ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 774
Скачиваний: 2
84 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
вот уже 11 лет Конституция РФ успешно работает без внесения в нее каких-либо принципиальных изменений и дополнений.
А ведь в предыдущий российский Основной закон – Конституцию РСФСР 1978 г., к сравнению, за 1979–1992 гг. девять раз вносились изменения и дополнения.
Конституция РФ нацелена прежде всего на создание стабильного конституционного строя. Именно поэтому она предполагает усложненный порядок внесения изменений и поправок в текст Конституции, хотя и не исключает их возможность. И это себя вполне оправдало.
Давая оценку значения для развития российского общества Конституции Российской Федерации 1993 г., прежде всего следует отметить, что она заложила правовые основы новой российской государственности, явилась их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России. Именно благодаря ей в России впервые установился конституционный строй, который изначально предполагает демократическую правовую государственность.
Как записано в ст. 1 Основного закона, «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (в приложении 6 приводятся извлечения из Конституции РФ).
Согласно Конституции (ст. 4), суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Истекшее десятилетие подтвердило жизненность и высокую значимость главной цели Конституции 1993 г. – сохранение целостности Российского государства и преодоление слабости государственной власти.
Исключительно важно, что в Конституции на всех уровнях – снизу до верху проведен принцип народовластия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст. 3).
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
85 |
|
|
Человек, его права и свободы являются по Конституции высшей ценностью (ст. 2).
Для государственного устройства РФ важное значение имеет то, что Конституция РФ 1993 г. максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным законом прав и свобод человека, механизм их защиты были приведены в соответствие с международными стандартами.
Согласно ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации является «единым и равным независимо от обоснований приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. При этом гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
По Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Освоение новой Конституции потребовало большой нормотвор- ческой работы, приведения в соответствие с ней огромного коли- чества законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в сфере экономики, социальной жизни, регулирования институтов гражданского общества.
Для строительства новой российской государственности, новой системы государственного управления важное значение имеют Федеральный договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии весны 1994 г., подписание догово-
86 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
ров о разграничении полномочий и предметов ведения между Центром и субъектами РФ, принятие и реализация Гражданского кодекса, Налогового, Земельного, Трудового и других кодексов, федеральных законов «О конституционном суде», «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), аналогичных законов субъектов РФ и других законов и нормативных актов.
Âпоследующем усилиями федеральных властей России полу- чили дальнейшее закрепление и развитие правовая, экономическая и организационно-методическая основы местного самоуправления. Были законодательно закреплены финансовые основы местного самоуправления (1997) и основы муниципальной службы (1998), ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления (1998), утверждены Указом Президента РФ «Основные положения государственной политики развития местного самоуправления» (1999), а также поддержка муниципальных образований.
Â2003 г. принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступит в действие с 1 января 2006 г.
Были приняты федеральные законы и законы субъектов РФ по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления. Внесены изменения и дополнения в «отраслевое» законодательство, касающееся компетенции местного самоуправления. Нормы муниципального права включены в значительное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, в том числе таких значимых, как Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Âпоследние годы в создании и совершенствовании правовых основ новой российской государственности исключительно важную роль играют принятые в начале XXI в. такие федеральные законы, как «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (2003), «О системе государственной службы Российской Федерации (2003), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004) и принятые в соответствии с ними другие законы и нормативные акты, законы субъектов РФ.
Всего же в процессе формирования правовых основ новой российской государственности Государственной Думой РФ за
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
87 |
|
|
1993–2003 гг. были приняты и вступили в силу 1831 федеральный закон55 .
Осваивая новые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции РФ, законодательная (представительная) и судебная власть все более превращаются в самостоятельные и важные ветви власти.
Согласно Конституции РФ, в стране выстраиваются три системы исполнительной власти:
1)единая система исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов Федерации в пределах ведения и полномочий Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерального центра субъектов РФ. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивается Президентом и Правительством РФ, в чем выражаются вертикаль власти, единство системы;
2)система органов государственной власти субъектов Федерации, устанавливаемая ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации органов государственной власти, определенных федеральным законом;
3)система органов власти местного самоуправления, выведенная за пределы государственной власти.
Пожалуй, ни систему органов государственной власти субъектов РФ, ни, тем более, систему местного самоуправления нельзя считать подсистемами, т.е. составными частями единой системы. Первая и устанавливается самостоятельно и в рамках своего предмета ведения и собственных полномочий обладает всей полнотой государственной власти. Ее взаимосвязь с единой системой государственной власти – лишь в общих конституционных основах. Система местного самоуправления вообще, согласно законодателю, не относится к государственной власти, не несет на себе ее функции.
Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Соответственно отмеченным системам власти в РФ организуются центры (уровни) государственного управления (общефеде-
55См.: Государственная Дума за 10 лет / Российская Федерация. 2004. ¹ 3. С. 58– 59.
88 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
ральный и региональный) и уровень муниципального управления (местное самоуправление). В Конституции РФ они обозначены в ст. 11 и 12, однако в ней нет понятий «система управления» или «система власти и управления». Отсутствие этих понятий в Основном законе, по-видимому, объясняется тем, что его идейнотеоретический фундамент составляет либеральная концепция государства.
Важно также отметить, что разработка и принятие многих законов, имеющих исключительно важное значение для обеспе- чения легитимации функционирования действующих органов власти и управления, государственной и муниципальной службы, чрезмерно затянулись. К тому же долгое время не изживалась практика принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, не учитывающих реальную финансово-экономическую ситуацию, вступающих в противоречие с федеральным бюджетом, другими принятыми законами, нередко процветали ведомственный нормотворческий произвол, противоречие законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.
Для правильной оценки современного состояния российского правового поля важное значение имеет и учет того, что ряд субъектов Федерации и органов местного самоуправления зачастую ставят под сомнение силу и значимость федеральных законов, центральных органов власти и управления; не соблюдают или не исполняют федеральные законы, указы Президента РФ, судебные решения. Так, в 1995–2000 гг. в Министерство юстиции поступило более 20 тысяч нормативных правовых актов, принятых в субъектах Федерации, большинство из которых не соответствовало Конституции РФ и федеральному законодательству. В связи с этим в стране была проделана большая работа по повышению уровня соблюдения федерального законодательства представительными и исполнительными органами власти субъектов Федерации
âинтересах формирования нормальных федеративных отношений, по созданию действенного механизма защиты единого правового пространства России как необходимого условия ее развития
âвиде единого федеративного государства, установлению консти- туционно-правовых санкций за умышленное неподчинение должностных лиц правовым актам федеральных органов власти.
Правовое поле Российской Федерации весьма обширно. В России действует около 2 тысяч законов федерального уровня, при- чем это не только федеральные и федеральные конституционные законы Российской Федерации, но также и законы РСФСР, СССР.