ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
42. Гражданско-правовое регулирование реализации приоритетных национальных программ
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики.
Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России в наиболее приоритетных областях, таких как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.
Сформулированные задачи для здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе.
Здравоохранение
Состояние здоровья населения в РФ характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста.
Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, органов пищеварения.
Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин – 58,9 лет, у женщин – 72,3 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.
Основные проблемы системы здравоохранения:
- низкая укомплектованность поликлиник врачами, большой процент совместительства;
- износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта ;
- оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточное, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований;
- удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи низкое;
- недостаточное финансирование национального календаря прививок, в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска;
- недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни – 15% от потребности.
Основные цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:
Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
Повышение доступности и качества медицинской помощи.
Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Развитие профилактической направленности здравоохранения.
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи
Образование
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов.
Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Доступное жилье
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Реализация приоритетного национального проекта требует решения основных проблемы российского жилищного рынка:
• Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.
• В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
• Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
• В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.
• В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.
• Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.
• Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
• Процедуры согласования строительной документации затруднены.
• Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» разбит на несколько этапов:
• Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
• Повышение доступности жилья.
• Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
• Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Каждый из них реализуется по-своему.
Для реализации первого приоритетапредусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.
В рамках второго приоритетаоказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов.
Для реализации третьего приоритетагосударство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появится право залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.
В рамках четвертого приоритетагосударство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.