ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
Мангеймская школа (нем. Mannheimer Schule) — немецкое творческое и исполнительское направление, сложившееся в XVIII веке в Мангейме[
Манге́йм (нем. Mannheim, произносится Ма́нхайм, алем. Manne, пфальц. Monnem, Mannem) — город в Германии, второй (послеШтутгарта) по величине город в земле Баден-Вюртемберг, центр 2,5 миллионной агломерации треугольник Рейн-Неккар.
Немецкое творческое и исполнительское направление, сыгравшее в конце XVIII в. важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венской классической школе. К середине XVIII века в придворной капелле Мангейма (курфюршество Пфальц в Баварии), бывшего в то время резиденцией пфальцских курфюрстов, объединились первоклассные музыканты — исполнители, прежде всего скрипачи и виолончелисты, и композиторы, в значительной своей части происходившие из Чехии и Моравии, где издавна культивировалась именно инструментальная музыка. В 1745 году (1745-1757), при курфюрсте Карле IV Теодоре, оркестр возглавил скрипач и композитор Ян Стамиц, также чех по происхождению, — чешская музыкальная культура оказала значительное влияние на формирование своеобразного исполнительского стиля коллектива[2].
По свидетельствам современников, для «мангеймской манеры» были характерны подчёркивания динамических контрастов, большие, длительные нарастания (crescendo) и затухания (diminuendo), выделение определённых мелодических оборотов, которые называли «мангеймскими вздохами», некоторые излюбленные типы украшений.
Мангеймский оркестр отличался сыгранностью, своеобразием приемов исполнения, подчиненных задачам новой экспрессивности. Хотя мангеймский оркестр для середины XVIII века был очень большим: в его состав входили 30 струнных инструментов, 2 флейты, 2 гобоя, кларнет, 2 фагота, 2 трубы, 4 валторны,литавры, — Стамицу удалось добиться редкой для того времени сыгранности[1][3]. Оркестр отличали неизвестные прежде тончайшие градации динамических оттенков; так, один из критиков-современников писал: «Точное соблюдение пиано, форте, ринфорцандо, постепенное разрастание и усиление звука и затем вновь снижение его силы вплоть до еле слышимого звучания — всё это только в Мангейме можно было услышать»[3].
В целом мангеймская исполнительская манера была близка к сентиментализму — подчёркивала чувствительно-патетические начала в инструментальной музыке; в то же время в ней проявились и стилевые тенденции рококо.
Творчество
Чарлз Бёрни, будущий автор «Всеобщей истории музыки», посетив в 1772 году Мангейм, сравнил придворный оркестр Карла Теодора с армией, состоящей из генералов, «одинаково способных как составить план сражения, так и храбро бороться с неприятелем»[4]. Наиболее известные музыканты мангеймского оркестра, одновременно и композиторы, помимо самого Яна Стамица, — Ф. К. Рихтер, А. Фильс, принадлежавшие уже ко второму поколению мангеймцев К. Каннабих, возглавивший оркестр после смерти Стамица в 1757 году, Дж. Тоэски, И. Френцль, И. Хольцбауэр, П. Риттер и сыновья Стамица Карл и Антон[5]. Для придворной капеллы они создали новый репертуар, обобщив те уже наметившиеся в различных направлениях тенденции, которые так или иначе вели к созданию жанра симфонии[1]. В середине XVIII века составы оркестров были ещё, как правило, случайными и композиторское творчество находилось в прямой зависимости от наличного состава оркестра, чаще всего струнного, иногда с небольшим количеством духовых, — капелла Карла Теодора создавала для мангеймских композиторов наилучшие условия[6]. Иосиф Тески, Христиан Каннабих, И. Гольцбауер и оба сына Иоганна Стамица, Карл и Антон
В то время, когда Ян Стамиц возглавил мангеймский оркестр, симфонией ещё называли оперную увертюру, уже вполне обособившуюся от оперы и исполнявшуюся отдельно в концертах[7]. Опираясь, с одной стороны, на итальянскую скрипичную сонату и трио-сонату, с другой — на введённый Алессандро Скарлатти ещё в XVII века неаполитанский, 3-частный тип увертюры (аллегро, адажио, аллегро), мангеймские композиторы выработали 4-частный симфонический цикл (аллегро, анданте, менуэт, финал), с характерным для каждой части тематическим обликом, подготовив таким образом классическую симфонию[1][7]. «Именно здесь Стамиц, вдохновленный сочинениями Йомелли, — утверждал Бёрни, — впервые вышел за рамки обычных оперных увертюр… были испробованы все эффекты, которые может производить такая масса звуков. Здесь именно родились крещендо и диминуэндо, а пиано, которое раньше употреблялось главным образом в качестве эха и обычно являлось его синонимом, и форте были признаны музыкальными красками, имеющими свои оттенки…»[8]
Сочинения мангеймцев, вобравшие в себя черты различных уже существовавших музыкальных жанров и форм, образовали новое единство и были построены по одному типу, обладали общими для всех закономерностями[3]. Первая часть открывалась решительными и полнозвучными аккордами; в дальнейшем две разнохарактерные темы, сменяя одна другую, видоизменялись, и в конце концов вторая по характеру и настроению сближалась с первой. Вторая часть, медленная, лирическая представляла собой своеобразную арию для оркестра. С третьей частью — изящным менуэтом — контрастировал зажигательный финал[3].
Среди многочисленных авторов мангеймских симфоний (и одновременно участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Дж. Тоэски, Карл Стамиц (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Несмотря на большой круг мастеров, Мангеймская школа сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классической школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние Мангеймская школа оказала на молодого В. А. Моцарта.
Влияние мангеймской школы было велико не только в Германии, но и в Париже, где издавались и исполнялись симфонии мангеймцев; сочинения Ф. К. Рихтера были опубликованы во Франции уже в 1744 году, а в 1745-м Париж посетил сам Я. Стамиц[9]. Опыт мангеймцев был использован многими французскими композиторами, в том числе Ф. А. Госсеком[1]. Хотя всеобщее признание пришло к Я. Стамицу и его последователям не сразу: сторонники старой полифонии, от которой мангеймцы отказались, видели в их новшествах «больше комизма, чем серьезности»[10].
Ещё Г. Риман в своё время доказал, что именно мангеймская симфония послужила фундаментом для симфонической музыки Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена; однако на рубеже XVIII—XIX веков школу Яна Стамица заслонили достижения венских классиков[1][10].
Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 592-600; Конен В., Театр и симфония, М., 1968; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, 1909; его же, Die Dynamik der Mannheimer Schule, "ZfMw", 1919-1920; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 3, Lpz., 1913; Reese W. H., Grundsдtze und Entwicklung der Instrumentation der vorklassischen und klassischen Symphonie, В., 1939 (Diss.); Larsen J. P., Zur Bedeutung der "Mannheimer Schule", в кн.: Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag am 7. Juli 1962, Regensburg, 1962; Newman W. S., The Sonata in the Classic era, Chapel Hill, (1963); De Stwo1inski G. В., The Mannheim symphonists: their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, (Rochester), 1966.
T. H. Соловьёва
Стамиц Я. В. А.
Стамиц Я. В. А.
(Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - 27 III 1757, Мангейм) - чешский композитор, скрипач, дирижёр. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке у отца - Антонина Игнаца Стамица (1687-1765), кантора, учителя музыки. В 1728-34 приобрёл навыки игры на различных инструментах и играл в оркестре иезуитской гимназии в Йиглаве. Испытал влияние чешского виртуоза скрипача Ф. Мичи. С 1734 работал в Праге.
В 1741 Я.Стамий – придворный музыкант в Пфальце, с 1743 - в Мангейме. В 1742 успешно концертировал во Франкфурте-на-Майне как виртуоз (играл на скрипке, виоль д'амур, виолончели, контрабасе; исполнял и собственные произведения).
С 1744 1-й скрипач, с 1748 руководитель Мангеймской капеллы. С Мангеймом связана вся последующая деятельность Стамица (лишь в 1747-48 дирижировал придворной капеллой и выступал как солист в Штутгарте). Под руководством Стамица Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе (расширил её состав до 50 оркестрантов; главным образом его ученики). Основатель Мангеймской школы, Стамиц создал новый концертный стиль оркестрового исполнения, отличавшийся исключительной сыгранностью оркестрантов, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамических нарастаний и спадов звучности.
Реформатор оркестра, Стамиц ввёл в его состав валторны и кларнеты. С 1748 соч. Стамица (особенно симфонии и концерты) стали исполняться и в других европейских странах. В 1751, 1754-55 выступал как дирижёр и солист в Париже. В 1755 под управлением Стамица здесь была исполнена его симфония, в которую впервые в истории этого жанра он включил кларнеты. С успехом исполнял сольную партию в своих концертах для скрипки, для виоль д'амур с оркестром; как виртуоз он состязался со скрипачом П. Гавинье. Творчество Стамица послужило поводом для памфлета Ф. М. Гримма "Маленький пророк из Бёмиш-Брода" (вышел анонимно в 1753).
Исполнение Стамица-скрипача отличали монументальность, богатство динамических оттенков, сочный тон, блестящая техника двойных нот. Был выдающимся педагогом; среди его учеников (более 30) - К. Каннабих, А. Фильц, Ф. Бек, В. Крамер, а также сыновья Карел и Антонин Стамицы В исполнительском и композиторском творчестве Стамиц воплотил эстетические идеалы эпохи Просвещения. Его иск-во (сохранилось 175 соч.) основано на претворении традиций чешской народной музыки, синтезе достижений чешских, австрийских, немецких и итальянских мастеров.
Стамиц был новатором и в области формы: разработал предклассический тип сонатного allegro, 4-частный сонатный цикл; внёс новое, драматическое содержание в симфонию и концерт, с чем связано усиление тематических контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамических переключений и других ярких выразительных средств; использовал программность (симфонии "Весенняя", "Немецкая мелодия" и др.). Оказал влияние на формирование творчества чешских, немецких, французских, итальянских композиторов XVIII в. (Ф. К. Рихтер, И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Ф. Госсек, Л. Боккерини и др.). Симфонии Es-dur и G-dur (с гобоем и 2 валторнами) изданы X. Риманом ("Denkmдler der Tonkunst in Bayern", Bd 8, Tl 2), симфония для 2 оркестров - Г. Шнайдером (Lpz., 1934), концертная симфония для скрипки, флейты, гобоя, кларнета и 2 валторн - К. Гейрингером (W., 1935).