ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 795
Скачиваний: 2
140 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
Так, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Председателями Государственной Думы РФ избирались И.П. Рыбкин (1994–1995) и Г.Н. Селезнев (с января 1996), Б.В. Грызлов (с декабря 2003 по настоящее время).
Деятельность Федерального Собрания имеет исключительно важное значение для эффективности всей системы государственной власти в стране, поскольку эта эффективность определяется прежде всего качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов. Однако анализ работы Федерального Собрания также показывает, что система подготовки и принятия законов и их содержание не соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляет трудное время становления новой государственности, новых экономических отношений.
За минувшие годы принято множество далеко не первоочередных законов, зачастую отражавших отраслевые или корпоративные интересы. Многие из них низкого юридического качества, с большим числом противоречий Конституции, Гражданскому кодексу, другим принятым ранее законам. Большинство законов не содержит механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение. В нарушение Конституции часто принимались законы, не согласующиеся с реальным состоянием федерального бюджета. Практически отсутствует качественная независимая экспертиза правовых актов.
Велико, в основном из-за невысокого юридического качества, число отклоняемых Президентом России законов.
Так, из 277 законов, переданных в 1997 г. на подпись главе государства, 86 было отклонено. 11 законов возвращены без рассмотрения из-за нарушений конституционной процедуры их принятия и по мотивам низкого качества законов. Потребность же во многих законах общество ощущает очень остро.
Авторами почти двадцати законопроектов, которые ежегодно поступают в Госдуму, являются законодатели субъектов Федера-
Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ |
141 |
|
|
ции. Но только 6,7 процента всех подписанных Президентом законов родились благодаря региональной инициативе. Раньше этот КПД был еще ниже. Самыми эффективными субъектами законотворческой инициативы, по данным аппарата Госдумы, является исполнительная власть – законами в 2003 г. стали все 32 законопроекта, внесенные Президентом, и все 82 законопроекта, поступившие из Правительства. Об огромном объеме законотвор- ческой работы, проводимой в стране, свидетельствует, например, то, что в апреле 2004 г. на разных стадиях рассмотрения находилось 1800 законопроектов76 .
Для того чтобы повысить уровень законодательной работы Федерального Собрания, предстоит совершенствовать процедуру принятия законов, обеспечить главные качества цивилизованного права – политическую и экономическую взвешенность и юридическое качество законодательных актов. Необходимо также ввести обязательность экспертизы проектов нормативных актов федерального и регионального уровней, сделать более реальной систему разработки и принятия совместной программы законодательных работ, расширить практику использования предусмотренных Конституцией согласительных процедур, принять нормативные акты, регулирующие разрешение всевозможных конфликтов между властными уровнями.
Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что Конституция 1993 г. заметно ограничила функции российского парламента. Налицо явный дисбаланс силы в пользу Президента, получившего самые большие прерогативы в сравнении с главами государств многих президентских республик. Однако в Основном Законе заложен определенный механизм системы взаимных сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями власти, не позволяющий сделать президентскую власть абсолютной, установить единоличное правление.
По форме государственного правления (см. таблицу 4) Российскую Федерацию трудно отнести к какой-либо «чистой» форме – президентской или парламентской. Скорее, это полупрезидентская или полупарламентская, а точнее, пожалуй, президент- ско-парламентская республика. Как верно отмечается в литературе, российский Президент, по Конституции, не вмешивается в какую-либо конкретную текущую деятельность, но ему принадлежат несколько важнейших функций. Он осуществляет все кадро-
76 См.: Шкель Т. Парламент вдоль и поперек / Российская газ. 2004. 8 апреля. С. 3.
142 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
вые перемещения в высших органах власти, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берет на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же и назначает.
Следует, однако, отметить, что определенная нечеткость в разграничении полномочий и функций между Президентом РФ, исполнительной властью и Федеральным Собранием, законодательными органами государственной власти субъектов Федерации отрицательно сказывается на формировании реальной власти в Российском государстве, является одной из причин обострения взаимоотношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. Особенно важную роль в этом играет, однако, состав Федерального Собрания РФ, в котором много мест получали силы, настроенные оппозиционно Президенту РФ и проводимому им курсу реформ. Недовольные экономической политикой правительства, ухудшением своего социально-экономического положения широкие массы людей, особенно в провинции, нередко отдают свои голоса левой оппозиции (см. приложение 4).
Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя Правительства, его заместителей и ряда федеральных министров. Оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и организует его работу, временно исполняет обязанности Президента РФ, когда тот не в состоянии их выполнять.
Председателями Правительства РФ на новом этапе развития России были: И.С. Силаев (Председатель Совета Министров РСФСР с 1990 – до 26 сентября 1991), Е.Т. Гайдар (июнь-декабрь 1992), B.C. Черномырдин (с декабря 1992 по март 1998), С.В. Кириенко (апрель-август 1998), Е.М. Примаков (с сентября 1998 по май 1999).
В 1999 г. этот пост последовательно занимают С.В. Степашин, В.В. Путин (август 1999 – май 2000), М.М. Касьянов (с мая 2000 по февраль 2004), М.Е. Фрадков77 (с 5 марта 2004 по настоящее время).
77 Состав Правительства РФ по состоянию на октябрь 2004 г. приводится в приложении 5, перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти – в приложении 6.
Глава 7. Становление системы органов государственной власти РФ |
143 |
|
|
Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, госу-
дарственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
На Правительство РФ возлагаются важные задачи в сфере законотворчества.
Однако Правительство РФ в 90-х гг. не проявляло в этом отношении должной активности. Правительственные законопроекты не являлись доминирующими в деятельности Федерального Собрания, к тому же не все они отвечали требованиям юридического качества. Положение постепенно выправляется. Так, в 2003 г. доля правительственных законопроектов, рассмотренных в Госдуме, составляла уже 40 процентов, ставится задача довести долю правительственных и президентских законопроектов до 60 процентов от числа всех проектов законов, рассматриваемых в парламенте78.
Мало сделано было Правительством и для установления жесткой дисциплины ведомственного нормотворчества. Так и не проведена ревизия массива ведомственных нормативных актов, по-
78 См.: Российская газ. 2004. 17 января. С. 3.
144 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
прежнему далеко не все из них проходят обязательную регистрацию в Министерстве юстиции.
Если в условиях разделения властей можно понять разногласия между ветвями власти, то нет оправдания разноголосице в такой единой системе, как исполнительная власть. Нельзя признать нормальным, когда по одной и той же проблеме высокими должностными лицами публично высказываются мнения не просто с разных, но подчас и с противоположных позиций.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Âсистему федеральных органов исполнительной власти входили в 90-х гг. министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти. Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются. Согласно Указам Президента РФ от 14 августа 1996 г. и 17 марта 1997 г. о совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти, численность министерств и ведомств сокращена с 89 до 66 в 1996 г., до 61 в 1997 г. (22 министерства и 39 других федеральных органов имели в субъектах Федерации свои территориальные органы). Однако позже возникли новые министерства и ведомства, возросла численность их работников.
Âсоответствии с Указами Президента РФ от 30 апреля 1998 г. ¹ 483 и от 22 сентября 1998 г. ¹ 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществлен ряд новых мер по совершенствованию структуры исполнительной власти и повышению ее эффективности. В апреле – мае 1998 г. упразднено 12 министерств, госкомитетов, федеральных комиссий и служб, в сентябре 1998 г. – 3 министерства и 5 комитетов
èслужб. Однако в итоге численность министерств осталась почти прежней (24), а других федеральных органов – сократилась до 39, какой она была в 1997 г.