. На федеральном уровне данную функцию призвано выполнять соответ ствующее структурное подразделение Роструда, на региональном — орган по труду соответствующего субъекта РФ. Полномочия государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров отличаются в зависимости от уровня их разрешения. На федеральном уровне соответствующий государственный орган осуществляет следующие функции: 1) производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективных трудовых споров в организации, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда для разрешения коллективного трудового спора не может быть использована забастовка; 2) содействует урегулированию перечисленных коллективных трудовых споров, в том числе путем создания трудового арбитража с участием сторон такого спора; 3) ведет базу данных по учету трудовых арбитров; 4) организует подготовку трудовых арбитров. Органы


§ 6. Участие государственных органов в урегулировании коллективных трудовых

807

исполнительной власти субъектов РФ по урегулированию коллективных трудовых споров выполняют следующие функции: 1) проводят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением споров, уведомительная регистрация которых отнесена к ведению федерального органа исполнительной власти; 2) содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров. Таким образом, государственные органы существуют для организации в пределах имеющейся у них компетенции примирительных процедур и участия в них с целью урегулирования разногласий, составляющих предмет коллективного трудового спора. Для достижения этой цели в ч. 4 ст. 407 ТК РФ государственным органам предоставлены следующие полномочия: 1) по проверке в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора, в урегулировании которых они могут принимать участие; 2) по выявлению, анализу и обобщению причин коллективных трудовых споров, по подготовке предложений по их устранению; 3) по оказанию методической помощи сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения; 4) по организации в установленном порядке финансирования примирительных процедур. Государ ственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Полномочия государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров непосредственно связаны с правами и обязанностями сторон коллективного трудового спора, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Каждая из сторон коллективного трудового спора вправе обратиться в соответствующее подразделение этих органов с заявлением о регистрации коллективного трудового спора. После получения такого заявления у них возникает обязанность по регистрации коллективного трудового спора. В уведомлении о регистрации, направляемом должностными лицами подразделения государственного органа стороне коллективного трудового спора, обратившейся в данный орган, могут быть указаны разногласия, которые в соответствии с законодательством не могут входить в предмет коллективного трудового спора. В силу чего такие разногласия должны быть разрешены в ином порядке.

Стороны коллективного трудового спора должны иметь полномочных представителей при его ведении. Отсутствие таких представителей не позволяет проводить примирительные процедуры и заключить соглашение об урегулировании разногласий, составляющих предмет коллективного трудового спора. В связи с чем по требованию работников государственного органа, участвующих в урегулировании разногласий, входящих в предмет коллективного трудового спора, представители его сторон должны подтвердить свои полномочия. Полномочия представителей работодателя могут быть подтверждены приказом (распоряжением) или доверенностью полномочного представителя работодателя. При этом должны быть определены полномочия представителей работодателя, в частности, по участию в примирительных процедурах, заключению соглашений на определенных условиях, в том числе связанных с предоставлением дополнительных льгот и преимуществ работникам за счет средств работодателя. Полномочия представителей работников подтверждаются решением их представительного органа, например, протоколом


808

Глава 21. Коллективные трудовые споры

 

собрания (конференции) работников работодателя, у которого возник коллективный трудовой спор, доверенностью профсоюза организации, объединяющего более половины работников. Полномочия работников по заключению соглашений на соответствующих условиях также следует определять в документах, подтверждающих их полномочия. Отсутствие четкого определения полномочий представителей работодателя и работников при ведении коллективного трудового спора делает спорными заключенные между ними соглашения. В частности, подобные соглашения могут быть оспорены заинтересованными лицами в связи с их заключением представителями, не наделенными соответствующими полномочиями.

Полномочные представители работодателя и работников вправе требовать от подразделения соответствующего государственного органа исполнительной власти предоставления списка трудовых арбитров с целью формирования трудового арбитража. В этом случае у данного органа возникает обязанность по предоставлению такого списка, а также по оказанию содействия сторонам коллективного трудового спора в привлечении к урегулированию избранных ими арбитров.

По требованию сторон коллективного трудового спора государственный орган в пределах своей компетенции должен предоставить им информацию об уровне профессионального образования трудовых арбитров, повышать их профессиональные навыки путем организации обучения.

Соответствующий государственный орган вправе направить свои предложения по устранению причин и условий коллективных трудовых споров работодателям, профсоюзам (их объединениям), органам исполнительной власти, местного самоуправления, которые должны их рассмотреть и принять в пределах имеющейся у них компетенции меры по их устранению.

Государственный орган обязан при обращении сторон коллективного трудового спора организовать с соблюдением действующего законодательства финансирование примирительных процедур. В частности, арбитры, находящиеся в штате подразделений государственного органа, должны выполнять свою трудовую функцию по участию в примирительных процедурах за выплачиваемую им заработную плату. По отношению к другим арбитрам стороны коллективного трудового спора при участии представителей этого органа могут заключить соглашение о компенсации им понесенных расходов, связанных с участием в примирительных процедурах.

По ходатайству стороны коллективного трудового спора работники соответствующего государственного органа оказывают содействие по организации примирительных процедур, в частности по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже. Представители этого органа могут обращаться в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления с целью принятия ими в пределах имеющейся компетенции мер по урегулированию разногласий, входящих в предмет коллективного трудового спора.

В соответствии с ч. 6 ст. 407 ТК РФ работники государственного органа в пределах имеющейся компетенции по предъявлении удостоверения установленного образца могут беспрепятственно посещать организации, их обособленные структурные подразделения, работодателей — физических лиц в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих такие споры. Поэтому работники государственного органа по ходатайству сторон



§ 7. Реализация права на забастовку

809

 

коллективного трудового спора могут присутствовать при проведении ими примирительных процедур, принимать участие в урегулировании возникших между ними разногласий, контролировать соблюдение принятых с участием этого органа соглашений по урегулированию коллективного трудового спора. Невыполнение полномочными представителями работодателя законных требований работников государственного органа является нарушением трудового законодательства, за совершение которого они могут быть привлечены к административной ответственности.

Таким образом, государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров призваны оказывать содействие сторонам коллективного трудового спора в организации и проведении примирительных процедур, а также выявлять причины возникновения коллективных трудовых споров и вносить предложения по их устранению.

§7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ

Вч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право работников на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В ч. 1 ст. 409 ТК РФ также признается право работников на забастовку в качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора.

Всоответствии с действующим законодательством забастовка является крайним способом урегулирования коллективного трудового спора. В частности, в ч. 2 ст. 409 ТК РФ говорится о том, что если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представитель) уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе урегулирования коллективного трудового спора, или не исполняет обязательное решение трудового арбитража, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда проведение забастовки запрещено законодательством для разрешения коллективного трудового спора. Следовательно, забастовка в качестве законного способа урегулирования коллективного трудового спора может быть применена только с соблюдением перечисленных в ч. 2 ст. 409 ТК РФ условий, которые выступают в качестве юридически значимых обстоятельств при проверке законности и обоснованности использования данного способа урегулирования коллективного трудового спора. Кратко рассмотрим перечисленные в названной норме юридически значимые обстоятельства:

1)отсутствие результата по урегулированию входящих в предмет коллективного трудового спора разногласий после проведения примирительных процедур. В соответствии со ст. 400 ТК РФ коллективный трудовой спор возникает по истечении трех рабочих дней со дня получения работодателем коллективных требований работников, за исключением случаев, когда полномочный представитель работодателя до истечения этого срока письменно сообщает работникам о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленных ими требований. Примирительная комиссия создается в течение трех дней, она должна рассмотреть спор в течение пяти рабочих дней. Затем, исходя