ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 768
Скачиваний: 2
Глава 4. Предмет и методы изучения государственного... управления |
69 |
органы, аппараты, учреждения), объект государственного управления (социальные группы, общественные процессы, социальные институты); государственная власть (политическая, административная, экономическая и др.); управленческая деятельность (политическое руководство, административное управление, норма- тивно-правовое регулирование); управленческие отношения (орга- низационно-экономические, социально-политические, норматив- но-правовые).
Второй блок – понятия, описывающие государственное и муниципальное управление как процесс функциональной деятельности; функции государственного и муниципального управления, законы и принципы управления, формы, методы, средства и стиль управляющей деятельности.
Третий блок – понятия, отражающие основные элементы управленческого процесса и его этапы: политический выбор, целеполагание, политическая стратегия и т.д.; выработка государственного или муниципального решения, принятие и реализация решения.
Четвертый блок – понятия, характеризующие источники и движущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управленческой деятельности и отношений: национально-государствен- ные интересы, политические интересы социальных групп и общностей, конфликт интересов, общенациональные и групповые ценности.
Пятый блок – понятия, описывающие государственное и муниципальное управление в целом: система управления, система власти, уровни субъектов управления и власти, централизация и децентрализация власти и управления и др.
Шестой блок – понятия, описывающие внешнюю среду, в которой осуществляется государственное и муниципальное управление: социальное, политическое, правовое, экономическое, геополитическое и другие пространства, единицы социального времени (этапы, периоды).
В теории государственного и муниципального управления используются философско-социологические и другие общетеорети- ческие понятия, прежде всего науки социального управления.
Определяя методологические подходы к изучению государственного и муниципального управления, прежде всего, на наш взгляд,
следует учитывать три основных требования: во-первых, рассматривать государство и муниципальные образования как социальную систему, а их управленческую деятельность – как один
70 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
из видов социального управления; во-вторых, понимать феномен государственного и муниципального управления как объективированную рациональную (сознательную) деятельность, т.е. как такую, которая опредмечивается в разнообразных формах полити- ко-социальной реальности, организационно-управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях между центрами государственной власти, партиями и общественными объединениями и др.; в-третьих, строить теорети- ческий анализ государственного и муниципального управления с учетом принципа конкретно-исторического подхода. Это означа- ет в данном контексте признание идеи развития, а также конк- ретно-исторической специфики государственного и муниципального управления.
Общефилософская методология не противоречит, а конкретизируется в методологии системного анализа. Теоретическое обоснование в современных социально-политических науках эта методология получила в работах Т. Парсонса (США, 1951) и Д. Истона (1953–1965). Системная модель Д. Истона представляет собой принципиальное применение общей теории систем к политическому анализу. В политическую науку были введены основополагающие понятия теории систем: «политическая система», «устойчивость», «равновесие», «функция», «обратная связь»
èдр. Системный подход в теории государственного и муниципального управления – это анализ, основывающийся на наличии в государственном управлении и местном самоуправлении черт внутренних взаимосвязей, образующих единое целое.
Изучение государственного и муниципального управления как системы предполагает также структурно-функциональный подход. Понятия «структура» и «функция» вписываются в более универсальное – «система». Структурно-функциональный анализ подчинен решению проблем, с которыми связаны существование
èподдержание жизнеспособности системы.
Âсовременной теории управления структурно-функциональ- ный подход, пишет Н.В. Мысин, включает два аспекта. Структурный аспект: а) выяснение компонентов, составляющих данную систему; б) определение закономерных связей этих компонентов. Функциональный аспект: изучение внутреннего механизма функционирования элементов системы, а также изучение внешнего функционирования системы – взаимодействия системы с внешней средой52. Знание внутреннего механизма функционирования
52 См: Мысин Н.В. Теория социального управления. СПб., 1998. С. 54.
Глава 4. Предмет и методы изучения государственного... управления |
71 |
(взаимодействия элементов системы) раскрывает направленность функционирования на сохранение системы, а также на реализацию главной функции по отношению к более общей системе, куда она входит. Анализ внешнего функционирования предполагает обращение к кибернетическим понятиям: «прямая» и «обратная» связи, закрытая система, «черный ящик», открытая система, адаптация и др.
Каждую общественную систему можно представить в виде кибернетической модели, имеющей вход и выход. Управляющее воздействие на нее осуществляется на входе, а результаты фиксируются на выходе. Скажем, на входе политической системы: требования со стороны общества и поддержка системы определенными общественными силами, на выходе – решения и действия – ответ на требования и реакция на поддержку. Анализ взаимодействия входов и выходов, зависимостей между ними позволяет прогнозировать поведение системы в рамках определенных условий и управлять ею.
По природе своей управленческая деятельность государства направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Конфликтное взаимодействие элементов управляющей и управляемой систем, субъектов интеграции и дезинтеграции, развития и разрушения и т.д. свойственно государственно-общественным системам. Поэтому конфликтологический подход в теории государственного и муниципального управления является таким же объективно обусловленным, как и другие, вышеназванные. Он неотъемлемая черта методологии познания и практической деятельности. Правда, в молодой конфликтологической науке такая концепция разделяется не всеми. В противоположность точке зрения немецкого политолога Р. Дарендорфа, рассматривающего политико-социальный процесс как цепь конфликтов, концепция Т. Парсонса ориентирована на изучение «социального порядка», стабильности социальной системы, где конфликт трактуется как явление временное, незакономерное.
Казалось бы, что прямая противоположность указанных концепций исключает возможность какого-либо их сочетания. В действительности оба подхода полезны и необходимы для социологи- ческого и политологического анализа, так как в общественной жизни постоянно присутствуют оба компонента общественных отношений: сотрудничество и конфликт.
72Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
Âходе изучения государственного и муниципального управления важное значение имеет деятельностный подход, обращение к такой категории социальной философии, как деятельность. Ее абстрактная системная модель: потребности-интересы-цели – вполне приложима к анализу государственного и муниципального управления как специфического типа социальной деятельности.
Следует отметить также политико-культурологический подход, который получил распространение в политической науке за последние годы. Он дает возможность по типу политической культуры, характерному для того или иного общества, судить о политической системе, характере государственно-правовых институтов, их управленческой деятельности и государственно-управлен- ческих отношениях.
Критерий любой методологии, применяемой в конкретных областях научного познания, – возможность достижения объективной истины и эффективности практического действия, основанного на реализации полученного знания. Такая возможность, однако, ограничивается социальными условиями познания. Отметим некоторые особенности, характеризующие познание поли- тико-управленческих процессов.
Первая особенность: анализ процессов государственного управления во всех случаях по форме субъективен, ибо аналитик (будь то практический политик или теоретик) осуществляет его с позиций определенной части общества, скажем, социальной группы, политической организации и др.
Вторая особенность: теория политического управления не может «перекочевывать» из одной страны в другую, не меняя своего проблемного поля, средств, приемов и направления исследования. Теория государственного и муниципального управления формируется на основе, во-первых, исторического опыта, в том числе советского, во-вторых, современного международного и российского опыта, пусть даже нередко разрушительного.
Наконец, еще одна особенность связана с тем, что объектом отражения анализируемой нами теории государственного и муниципального управления является современная политико-соци- альная действительность, которую в силу ее динамичности, противоречивости, во многом неопределенности перспектив, всегда сложнее понять и объяснить, чем уже состоявшееся прошлое.
Комплексный характер государственного и муниципального управления и его методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, истори-