Файл: 42. Гражданско-прав регулирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42. Гражданско-правовое регулирование реализации приоритетных национальных программ

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики.

Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России в наиболее приоритетных областях, таких как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Сформулированные задачи для здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе.

Здравоохранение

Состояние здоровья населения  в РФ характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных  заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, органов пищеварения.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин – 58,9 лет, у женщин – 72,3 года.  По продолжительности жизни мужчин Россия  занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.

Основные проблемы системы здравоохранения:

- низкая укомплектованность поликлиник врачами, большой процент совместительства;

- износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта ;

- оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточное, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований;

- удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи низкое;

- недостаточное финансирование национального календаря прививок, в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для  детей группы риска;


- недостаточное финансирование мер  по пропаганде здорового  образа жизни – 15% от потребности.

Основные цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:

 Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.

 Повышение доступности и качества медицинской помощи.

 Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

 Развитие профилактической направленности здравоохранения.

 Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной  медицинской помощи

Образование

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов.

Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.


Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.


Доступное жилье

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Реализация приоритетного национального проекта требует решения основных проблемы российского жилищного рынка:

•        Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.

•        В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.

•        Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.

•        В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.

•        В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.

•        Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.

•        Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.

•        Процедуры согласования строительной документации затруднены.

•        Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.


Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» разбит на несколько этапов:

•        Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

•        Повышение доступности жилья.

•        Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

•        Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Каждый из них реализуется по-своему.

Для реализации первого приоритетапредусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.

В рамках второго приоритетаоказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов.

Для реализации третьего приоритетагосударство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появится право залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.

В рамках четвертого приоритетагосударство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.