Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2024
Просмотров: 295
Скачиваний: 0
ЛЕКЦИЯ № 35. Технические регламенты
До вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 ФЗ «О техническом регулировании» данный вопрос регу лировался ГОСТами (государственными стандартами), СНиПами (строительными нормами и правилами), Санитарными правила ми. Эта система ГОСТов препятствовала внедрению новых тех нологий, использовалась как инструмент административного давления.
Для технического регулирования вводится трехуровневая систе7 ма нормативных документов, которые различаются по нормативной силе в сфере порядка разработки и принятия:
1)технический регламент;
2)национальный стандарт;
3)стандарты предприятий.
Технический регламент — документ, устанавливающий обяза тельные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, к которым относятся здания, строе ния, сооружения, процессы производства, эксплуатации, хране ния, перевозки, реализации и утилизации. Технические рег ламенты применяются для защиты жизни, здоровья, имущества юридических и физических лиц, государственного имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и расте ний, по поводу безопасности излучений, биологической, химиче ской, термической, электрической, ядерной, механической, про мышленной безопасности.
Содержание технических регламентов:
1)их действие распространяется на всей территории РФ;
2)содержащиеся в них требования к упаковке, маркировке являются исчерпывающими;
3)технические регламенты не должны содержать конструк ции, если это не влияет на степень риска.
Изменения в технический регламент могут быть внесены
только в специально установленном законом порядке, а именно путем внесения изменений в соответствующий закон о техниче ском регламенте. Разработчиком технического регламента может
97
быть любое лицо. Не менее 2 месяцев отводится на обсуждение данного проекта технического регламента. Федеральное агент ство по техническому регулированию и метрологии через Прави тельство РФ направляет проект технического регламента вместе с отзывом в Государственную Думу РФ, а Государственная Дума РФ принимает данный проект технического регламента как феде ральный закон.
Государство отвело срок на принятие технических регла ментов 7 лет (до 2010 г.).
ЛЕКЦИЯ № 36. Стандартизация в России
Стандартизация — деятельность по установлению норм, пра вил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение кон курентоспособности работ, товаров и услуг (ст. 2 ФЗ «О техниче ском регулировании»). Принципы стандартизации:
1)добровольное применение стандартов;
2)максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
3)международные стандарты, являющиеся основой нацио нальных стандартов;
4)недопустимость установления стандартов, которые проти воречат техническим регламентам.
Стандартизация обеспечивает:
1)безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
2)техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
3)качество продукции, работ и услуг в соответствии с уров нем развития науки, техники и технологии;
4)единство измерений;
5)экономию всех видов ресурсов;
6)безопасность хозяйственных объектов с учетом риска воз никновения природных и технологических катастроф и дру гих чрезвычайных ситуаций;
7)обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Требования, устанавливаемые нормативными документами
по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стан дартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств; учи тывать условия использования продукции, выполнения работ
99
и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.
В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы:
1)государственные (национальные) стандарты РФ;
2)применяемые международные стандарты;
3)правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
4)общероссийские классификаторы технико экономиче ской информации;
5)стандарты отраслей;
6)стандарты предприятий;
7)стандарты научно технических, инженерных обществ и дру гих общественных объединений.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию,
работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Постановлением Госстан дарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах в Российской Федерации» национальными стандартами призна ны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2004 г. Их положения обязательны в случаях:
1)если это касается защиты жизни и здоровья граждан;
2)защиты имущества граждан;
3)защиты окружающей среды;
4)защиты от обмана на рынке.
Требования, устанавливаемые национальными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для техниче ской и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркиров ки, а также иные требования, которые установлены законода тельством РФ, обязательны для соблюдения государственными органами управления, хозяйствующими субъектами.
Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органами управления в пределах их компетен ции применительно к продукции, работам и услугам, имеющим отраслевое значение. Эти стандарты не должны нарушать обяза тельные требования государственных стандартов.
Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются самостоятельно для совершенствования производства в целях
100
обеспечения требований к продукции, а также в целях совершен ствования организации и управления. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и ока зание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
Стандарты общественных объединений разрабатываются
ипринимаются ими для динамичного распространения и ис пользования полученных в различных отраслях знаний результа тов исследования и разработок.
Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.
Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до при нятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти осущест вляет Федеральное агентство по техническому регулированию
иметрологии.
Госстандарт России принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико экономической информации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением субъек тами хозяйственной деятельности обязательных требований госу дарственных стандартов осуществляется на стадиях:
1)разработки, подготовки продукции к производству;
2)изготовления продукции;
3)реализации продукции;
4)использования (эксплуатации) продукции;
5)хранения, транспортировки, утилизации, а также при вы полнении работ и оказании услуг.
Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности
обязаны создавать все условия, которые необходимы для осу ществления контрольных и надзорных полномочий. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблю дением обязательных требований, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления. Осуществление государственного контроля и над зора за соблюдением обязательных требований государственных
101
стандартов от имени Госстандарта России проводится его долж7 ностными лицами — государственными инспекторами:
1)главным государственным инспектором РФ по надзору за государственным стандартами;
2)главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автоном ных округов, городов Москвы и Санкт Петербурга по надзору за государственными стандартами;
3)государственными инспекторами по надзору за государст венными стандартами.
Государственные инспектора по надзору за государственными
стандартами имеют право:
1)свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
2)получать от субъекта хозяйственной деятельности до кументы и сведения, необходимые для проведения государст венного контроля и надзора;
3)использовать технические средства и специалистов субъек та хозяйственной деятельности при проведении государствен ного контроля и надзора;
4)выдавать предписания о запрете или приостановке реали зации, использования проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государст венных стандартов.
ЛЕКЦИЯ № 37. Подтверждение соответствия качества товаров и услуги
Подтверждение соответствия осуществляется в целях удосто верения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам и условиям договора. Целями сертификации являются:
1)содействие потребителям в компетентном выборе про дукции;
2)создание условий для деятельности предприятий, учрежде ний, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ;
3)участие в международном экономическом, научно техни ческом сотрудничестве и международной торговле;
4)защита потребителей от недобросовестности изготовите лей (продавцов);
5)контроль безопасности продукции для окружающей сре ды, жизни, здоровья и имущества;
6)подтверждение показателей качества продукции, заявлен ных изготовителем.
Сертификация продукции — это деятельность по подтвержде
нию соответствия продукции установленным требованиям (стан дартам). Сертификат соответствия — документ, выданный для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия — зарегистриро ванный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным тре бованиям (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»). Система сертификации — совокупность предприятий, учреждений и орга низаций — участников сертификации, осуществляющих серти фикацию по правилам, установленным в этой системе и в соответ ствии с законодательством РФ. Системы сертификации регистрируются в Госстандарте РФ, который является высшим федеральным органом в области сертификации.
В основные функции Госстандарта РФ в сфере сертификации входят:
1) формирование и реализация государственной политики в области сертификации;
103
2)утверждение общих правил и рекомендаций по проведе нию сертификации на территории РФ и опубликование офи циальной информации о данных правилах;
3)государственная регистрация систем сертификации и зна ков соответствия, действующих в РФ;
4)опубликование официальной информации о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и пред
ставление ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
5)подготовка в установленном порядке предложения о при соединении к международным системам сертификации, а так же заключение соглашений с международными организация ми о взаимном признании результатов сертификации;
6)представление в установленном порядке РФ в междуна родных организациях по вопросам сертификации в качестве национального органа РФ по сертификации.
Формы подтверждения соответствия качества товаров и услуг:
1)добровольное;
2)обязательное.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется
ввиде добровольной сертификации. Оно осуществляется по инициативе заявителя и на основе договора с органом по серти фикации. Орган по сертификации — организация, которая может быть создана любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, а также их объединениями. Данная система осуществляет подтверждение соответствия объектов, выдает сер тификаты на объекты, прошедшие добровольную сертифика цию, применяет знак соответствия, применяет при остановление действия или прекращение сертификата.
Регистрацию осуществляет орган по техническому регулиро ванию в течение 5 дней.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется двумя видами:
1)принятием декларации о соответствии;
2)обязательной сертификацией, проводимой в случаях, уста новленных техническим регламентом.
Принятие декларации о соответствии может проходить по
двум схемам:
1) принятие декларации на основании собственных доказа тельств. Здесь заявитель самостоятельно формирует доказа
104