ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 771
Скачиваний: 2
78 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
ния в области становления и развития государственного и муниципального управления, федеративных отношений и «вертикали власти», государственной и муниципальной службы в современной России, социально-экономических и политических проблем развития российского общества и путей их решения.
?Вопросы для самоконтроля
1.Что является предметом государственного и муниципального управления как комплекса учебных дисциплин и области научных знаний?
2.Охарактеризуйте теорию государственного и муниципального управления как комплексную науку.
3.Назовите методы изучения государственного и муниципального управления и раскройте каждый в отдельности и в их взаимосвязи.
Рекомендуемая литература
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.
Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. М.: «Статут», 2000.
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. М.–Ростов н/Д.: Изд-во «МарТ», 2005.
Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. 2-е изд. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001.
Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Учебник. М.: Экономика, 2003.
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
79 |
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституция РФ
Глава 5
Создание правовых основ новой российской государственности
Разрушение в декабре 1991 г. СССР как единого союзного государства остро поставило проблему обеспечения самостоятельного государственного существования и становления новой российской государственности, четкого конституционного определения и закрепления формы государственного устройства России – федерации, формы правления – республики и демократической формы политического режима в стране54.
Âусловиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.
Âсвязи с этим перед руководством страны, общественно-поли- тическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.
Как решалась эта задача, почему именно таким образом складывалось современное государственное устройство России, каковы проблемы и пути его совершенствования – основные вопросы дальнейшего изучения данного учебного курса.
Правовая основа российской государственности в конце 1991 – начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базирова-
54Соотношение и схематичное содержание данных понятий, весьма важных для теории государственного и муниципального управления, дается в схеме 1.
ФОРМА
ГОСУДАРСТВА
Форма государственного устройства
(Способ организации территории
èразделения власти между центром
èрегионами)
Форма правления
(Способ организации верховной власти)
Форма политического режима
(Совокупность средств, методов и приемов осуществления государственной власти)
Схема 1. Понятие и виды форм государства
УНИТАРНОЕ
ГОСУДАРСТВО
ФЕДЕРАЦИЯ
МОНАРХИЯ
РЕСПУБЛИКА
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
НЕДЕМОКРАТИ- ЧЕСКИЙ (АВТОРИТАРНЫЙ, ТОТАЛИТАРНЫЙ)
специальность в Введение управление: муниципальное и Государственное 80
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
81 |
|
|
лась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
Âодном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое – президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое – строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т.е. во многом безответственностью) за принимаемые решения.
Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РСФСР.
Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан – основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой утверждалось, что не государство должно служить человеку, а че- ловек – государству.
Âсвязи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыноч- ную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.
Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.
82 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил – реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992–1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами.
Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.
Âцелях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н. Ельцина. Однако конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.
21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ
¹1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Указ формально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийся в этот же день Конституционный Суд РФ во главе с его председателем В.Д. Зорькиным посчи- тал это достаточным основанием для импичмента Президента РФ.
Âночь на 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов, на котором не было даже кворума, принял постановление, объявившее действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом». Большинство съезда и Верховный Совет отказались подчиниться указу Президента. Они заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от должности Президента, избрали исполняющим обязанности Президента вице-президента А.В. Руцкого, перешедшего в оппозицию Б.Н. Ельцину во второй половине 1992 г., и сформировали свое правительство, пошли на вооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России.
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
83 |
|
|
Противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3–4 октября 1993 г. По призыву А.В. Руцкого, генерала А. Макашова, лидера ортодоксальной коммунистической организации «Трудовая Россия» В.И. Анпилова и ряда других сторонники парламента пошли на прорыв блокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр «Останкино». В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которые из танков расстреляли Белый дом, что привело к пожару, и разогнали парламент и его защитников. По официальным данным, во время этих событий погибло около 150 человек.
Существуют два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники экс-президента Б.Н. Ельцина счи- тают, что Б.Н. Ельцин совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сам же Б.Н. Ельцин и его сторонники полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.
«Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России – вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.
В соответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание – Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России. Подготовка проекта была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием, проект был опубликован в центральной и местной прессе, прошел всенародное обсуждение и был одобрен большинством граждан, принявших участие в референдуме.
Конституция Российской Федерации после ее принятия в 1993 г. как в целом, так и ее отдельные положения вызывала многочисленные нарекания и «справа», и «слева», со стороны различных обществоведов и политиков. В печати не раз предрекался ей недолгий срок, предсказывалось неизбежное внесение в нее многих изменений уже в ближайшие годы. И тем не менее