ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 793

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ

135

 

 

ÂСовет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации.

Â1994–2000 гг. членами Совета Федерации являлись руководители законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации (несколько лет – за исключением руководителей Чеченской Республики).

То, что руководители исполнительной власти субъектов Федерации – президенты республик, главы администраций (губернаторы) краев и областей и т.п. – выступали одновременно и членами законодательного органа России, противоречило принципу разделения законодательной и исполнительной ветвей государственной власти и создавало немалые трудности в функционировании Совета Федерации. С другой стороны, хотя такой порядок формирования Совета Федерации и повышал статус руководителей законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, делал их как бы «сенаторами», он в то же время значительно отвлекал их от исполнения своих должностных обязанностей по решению проблем, непосредственно связанных с развитием субъекта РФ.

Â2000 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина были изменены принципы и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»74 член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель же в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) на срок его полномочий.

Реформа Совета Федерации – это движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности.

74¹ 113-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г., подписан Президентом РФ В.В. Путиным 5 августа 2000 г.


136 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

Все настойчивее сейчас многими политиками и учеными аргументируется вопрос о необходимости переходить к выборной системе сенаторов от региона. Изменение принципов формирования Совета Федерации ставит вопросы об организации постоянного диалога руководителей субъектов Российской Федерации и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой может стать Государственный совет при Президенте России, идея которого была высказана некоторыми губернаторами и поддержана Президентом страны.

К ведению Совета Федерации относятся:

=утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

=утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

=решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории РФ;

=назначение выборов Президента РФ; =отрешение Президента РФ от должности;

=назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;

=назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 г., стал В.Ф. Шумейко, затем Е.С. Строев (1996– 2001), после него по настоящее время – С.М. Миронов.

В Государственную Думу Совета Федерации избираются сроком на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. 225 избираются по общефедеральному избирательному округу («по партийным спискам») и 225 – по одномандатным избирательным округам.

Выступая на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г. после трагических событий в г. Беслане, Президент России высказал вызвавшее в обществе большие споры мнение о необходимости в интересах укрепления политической си-


Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ

137

 

 

стемы страны ввести пропорциональную систему выборов в Государственную Думу, отказавшись от выборов по одномандатным округам75.

В соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятыми в конце 2004 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина, избирательная система России будет полностью переведена на пропорциональную систему, а выборы депутатов Государственной Думы по одномандатным округам (т.н. «одномандатников») проводиться не будут. Это озна- чает, что теперь население будет выбирать в Государственную Думу не самих парламентариев, а политические партии, учитывая их программы и практические действия, федеральный и региональный партийные списки. При таком подходе в процессе избирательных кампаний будет меньше места популизму и демагогии, пустым безответственным предвыборным обещаниям и перебежкам избранных одномандатников из одной партийной фракции в другую. Меньше будет при выборах в Думу и прямой коррумпированности депутатов-одномандатников, подкупа будущих депутатов теми или иными федеральными или региональными структурами, криминальными группировками.

Динамика состава Государственной Думы РФ по партийной принадлежности характеризуется данными, содержащимися в приложении 4.

К ведению Государственной Думы относятся:

=дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

=решение вопроса о доверии Правительству РФ; =назначение на должность и освобождение от должности Пред-

седателя Центрального банка РФ; =назначение на должность и освобождение от должности пред-

седателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; =назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответ-

ствии с федеральным конституционным законом; =объявление амнистии; =выдвижение обвинения против Президента РФ для отреше-

ния его от должности.

75 См.: Российская газ. 2004. 14 сент.


138 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в те- чение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных


Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ

139

 

 

договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

О довольно высокой законотворческой активности Федерального Собрания говорит, в частности, большое, причем все растущее количество рассмотренных им федеральных законов. Так, за время работы Государственной Думы первого созыва (1993– 1995) вступили в силу 310 принятых ею законов, за время работы Государственной Думы второго созыва (1995–1999) – 749 законов, за время работы Думы третьего созыва (1999–2003) – 772 закона.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ (после трехкратного отклонения представленных Думе кандидатур Председателя Правительства РФ или после повторного выражения Госдумой в течение трех месяцев недоверия Правительству РФ).

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Однако возможности Президента РФ распускать Госдуму существенно ограничиваются Конституцией РФ (ст. 109).