ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 773
Скачиваний: 2
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
89 |
|
|
Во главе иерархии нормативных правовых актов стоят Конституция Российской Федерации и федеральные законы. Основной же массив российского законодательства – это подзаконные, а не законодательные акты.
Низшая ступень иерархии нормативных правовых актов принадлежит актам министерств и ведомств, преуспевающих в приумножении правового материала. В электронной справочной системе «Гарант», например, общее число подключенных документов за 14 лет ее существования превысило один миллион (в том числе аналитических материалов). При этом на 1 закон приходится 5 актов президента, 12 актов правительства, 36 актов федеральных министерств и ведомств. Общая численность представленных в «Гаранте» документов федерального уровня превышает 115 тыс., регионального – свыше 680 тыс. единиц56.
Действующий в стране нормативно-правовой материал весьма многообразен. Так, из массива нормативных правовых актов федеральных органов власти наибольшее количество и удельный вес документов приходится на те, предметом которых является государственное устройство, – 40 процентов. Это вполне объяснимо и обоснованно, ибо именно государственное устройство имеет исключительно важное значение для построения провозглашенного Конституцией РФ демократического государства, имеющего социальную ориентацию. По удельному весу среди нормативных правовых актов федеральных органов власти 8 процентов приходится на акты по обороне и охране правопорядка, 5 процентов – на регулирование социальной сферы.
Если обратиться исключительно к федеральным законам, датированным, например, 2003 г., то картина несколько изменится, хотя тенденция сохраняется: на государственное устройство приходится 50 процентов документов, на социальную защиту – 18 процентов, на оборону и охрану правопорядка – 18 процентов57.
Российское правовое поле не стоит на месте, оно находится в непрерывном движении. Правовые акты постоянно изменяются и дополняются. Рекордсменом по внесенным в документ изменениям и дополнениям является УК РСФСР от 27 октября 1960 г. – поправки в него вносили 107 законов и иных актов.
В то же время важной чертой российского законодательства является его преемственность, сохранение в правовом поле как
56 См.: Бирюков Н. Законодательство в цифрах // Российская газ. 2004. 12 мая. 57 Ñì.: Òàì æå.
90 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
действующих многих нормативных правовых актов с большим стажем. Так, составной частью ныне действующего российского законодательства является важный для российской банковской системы с исторической и практической точек зрения подписанный еще императором Александром II Высочайший именной Указ Правительствующему Сенату от 31 мая 1860 г. «Об образовании Государственного банка». В числе многих не утративших свое значение и более давний документ – Конвенция о непоколебимом сохранении дружественной связи между Императором Всероссийским и правительством Соединенных Американских Штатов, заключенная в 1824 году.
При этом исключительно важно, чтобы действующее законодательство – и федеральное, и региональное, и ведомственное нормотворчество соответствовали Конституции России и федеральным законам.
Как видим, в стране проделана большая работа по созданию правовых основ новой российской государственности в соответствии с Конституцией РФ как конституции демократического правового государства с республиканской формой правления.
Вместе с тем, правовая база государственного управления и местного самоуправления нуждается в дальнейшем совершенствовании. Имеет место несогласованность между собой норм, касающихся порядка организации и деятельности государственного и муниципального управления и относящихся к различным отраслям права. Отсутствует систематизация всех вопросов, которые должны быть законодательно урегулированы.
** *
Таким образом, освоение Конституции РФ 1993 г., несмотря на выявившиеся некоторые ее недостатки, дало возможностьсформировать основы новой российской государственности на базе демократии и последовательного федерализма, государственного и муниципального управления, в целом позволяет всем ветвям власти – законодательной, исполнительной и судебной – на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) совместно работать на основе конституционной легитимности во благо народам России, российскому обществу и государству.
Осуществлен постепенный переход от фактически унитарного государства, стоящего на грани территориального распада, к более или менее прочной и добротной федеративной государственности.
Глава 5. Создание правовых основ новой российской государственности |
91 |
|
|
Реформирована ранее существовавшая практика местного управления, местные органы власти выведены из строгой иерархии государственных органов благодаря становлению и развитию местного самоуправления, реализации принципа его конституционного закрепления как управления, отделенного от государственной власти.
Принят ряд мер по организации в новых условиях государственной и муниципальной службы как правового и социального института, по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке, повышению квалификации кадров, созданию и укреплению кадровых структур практически во всех федеральных, региональных и местных органах, фактически заново созданы на федеральном и региональном уровнях многие службы (налоговая, антимонопольная, занятости и др.).
Завершается разработка концепции государственной кадровой политики применительно прежде всего к персоналу государственной и муниципальной службы на основе приоритета трех ведущих принципов – профессионализма, стабильности, гражданственности.
Органами государственного и муниципального управления много сделано по слому прежней административно-командной системы управления, по переходу к рыночной экономике.
2000–2004 гг. показали, что в обществе уже есть довольно высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны. Дан старт конструктивной, хотя и не без сложностей, совместной работе законодательной и исполнительной власти. Они доказывают способность к системной и плановой работе. Одобрены в целом программные документы о социально-экономи- ческом развитии страны и основные направления деятельности правительства РФ на среднесрочную перспективу (2005–2008).
Крупным событием последних лет стало рассмотрение законов, совершенствующих федеративные отношения, а также меняющих положение дел в социальной и налоговой сферах. Их введение становится точкой отсчета нового времени и в государственном строительстве, и в правилах поведения в экономике. В России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения установленных государством норм и, в свою оче- редь, может и должна обеспечивать населению реализацию многих его прав, гарантированных Конституцией РФ (например, на труд, на жилище, на бесплатные медицинскую помощь и образование и др.).
92 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
Однако в этом отношении еще очень много нерешенных проблем, причем не только в области собственно организации государственного строительства, государственного и муниципального управления и кадровой политики, но и, особенно, в решении тех задач, которые стоят перед органами власти и управления по развитию экономики, социальной сферы, межнациональных отношений.
Конечно, подлинная демократия не утвердится в стране бедных, в стране, где многие люди (чуть ли не половина населения) лишены возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, где столь велики различия в уровне жизни самых бедных и самых богатых, где почти треть всех доходов, по данным Госкомстата России, достается новоявленным нуворишам, самым обеспеченным россиянам, а лишь 2 процента – самым бедным.
Было бы опасным заблуждением думать, что с принятием даже самой демократичной по духу Конституции сразу же всем в России станет жить хорошо. Но то, что без нее все было бы еще хуже, становится яснее и яснее.
?Вопросы для самоконтроля
1.В чем состоят правовые основы новой российской государственности и как они создавались?
2.Каковы место и роль Конституции Российской Федерации в создании правовых основ новой российской государственности?
3.Как и кем в России осуществляется государственная власть?
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Государство, власть, управление и право: Учебно-методич. пособие / Под ред. Н.И. Глазуновой. М.: Изд-во ГУУ, 2000.
История государственного управления России. 4-е изд. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Учебник. М.: «Экономика», 2003.
Щепетев В.И. История государственного управления в России. Учебник. М.: Владос, 2003.
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
93 |
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий...
Конституция РФ, ст. 5.3
Глава 6
Формирование современного российского федерализма
Новой России досталось тяжелое наследство в области территориального устройства. Управление страной было жестко централизованно, каждую мелочь в жизни региона, города и села, крупного предприятия приходилось согласовывать и решать в Москве. Интересы регионов были полностью подчинены общегосударственным целям. К последней четверти XX столетия жесткая централизация управления стала тормозом для развития общества.
После падения тоталитарного государства центробежные силы вырвались наружу. Они привели к развалу СССР, а затем стали угрозой целостности России. Ее руководству надо было срочно реконструировать практически унитарную форму государственного устройства и одновременно бороться с распадом самого государства. Решением этих проблем могло стать только формирование современного федерализма.
Решая вопросы федеративного устройства России, нужно было учитывать более чем семидесятилетний опыт советского федерализма. В РСФСР как союзной республике СССР сочетались провозглашение и специфическая реализация (в основном де-юре) принципов федерализма с политическим унитаризмом как факти- ческой практикой взаимодействия союзного центра и входящих в
СССР республик.
В то же время формирование современного российского федерализма не могло не учитывать нараставшей в 1991–1992 гг. угрозы распада самой России, созданной в свое время на тех же принципах, что и Союз ССР. Причины, приведшие к распаду
СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских