ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
— компенсирующую, заключающуюся в формировании подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей под ростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
— стимулирующую, направленную на активизацию положу тельной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы — внушение, убеждении пример и др.
В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения.
Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновение социально-личностно-эмоциональных нарушений.
Основными видами деятельности являются: индивидуально консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение ролей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.
Других подходов требует ребенок, который находится в критическом состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакции подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуаций. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление щи данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа ' 'формированием позитивной «Я-онцепции».
Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:
— создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);
— освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.
Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.
Основной метод работы — патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции». Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:
1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;
2) психолого-педагогической компетентности специалистов руководителей реабилитационного учреждения;
3) координации деятельности различных государственных служб образования, здравоохранения, правоохранительных органов.
Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обществе но одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: социологической, наркологической и др.