ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 776
Скачиваний: 2
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
99 |
|
|
Таблица 2
Форма государственного устройства
УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА
Централизованное (Франция, Турция, Япония)
Децентрализованное (Испания, Великобритания, Украина)
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
Страны постиндустриального |
|
развития: |
США, Канада, Германия |
|
|
Страны с высоким уровнем |
Австрия, Бельгия, |
капиталистического развития: |
Швейцария, Австралия |
Новые индустриальные |
Индия, Бразилия, |
страны: |
Аргентина, Венесуэла, |
|
Мексика, Малайзия |
|
|
Развивающиеся страны: |
Нигерия, Коморские |
|
острова, Федеративные |
|
Штаты Микронезии, |
|
Объединенные Арабские |
|
Эмираты |
|
|
|
|
|
|
РЕСПУБЛИКИ |
|
21 |
РОССИЙСКАЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ÊÐÀß |
|
6 |
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЛАСТИ |
|
49 |
|
89 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
субъектов |
|
|
|
|
|
АВТОНОМНЫЕ ОКРУГА |
|
10 |
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ |
|
1 |
ФЕДЕРАЦИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО |
|
2 |
|
|
|
|
ЗНАЧЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема 2. Административно-территориальный состав Российской Федерации
100 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
симметричная федерация», хотя в ней и записано (ст. 5), что субъекты РФ равноправны.
Российский федерализм не исключает запрета на выход субъектов из состава Федерации, вместе с тем провозглашает принцип сохранения целостности государства, который сочетается с правом самоопределения народов, как это было записано в ранее действовавших советских конституциях. В этом зафиксировано еще одно из существенных противоречий государственного строительства наряду с «несимметричностью» федерации.
Для становления сильной России и ее государственной власти и управления исключительно важное значение имеет также конституционное положение о том, что на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Для российского федерализма как формы государственного устройства и ныне характерно соединение национально-государствен- ных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов (в настоящее время согласно самоидентификации у нас проживает 176 этносов различной численности). Унитарная политическая структура дополнялась, а зачастую органично соединялась с разнообразными формами национально-культурной самобытности, особым управлением и самоуправлением различными регионами, наличием в национальных окраинах своих законодательных актов и даже конституций.
В ослаблении центробежных тенденций и формировании современного российского федерализма исключительно важную роль сыграло и играет то, что в Конституции записаны положения о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
101 |
|
|
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального раз-
вития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономи- ческие службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определе-
ние порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессу- альное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуаль- ное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
102 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метричес-
кая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не-
драми, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспече- ние экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, вклю- чая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
103 |
|
|
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Записанные в Конституции РФ положения о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. При этом вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Для становления современного российского федерализма важно также то, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В то же время, как записано в ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти страны.
Исключительно важное значение для становления предусмотренной Конституцией РФ единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и укрепления вертикали исполнительной власти в стране имеют вызвавшие острую полемику в Государственной Думе и политизированных слоях российского общества президентские законопроекты (сентябрь 2004 г.) по внесению изменений в два федеральных закона – «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и об «Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
После активного обсуждения законопроекта Президента В.В. Путина о замене действовавшей в стране системы прямых выборов губернаторов (глав администраций) и других глав ис-