ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 771

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78

Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

 

 

ния в области становления и развития государственного и муниципального управления, федеративных отношений и «вертикали власти», государственной и муниципальной службы в современной России, социально-экономических и политических проблем развития российского общества и путей их решения.

?Вопросы для самоконтроля

1.Что является предметом государственного и муниципального управления как комплекса учебных дисциплин и области научных знаний?

2.Охарактеризуйте теорию государственного и муниципального управления как комплексную науку.

3.Назовите методы изучения государственного и муниципального управления и раскройте каждый в отдельности и в их взаимосвязи.

Рекомендуемая литература

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.

Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. М.: «Статут», 2000.

Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. М.–Ростов н/Д.: Изд-во «МарТ», 2005.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. 2-е изд. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001.

Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Учебник. М.: Экономика, 2003.

Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности

79

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ

Глава 5

Создание правовых основ новой российской государственности

Разрушение в декабре 1991 г. СССР как единого союзного государства остро поставило проблему обеспечения самостоятельного государственного существования и становления новой российской государственности, четкого конституционного определения и закрепления формы государственного устройства России – федерации, формы правления – республики и демократической формы политического режима в стране54.

Âусловиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

Âсвязи с этим перед руководством страны, общественно-поли- тическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.

Как решалась эта задача, почему именно таким образом складывалось современное государственное устройство России, каковы проблемы и пути его совершенствования – основные вопросы дальнейшего изучения данного учебного курса.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 – начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базирова-

54Соотношение и схематичное содержание данных понятий, весьма важных для теории государственного и муниципального управления, дается в схеме 1.


ФОРМА

ГОСУДАРСТВА

Форма государственного устройства

(Способ организации территории

èразделения власти между центром

èрегионами)

Форма правления

(Способ организации верховной власти)

Форма политического режима

(Совокупность средств, методов и приемов осуществления государственной власти)

Схема 1. Понятие и виды форм государства

УНИТАРНОЕ

ГОСУДАРСТВО

ФЕДЕРАЦИЯ

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

НЕДЕМОКРАТИ- ЧЕСКИЙ (АВТОРИТАРНЫЙ, ТОТАЛИТАРНЫЙ)

специальность в Введение управление: муниципальное и Государственное 80


Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности

81

 

 

лась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

Âодном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое – президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое – строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т.е. во многом безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РСФСР.

Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан – основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой утверждалось, что не государство должно служить человеку, а че- ловек – государству.

Âсвязи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыноч- ную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.


82

Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

 

 

Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил – реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992–1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами.

Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

Âцелях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н. Ельцина. Однако конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ

¹1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Указ формально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийся в этот же день Конституционный Суд РФ во главе с его председателем В.Д. Зорькиным посчи- тал это достаточным основанием для импичмента Президента РФ.

Âночь на 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов, на котором не было даже кворума, принял постановление, объявившее действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом». Большинство съезда и Верховный Совет отказались подчиниться указу Президента. Они заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от должности Президента, избрали исполняющим обязанности Президента вице-президента А.В. Руцкого, перешедшего в оппозицию Б.Н. Ельцину во второй половине 1992 г., и сформировали свое правительство, пошли на вооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России.


Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности

83

 

 

Противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3–4 октября 1993 г. По призыву А.В. Руцкого, генерала А. Макашова, лидера ортодоксальной коммунистической организации «Трудовая Россия» В.И. Анпилова и ряда других сторонники парламента пошли на прорыв блокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр «Останкино». В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которые из танков расстреляли Белый дом, что привело к пожару, и разогнали парламент и его защитников. По официальным данным, во время этих событий погибло около 150 человек.

Существуют два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники экс-президента Б.Н. Ельцина счи- тают, что Б.Н. Ельцин совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сам же Б.Н. Ельцин и его сторонники полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

«Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России – вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.

В соответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание – Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России. Подготовка проекта была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием, проект был опубликован в центральной и местной прессе, прошел всенародное обсуждение и был одобрен большинством граждан, принявших участие в референдуме.

Конституция Российской Федерации после ее принятия в 1993 г. как в целом, так и ее отдельные положения вызывала многочисленные нарекания и «справа», и «слева», со стороны различных обществоведов и политиков. В печати не раз предрекался ей недолгий срок, предсказывалось неизбежное внесение в нее многих изменений уже в ближайшие годы. И тем не менее