ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
5 Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
2 Возраст- абсолютный и условный
26. Периодизация психического развития л. С. Выготского.
30. Периодизация психического развития д. Б.Эльконина.
31 Периодизации развития личности по а.В. Петровскому
23. Развитие морального сознания личности по л. Колбергу
В младшем школьном возрасте (4-я стадия (6-11 лет). Умелость и неполноценность). В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям, а так же обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
Когда детей поощряют к творческой деятельности, награждают за результаты, дают возможность довести начатое дело до конца, то у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Родители, которые видят в трудовой деятельности ребёнка одну «пачкотню» и «баловство», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте окружение ребёнка уже не ограничивается домом. Пребывание ребёнка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики.
Если ребенок успешно овладевает занятиями, готовыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (5-я негатив. Идентификация личности и путаница ролей). Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые проявляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что он сам о себе думает.
Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают реальные, но далеко не совершенные семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Он полагает, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в его теории. В этот период параметр связи с окружающим междуположительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.
Перед подростком, обретшем способность к обобщениям, встаёт задача объединить всё, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее.
Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциональной идентификации, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идёт. Если из-за неудачного детства или тяжёлого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить своё «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницей ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.
В некоторых случаях молодёжь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет сове «Я» с образом, противоположным тему, который хотели бы видеть родители или друзья.
На 6-й стадии (Молодость. Близость и одиночество) близость включает в себя способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же как с идентификацией: успех или провал, на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько человек успел, прошёл предыдущие стадии.
Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать, или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.
Но если, ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, но мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком позаботиться.
7-я - центральная стадия (общечеловечность и самопоглощённость) зрелый возраст, то есть тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определённым родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощённостью на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей - он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодёжи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
После 50 лет (8-я стадия- цельность и безнадежность). Период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключён между целостностью и безнадёжностью.
Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознаёт, что начинать всё с начала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о той, как могла она сложиться, но не сложилась его жизнь.
2 Возраст- абсолютный и условный
Возраст– одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
Проблемы возрастной периодизации психического развития
Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст. Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций.
Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.
Возрастная психология связана с другими науками: генетической психологией, психофизиологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией, социальной психологией, педагогической психологией, медицинской психологией юридической психологией и др.
Возрастная психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:
1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам;
2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.
К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:
1)период сенсомоторного интеллекта (от0до2лет);
2)период организации конкретных операций (от З до 15лет). В этом подпериоде он различает стадии.
В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:
1)раннее детство;
2)детство;
3)подростковый возраст.
Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).
Общая классификация Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность — 12—17 лет; ранняя зрелость — 18—25 лет; зрелость — 51—75 лет; старость — от 76 лет.
Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:
1)первые 12 месяцев жизни — начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;