ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 786
Скачиваний: 2
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
113 |
|
|
лять страной, которая состоит из 89 субъектов, наделенных 6 разными статусами, крайне сложно. В государствах, сравнимых с Россией по таким параметрам, как территория проживания или численность населения, территориальных образований намного меньше. Так, в США их 51, в Китае – 30, Индии – 32, Канаде – 10 (см. таблицу 3).
|
|
Таблица 3 |
|
Количество субъектов (штатов) |
|
|
в федеративных государствах |
|
|
|
|
Название |
|
Количество субъектов |
страны |
|
и их наименование |
|
|
|
Россия |
89 |
– 21 республика, 6 краев, 49 областей, |
|
|
10 автономных округов, 1 автономная |
|
|
область, 2 города федерального значения |
|
|
(Москва, Санкт-Петербург) |
|
|
|
ÑØÀ |
50 |
– 48 смежных штатов, а также Аляска и |
|
|
Гавайи и Федеральный (столичный) округ |
|
|
Вашингтон |
Нигерия |
36 |
штатов и столичный федеральный округ |
|
Абуджа |
|
|
|
|
Мексика |
31 |
штат и и столичный федеральный округ |
|
Мехико |
|
|
|
|
Бразилия |
26 |
штатов и Федеральный (столичный) округ |
|
Бразилия |
|
|
|
|
Индия |
25 |
штатов и 7 союзных территорий |
|
|
|
Венесуэла |
22 |
штата, 1 федеральная территория, |
|
федеральные округа и федеральные владения |
|
|
|
|
Аргентина |
22 |
провинции, Федеральный (столичный) округ |
|
и национальная территория Огненная Земля |
|
|
|
|
Германия |
16 |
земель |
|
|
|
Малайзия |
13 |
штатов и 2 территории |
|
|
|
Канада |
10 |
провинций и 2 территории |
|
|
|
Австрия |
9 земель |
|
|
|
|
Австралия |
6 штатов и 2 территории |
|
|
|
|
114 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
Интеграционные процессы, приводящие в перспективе к укрупнению, объединению субъектов Федерации на основе продуманной концентрации и апробированной технологии в России уже все более набирают силу. Есть уже и первый опыт – 19 марта 2004 г. был принят Государственной Думой и затем подписан Президентом РФ Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края» от 25 марта 2004 г. ¹ 1-ФКЗ. Созданию Пермского края предшествовала большая подготовительная работа. В соответствии с Конституцией РФ в объединяющихся субъектах РФ были приняты соответствующие решения органов исполнительной и законодательной власти, проведены референдумы, давшие положительный результат. Переходный период, однако, закончится только в 2009 г.
Ведется подготовительная работа по объединению Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским округом в Прибайкальский край, Тюменской области с Ямало-Ненецким округом. Высказываются идеи об объединении Таймыра и Эвенкии с Красноярским краем, Ненецкого АО – с Архангельской областью, Республики Алтай – с одноименным краем. Давно высказываются соображения об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Псковской и Новгородской областей, Камчатской области и Корякского АО.
Укрупнение субъектов РФ, их объединение, конечно, не самоцель. Оно оправдано лишь в том случае, если отвечает чаяниям населения и обеспечивает более эффективное использование потенциалов объединяющихся регионов и, следовательно, улучшение условий жизни людей.
Сколько же всего регионов останется в Российской Федерации? На сей счет высказываются различные мнения. Так, один из разработчиков плана объединения Коми-Пермяцкого АО и Пермской области депутат Государственной Думы (фракция «Единая Россия») А.А. Климов полагает, что к 2008 г. в России, возможно, будет 60–65 субъектов Федерации62. Кемеровский же губернатор А.Г. Тулеев считает, что для эффективной управляемости достаточно не более 50 субъектов, организованных за счет слияния смежных регионов взаимосвязанной и взаимодополняю-
62См.: Шекель Т. «Единая Россия» правит географию / Российская газ. 2004. 16 апреля.
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
115 |
|
|
щей отраслевой структурой63. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Л.А. Иванченко полагает, что в России оптимально должно быть с точки зрения финансово-хозяйственной самостоятельности примерно 35–40 субъектов64.
Опирающийся на разработки одного из научно-исследователь- ских институтов Председатель Совета Федерации С.М. Миронов во время своего пребывания в Ростове на встрече с общественностью подробно остановился на широко обсуждаемой в последнее время идее укрупнения российских регионов и заявил, что концепция реформирования государственно-территориального устройства страны предполагает, что Россию поделят на 28 губерний. Центром одной из них – Волгодонской, включающей Калмыкию, Ростовскую, Астраханскую и Волгоградскую области, должен стать Ростов-на-Дону65.
Потенциал российской интеграции – в специфическом этнодемографическом факторе. На самоопределение вплоть до отделения от России могут претендовать так называемые титульные нации республик, составляющие 5 процентов населения страны. С точки зрения политико-географических условий отделения могут добиваться только республики – субъекты РФ, расположенные в Северо-Кавказском регионе, и Тува. В совокупности в них проживает 2,5 процентов населения России. Этого слишком мало, чтобы породить угрозу распада государства.
Наконец, немаловажное значение для общественной мотивации интеграции общества и государства имеет фактор геополитической безопасности. Катастрофа, постигшая Югославию, разделенную агрессивным национализмом на враждующие государства, – наглядный урок для тех сил, которые стремятся к абсолютному национально-государственному суверенитету своих республик.
Наличие объективных факторов интеграции государства, сохранения его единства, однако, не должно успокаивать ответственных политиков. Объективные факторы «работают» через субъективные. Они должны быть реализованы в эффективной политике,
63См.: Два пишем – один в уме, или нужна ли России административно-террито- риальная реформа? Беседа с А.Г. Тулеевым / Российская газ. 2004. 23 марта. С. 5.
64См.: Матрешка украшает Федерацию? / Российская газ. 2004. 1 апреля. С. 4.
65См.: Миронов С. Хороший закон – незаметный закон / Ростов официальный. 2004. 2 июня. С. 5; Аргументы и факты. 2004. ¹ 23. С.2,4.
116 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
в системе организационных структурных и функциональных взаимозависимостей, в единстве государственной власти и управления.
Самостоятельность регионов должна развиваться и впредь, но только при строгом разграничении функций, полномочий, финансовых ресурсов и ответственности между федеральным и региональным уровнями. При этом опыт показывает, что необходимо и далее обеспечивать наиболее тесное взаимодействие федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, их взаимную поддержку. Без этого невозможны реализация стратегии подъема, эффективное управление правовыми, а не командными методами.
Задачу координации деятельности территориальных подразделений федеральных структур было признано необходимым возложить на полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах. Они стали возглавлять федеральные коллегии – регулярные совещания руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Конечно, раз и навсегда разделить функции и полномочия между федеральным и региональным уровнями невозможно. Непродуктивно для всех без исключения органов исполнительной власти определять их принадлежность – либо федеральную, либо региональную. Поэтому стояла и стоит задача не перетягивать канат, а действовать правовыми средствами, в частности, переходить к практике заключения соглашений между отдельными федеральными и региональными органами исполнительной власти. Такие соглашения могут касаться выполнения как конкретных проектов, так и постоянных задач. Но при этом опять-таки должны быть предусмотрены строгие взаимные обязательства, в том числе в области ресурсного обеспечения и ответственности.
Для правильной оценки современного состояния российского федерализма важное значение имеет и учет того, что ряд субъектов Федерации и органов местного самоуправления принимают законы, противоречащие положениям Конституции РФ и зачастую ставящие под сомнение силу и значимость федеральных законов, центральных органов власти и управления.
Подводя итоги рассмотрения развития федеративных процессов в России на рубеже веков, следует отметить, что с 1995 г. в регионах развернулась работа над уставами (региональными конституциями) и открылась перспектива создания стройной системы российских основных законов во главе с Основным законом России. С этого года началось выравнивание статусов субъектов
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
117 |
|
|
Федерации посредством заключения двусторонних договоров с исполнительными властями регионов. Так шаг за шагом осуществлялся переход от унитарного государства, стоявшего на грани территориального распада, к прочной Федерации. Любой другой вариант развития грозил стране потрясениями с непредсказуемыми последствиями.
Что же представляет собой складывающийся в настоящее время реальный российский федерализм?
Это территориальная форма демократии: демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами.
Это строгое разграничение функции и собственности между федеральной и региональной властями. Но это не «развод» между ними, а залог тесного сотрудничества на благо всем гражданам России.
Это все большая передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.
Это залог целостности государства, так как регионам неза- чем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.
Это способ построения единого государства, а не конфедерации, потому что именно в едином государстве предусмотрены специальные меры защиты против разрыхления федерации в некий союз самостоятельных государств.
Это гибкое сочетание трех уровней власти: федерального, регионального и местного, где особая роль отведена местному самоуправлению, без которого нет ни самого федерализма, ни подлинной демократии.
Несмотря на огромные препятствия и опасности, России удалось в исторически короткий срок создать каркас добротной федеративной государственности.
Становление и развитие современного российского федерализма тесно связано с разработкой и реализацией региональной государственной политики, основными целями которой провозглашены благосостояние граждан, целостность государства, социальная справедливость.
В 1994 г. была разработана региональная стратегия России, на базе которой правительство в 1995 г. создало и приняло официальную государственную региональную политику, а в начале 1996 г. – программу помощи депрессивным районам. Затем были
118 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
разработаны и утверждены Основные положения региональной политики, которые становятся ориентиром для государства.
В последнее время много говорится о необходимости выравнивания уровней экономического развития субъектов РФ как одного из важнейших факторов укрепления российского федерализма и усиления единства страны, выравнивания социально-экономи- ческого положения населения различных субъектов РФ на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах. Кстати, в этом отношении в советские годы в стране было сделано немало. Одним из средств достижения этого использовалось, в частности, перераспределение полученных государством в виде налогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов. Необходимостью этого объясняет правительства России и повышение в пользу Федерального центра доли доходов, получаемых в регионах. Так, если в 2004 г. в субъектах РФ оставалось 47 процентов общенациональных доходов, то в 2005 г. намечено оставлять всего 42,8 процентов, при этом, как объясняет Правительство РФ, дополнительно полученные доходы пойдут на помощь «бедным» регионам.
Однако на деле эта схема пока работает весьма неудовлетворительно. Так, по уровню бедности регионы очень сильно различа- ются между собой – от 3,1 до 55,6 процента, т.е. более чем в 18 раз. А официальный уровень бедности, рассчитанный по доходам, показывает разброс от 7 до 87 процентов – различие в 2002 г. почти в 12 раз. В бедных регионах более низкие зарплаты и более высокая безработица, и наоборот – регионы с более высокой безработицей имеют более высокий уровень бедности. Уровни безработицы в регионах в 2002 г. различались более чем в 30 раз, принимая значения от 1 до 30 процентов66. Â ÑÑÑÐ
различие уровня жизни между самыми богатыми и беднейшими регионами составляло 2,73 раза. В настоящее время этот разрыв увеличился до 91 раза, а к 2007 г. прогнозируемый разрыв составит 156 раз67.
Региональная политика РФ построена на новых принципах. Она нацелена на повышение благосостояния граждан и осуществляется не приказами, а мерами по стимулированию или сдерживанию различных общественных процессов в зависимости от того, какие из них сочтены полезными для общества, а какие – нежелательными.
66См.: Российская газ. 2004. 28 сент. С.5.
67См.: Комсомольская правда. 2004. 6 октября. С.5.