Файл: Речь выступления ВКР .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выступление к предзащите студента группы Н-35

Чеснокова Константина Юрьевича

Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса».

Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Для школьника развитие речи имеет исключительное значение, т.к. выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.

Решение проблемы развитая речи своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь идет активное формирование и совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы, а также уделяется особое внимание развитию школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Основоположником методики обучения грамоте явился К.Д. Ушинский, который создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся начальной школы.

Значительно способствуют методике развития речи также успехи советской лингвистики, помогающей глубже проникнуть в процессы усвоения языка. Большой вклад в методику развития речи в период обучения грамоте в последние десятилетия внесли ученые, такие как В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

Одним их актуальных вопросов в работе развития речи является создание системы обучения.

В методической науке неоднократно предпринимались попытки создать систему обучения речи. Так ,к примеру, Е.И. Никитиной в качестве основы системы выделена совокупность речеведческих понятий. Теоретической базой для создания этой системы по развитию речи послужили исследования текста как речевой единицы в лингвистике и изучение речи как деятельности в психолингвистике.

Деятельностный подход к речи положен в основу системы, созданной под руководством Ладыженской Т.А.

Анализ современных достижений в области создания системы обучения речи показывает, что усилия ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на совершенствование методики обучения.


Несмотря на то, что многие ученые занимались данной проблемой, вопрос о том, как системно построить работу по развитию речи, начиная с периода обучения русскому языку, по-прежнему остается актуальной.

Это и обусловило выбор темы: "Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса ".

Цель исследования: разработать систему упражнений для более эффективного развития речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса.

Объект исследования: процесс развития речи младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития речи младших школьников через изучение синтаксиса на уроках русского языка.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие речи младших школьников на уроках русского языка при изучении синтаксиса наиболее эффективно при использовании разнообразных видов заданий с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами направленных на развитие учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу с целью установления состояния проблемы в науке и школьной практике.

2. Выявить реальный уровень развития речи младших школьников.

З. Провести формирующий эксперимент с целью реализации педагогических условий развития речи у младших школьников через работу с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами на уроках русского языка.

4. Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

В соответствии с поставленными задачами в процессе исследования нами были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретические методы:

- анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, учебно-методических документов.

2. Эмпирические методы:

- эксперимент

- анализ продуктов учебной деятельности детей.

База исследования: 1 класс МБОУ Гимназия №1 г. Лебедянь Липецкой области.

За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка». Исследование проводится с детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка». Речь ребенка точно фиксировалась в протоколе. Отмечалась выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений. Всего было опрошено 10 детей (6 девочек и 4 мальчика).


После проведения эксперимента и анализа данных, мы заметили что речь практически всех детей состоит в основном из простых повествовательных предложений, лишь несколько детей употребили предложения с восклицательной интонацией. В данной возрастной группе присутствовали грамматические и синтаксические ошибки. Только 1 ребенок использовал предложение с прямой речью. Речь большинства детей не достаточно выразительна. Большинство детей не могут самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание сказки, используя выразительные средства.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить основные понятия нашей работы: "виды речи", "речи", "качество речи", "текст", "текстовый материал".

Изучив литературу по развитию речи в учебном процессе, подобрали систему заданий, направленную на развитие речи у школьников через различную работу с текстами, предложениями, словосочетаниями. Словами, синонимами и антонимами. В своей работе мы попытались предложить те виды заданий, приемов работы, которые, на наш взгляд, наиболее эффективно помогают развитию речи у младших школьников.

В нее входили упражнения по работе с синонимами, антонимами (Например, подберите синонимы к данным словам: развлекать, разговаривать, смешной), разделение текста на предложения, построению простых схем предложений (например, составьте схему к предложению «Ребята посадили яблоню»), по работе со словарем (например, напишите несколько значений данных слов: Густой, Мелкий), составлению предложений, расставление знаков препинания и др.

После таких уроков, был проведен итоговый эксперимент. Для более точных результатов, были задействованы те же учащиеся 1 «Б» класса МБОУ Гимназии №1 г.Лебедяни Липецкой области. И заменена русская народная сказка «Репка», на сказку «Колобок».

Обработав полученные данные повторного эксперимента, можно заметить улучшение результатов. Отметим наличие в речи детей предложений с однородными членами. Речь большинства детей выразительна, ее сопровождают мимические и пантомимические движения. Они используют в речи синонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют различные части речи по смыслу. Учащиеся используют предложения разных видов. Большинство детей самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание сказки, используя выразительные средства.

Анализ результатов показал, что продуманная и организованная нами работа по углубленному изучению синтаксических единиц повышает уровень развития речи у младших школьников.


Практическая значимость и новизна проведенного исследования заключается в выявлении системы упражнений, способствующих эффективному развитию речи у младших школьников при работе с синтаксисом.

Так как целью было разработать систему упражнений, в работе внимание уделялось условиям, способствующим развитию речи младших школьников на уроках русского языка через синтаксический материал. Данную проблему изучали такие ученые педагоги и методисты, как Горецкий В.Г., Ушинский К.Д., Головин Б.Н., Львов М.Р.

Проблема развития речи младших школьников весьма актуальна в наше время, ей уделяется большое внимание на уроках русского языка.

Разнообразные упражнения по работе с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами могут быть использованы студентами и учителями начальных классов на уроках русского языка.