ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 776

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 6. Формирование современного российского федерализма

99

 

 

Таблица 2

Форма государственного устройства

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Централизованное (Франция, Турция, Япония)

Децентрализованное (Испания, Великобритания, Украина)

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Страны постиндустриального

 

развития:

США, Канада, Германия

 

 

Страны с высоким уровнем

Австрия, Бельгия,

капиталистического развития:

Швейцария, Австралия

Новые индустриальные

Индия, Бразилия,

страны:

Аргентина, Венесуэла,

 

Мексика, Малайзия

 

 

Развивающиеся страны:

Нигерия, Коморские

 

острова, Федеративные

 

Штаты Микронезии,

 

Объединенные Арабские

 

Эмираты

 

 

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКИ

 

21

РОССИЙСКАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ÊÐÀß

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЛАСТИ

 

49

 

89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

субъектов

 

 

 

 

АВТОНОМНЫЕ ОКРУГА

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

 

1

ФЕДЕРАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО

 

2

 

 

 

 

ЗНАЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Административно-территориальный состав Российской Федерации


100 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

симметричная федерация», хотя в ней и записано (ст. 5), что субъекты РФ равноправны.

Российский федерализм не исключает запрета на выход субъектов из состава Федерации, вместе с тем провозглашает принцип сохранения целостности государства, который сочетается с правом самоопределения народов, как это было записано в ранее действовавших советских конституциях. В этом зафиксировано еще одно из существенных противоречий государственного строительства наряду с «несимметричностью» федерации.

Для становления сильной России и ее государственной власти и управления исключительно важное значение имеет также конституционное положение о том, что на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Для российского федерализма как формы государственного устройства и ныне характерно соединение национально-государствен- ных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов (в настоящее время согласно самоидентификации у нас проживает 176 этносов различной численности). Унитарная политическая структура дополнялась, а зачастую органично соединялась с разнообразными формами национально-культурной самобытности, особым управлением и самоуправлением различными регионами, наличием в национальных окраинах своих законодательных актов и даже конституций.

В ослаблении центробежных тенденций и формировании современного российского федерализма исключительно важную роль сыграло и играет то, что в Конституции записаны положения о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;



Глава 6. Формирование современного российского федерализма

101

 

 

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального раз-

вития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое,

валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономи- ческие службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определе-

ние порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессу- альное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуаль- ное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;


102 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метричес-

кая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не-

драми, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспече- ние экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, вклю- чая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Глава 6. Формирование современного российского федерализма

103

 

 

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Записанные в Конституции РФ положения о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. При этом вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для становления современного российского федерализма важно также то, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В то же время, как записано в ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти страны.

Исключительно важное значение для становления предусмотренной Конституцией РФ единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и укрепления вертикали исполнительной власти в стране имеют вызвавшие острую полемику в Государственной Думе и политизированных слоях российского общества президентские законопроекты (сентябрь 2004 г.) по внесению изменений в два федеральных закона – «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и об «Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

После активного обсуждения законопроекта Президента В.В. Путина о замене действовавшей в стране системы прямых выборов губернаторов (глав администраций) и других глав ис-