ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 787
Скачиваний: 2
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
119 |
|
|
Основная цель региональной политики – поддержание и утверждение социальной справедливости. Что же касается чисто экономических региональных проблем, то их предлагается решать через рынок. Это новое дело, и отладка региональной политики идет непросто, требуя постоянного и пристального внимания государственных органов.
Требуются официальные документы, конкретные меры воздействия на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Эта деятельность многообразна, но в ней выделяются три главных направления: 1) помощь «проблемным» территориям (в том числе депрессивным районам), к числу которых можно отнести и Крайний Север, и Дальний Восток, и Северный Кавказ, многие приграничные районы; 2) развитие средств коммуникации и 3) разработка федеральных программ регионального развития России.
«Проблемные» территории, прежде всего депрессивные и слаборазвитые, должны получать помощь государства. Важно, чтобы жители каждого уголка России были уверены, что страна придет к ним на помощь, если они окажутся в беде.
Эта помощь должна преодолевать кризис за счет структурной перестройки хозяйства, переобучения рабочей силы, модернизации инфраструктуры, помощи желающим переехать в другие регионы и т. д. При этом к числу «проблемных» территорий могут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части, а если такие части разных субъектов соседствуют друг с другом, то из них могут создаваться единые федеральные округа для непосредственного оказания федеральной помощи.
В качестве примера проблемного региона можно привести Северный Кавказ.
Как отмечал Президент России В.В. Путин, выступая 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ вскоре после крайне жестокого и масштабного акта международного терроризма в г. Беслане 1 сентября 2004 г.68, на Северном Кавказе сложилось плачевное социально-экономическое положение, «он недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий. Достаточно сказать, что уровень безработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России. А в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан, она носит поистине массовый ха-
68Захват террористами в качестве заложников около 1200 детей, их родителей и учителей, собравшихся на торжественную линейку, посвященную началу учебного года.
120 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
рактер. Показатели среднедушевых доходов за месяц в Южном федеральном округе в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. А, например, в Ингушетии почти в четыре раза. И практи- чески во всех республиках Северного Кавказа крайне высокие показатели детской смертности.
Прямо скажу: виновны в таком положении органы исполнительной власти. Мы не вправе забывать: Северный Кавказ – это важнейший стратегический регион России. И сейчас он одновременно является и жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства.
Именно здесь идеологи международного терроризма действуют особенно активно. Причем они откровенно и нагло используют в своих преступлениях и в своих преступных планах имеющиеся недоработки в социально-экономической политике»69.
При этом В.В. Путин отмечает, что « … корни террора лежат и в сохраняющейся в регионе массовой безработице, и в недостатке эффективной социальной политики, и в низком уровне образования подрастающего поколения, а порой – в отсутствии самой возможности получить образование. Все это богатая питательная почва для экстремистской пропаганды, для роста очагов террора, для вербовки им новых сторонников»70.
Все более настоятельными становятся разработка и реализация федеральных программ развития российских регионов. В них должна быть отражена точка зрения федеральной власти на то, какое направление в развитии данного района отвечает интересам страны в целом, какое направление государство будет поддерживать своими субсидиями, льготами и другими мерами. Такие программы должны быть лоцманами государственной политики.
Новые программы будут нацелены на среднесрочную перспективу (10–12 лет) и рассчитаны на то, что государственные инвестиции привлекут в 4–5 раз больше частных отечественных или иностранных капиталовложений, чтобы на государственный бюджет ложилось не более четверти будущих расходов по осуществлению программ. Примером могут служить программа развития Дальнего Востока, рассчитанная на гигантские инвестиции – около 370 трлн руб. на десятилетнюю перспективу, программа развития Северного Кавказа, в целом Юга России.
69Российская газета. 2004. 14 сент.
70Òàì æå.
Глава 6. Формирование современного российского федерализма |
121 |
|
|
Но дело не только в инвестициях. Ключевая проблема – создание в регионе особо благоприятного инвестиционного климата, а в этом решающая роль принадлежит государственному регулированию. Здесь многое зависит от субъектов Федерации, межрегиональных ассоциаций и муниципальных властей. Именно местная инициатива должна сдвинуть дело с мертвой точки.
Âто же время федеральные власти все более понимают, что резкие различия между регионами по уровню развития и благосостояния населения расшатывают экономическое и социальнополитическое единство страны, и рассматривают региональную политику в числе главных направлений своей политической деятельности.
Сохранение и развитие России как федеративного государства во многом зависит от эффективной национальной политики, реализуемой в стране. В начале 90-х гг. России досталось в наследство множество проблем прежней советской национальной политики. К ним добавились и новые, порожденные распадом тоталитарного государства. Это были реальные угрозы шовинизма, сепаратизма, межнациональных конфликтов, политического национализма, разрушительных волн миграции и многие другие.
Фактически перед Россией в начале 90-х гг. стояла реальная угроза насильственного отторжения от нее ряда республик, ведущего к неминуемым кровавым конфликтам. Проявленные федеральной властью готовность к политическому компромиссу и решительность в пресечении экстремистских действий позволили резко снизить межнациональную напряженность и укрепить целостность Российской Федерации.
С конца 1993 г. в большинстве республик наблюдалось значи- тельное ослабление национал-сепаратистских настроений. Свидетельством этого являются провал сепаратистских сил на местных выборах в подавляющем большинстве республик и факт проведения выборов в Государственную Думу в 1995, 1999 и в 2003 гг. во всех без исключения субъектах Федерации.
Âцелях достижения межнационального согласия и возрождения национальной самобытности всех народов России федеральные власти реализуют следующие принципы:
=равноправие граждан вне зависимости от их национально-
сти, недопустимость национальной, расовой и религиозной дискриминации. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом на контроль над территорией, институтами власти и ресурсами;
122 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
=признание сложившегося в международном сообществе подхода к праву нации на самоопределение как праву членов всех этнических групп представлять и отстаивать свои интересы через демократические институты власти без посягательств на территориальную целостность страны;
=развитие принципа национальной самоорганизации, позволяющего представителям различных национальностей самостоятельно определять и реализовывать свои социально-куль- турные цели, защищать свои права и свободы, создавать свои ассоциации, общества и другие институты гражданского общества.
Для современного государственного строительства России все более характерным становится учет того, что самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-террито- риальных образований на территории Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в форме национально-культурных автономий.Соединение национальнокультурной автономии с механизмами местного самоуправления позволит ввести в современную жизнь традиционные формы самоорганизации (казачье, земское, горское и другое самоуправление).
Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия русских. Это не означает курса на создание «Русского государства» или «Русской республики» в составе Российской Федерации. В России русские составляют абсолютное большинство населения, им не грозят ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности.
Однако федеральное руководство принимает меры к тому, чтобы русским были обеспечены:
–национальный паритет с другими национальностями на территории всех субъектов Федерации, в том числе и равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни;
–право на этнокультурную самоорганизацию путем создания регионально-культурных ассоциаций, землячеств на территориях, где русские находятся в меньшинстве;
–государственная поддержка программ возрождения регио-
нального многообразия русской национальной культуры, в
том числе культуры русских переселенцев.
Необходимы также принятие законов и разработка государственных программ, направленных на сохранение и развитие