ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 512
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
«Понятие «композиция», - пишет А.И. Чечётин, - относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Но в театрализованном представлении вообще, и в художественной композиции в частности, оно имеет не только конструктивный смысл, но и связано с содержательной сущностью произведения, со спецификой рабочего, творческого процесса его создания» (71, И1). Любое явление действительности, любой жизненный факт становится художественным явлением только тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию.
С.М. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию». Она помогает так организовать структуру произведения, его информационные, смысловые, эмоциональные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций.
Композиция —это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Единство сценария театрализованного действа открывается в целостности каждой его структурной единицы. «...Целое, - говорит Ю.А. Завадский, —это не просто сумма частей, а известная последовательность их в непрерывном развитии целого. И это внутренний закон, которым должен овладеть режиссёр...»
Продумывание композиции всего сценария, композиции каждого блока, каждого эпизода и каждой единицы сценической информации — следующий шаг в работе над сценарием.
В сценарии ничего не должно быть лишним. Каждый его компонент: каждая реплика, каждая деталь, каждый фрагмент действия -должны служить не только раскрытию содержания, но и быть средством зрелищного выражения мысли. Каждый элемент сценария должен быть на своём месте и выполнять определённую функцию, имея при этом точное назначение.
«Эмоциональная сила искусства возникает не сама по себе. Она - результат того, что, создавая своё произведение, художник учитывает, как всё показанное и описанное им будет воздействовать на людей, которые станут читать книгу или смотреть картину» (80, 162). В каждом художественном произведении всё точно и строго рассчитано, что должно подействовать, когда и каким образом. Здесь гармония выверена алгеброй, чувства — разумом, эмоциональное — рационально обдумано. В сценарии театрализованного действа сочетание эмоционального и рационального, как и в любом виде искусства, является необходимым.
В своё время, А. Д. Дикий, обращая внимание на важность композиционного построения спектакля, имел основания уподоблять его часовому механизму: «Если в механизм часов опустить даже бриллиант - часы станут. Сцена не терпит ничего лишнего, ничего, что не обслуживает замысел, не работает на сверхзадачу. Сцена требует абсолютной точности: секунда во времени и вершок в пространстве должны быть строго учтены. Если даже хотя бы одна роль решена вне принципиального единства - это потрясает все здание спектакля, нарушает его симфонический ход». То же самое происходит и в театрализованном действе. Если не продумана композиция сценария или композиционно не отточен хотя бы один его фрагмент, не выверена хотя бы одна деталь - нарушен ритм, нарушена атмосфера, нарушено зрительское восприятие, а вместе с ним нарушена целостность художественного образа театрализованного действа, а значит, не достигнута цель его педагогического воздействия.
Вместе с тем, зачастую композиция в театрализованном действе выполняет главную функцию, так как в сценарии или в любой другой его структурной единице может отсутствовать сюжет или он может быть лишь заявлен, в связи с отсутствием прямого конфликта, когда конфликт развивается через монтаж материала. И чаще всего в театрализованных представлениях предполагается не движение событий, развитие характеров, а развитие мысли, движение ее к определенному обобщающему выводу. Выстроить это движение бывает непросто. Необходимо уметь так соединить отобранный сценарный материал, что позволит раскрыть глубинные связи явлений, событий, фактов, жизненных противоречий, а также выразить к ним отношение автора. Здесь, как правило, сценарист идёт по пути концентрации, насыщения материала, связанного с показом, отражением на сцене тех или иных противоречий, жизненных конфликтов. В связи с этим выстраивание композиции в творческом процессе работы над сценарием театрализованного действа требует особого внимания и усердия. Чтобы создать сценарий театрализованного действа, необходимо уметь «программировать действие, режиссёрски управлять им, сознательно его строить», - замечает А.Д. Жарков (29). Необходимо, так композиционно организовать весь отобранный сценарный материал, чтобы в дальнейшем, уже в ходе реализации театрализованного действа, это способствовало активизации аудитории, возбуждало интерес к решению поставленных проблем, способствовало самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. Более того, порой необходимо не только побудить аудиторию к решению проблем, поднятых в театрализованном действе, но и предложить собственные варианты их решения, дать прямые, подчас декларативные, публицистически открытые ответы на поставленные проблемы, что позволит подчеркнуть тенденциозность авторской мысли. В связи этим надо помнить, что в каждой структурной единице будущего сценария действие должно быть выстроено таким образом, чтобы в нём развивалась определённая автором самостоятельная мысль, которая в ходе развития действия всего сценария, вступая в соотношения с идеями соседствующих структурных единиц, способствовала развитию авторской концепции всего сценария.
Таким образом, чёткий перечень событий, происшествий, случаев, структурных единиц, подчинённых сценарно-режиссёрскому замыслу и организованных композиционно, образуют каркас (основу) будущего сценария.
Поиск яркого, увлекательного сюжета - следующий этап работы над сценарием театрализованного действа.
Как мы уже неоднократно говорили, особенностью драматургии является наличие действия, а это значит, что предметом изображения в ней всегда служит развивающийся конфликт - та или иная определенная борьба между определенными людьми. Развитие конфликта свойственно и любому театрализованному действу. «Без конфликта, без борьбы, без активной действенной линии массовое представление превращается в набор более или менее удачных иллюстраций. И в худшем случае становится попросту скучным», - утверждает А.Д. Силин (58, 12). Искусство же должно захватывать мысли и чувства людей, заставлять их жить чужой жизнью, как своей собственной, становиться как бы соучастником далёких событий и свершений.
Выстраивая сюжет, необходимо помнить, что заявленный персонаж, его характер, раскрывается через действие, а значит и действие предопределено персонажем. Поэтому, чтобы определить, что должен совершить данный персонаж и при каких обстоятельствах, сценаристу нужно тщательно изучить своего героя. Евгений Вахтангов писал: «Если вы хорошо знаете какого-нибудь человека, знаете несколько значительных моментов его жизни, знаете его характер, привычки и вкусы, то есть что он любит, то вы легко ответите и на вопрос, как бы он поступил в том или ином случае... Тем лучше вы будете чувствовать его и тем правильнее ваше чувство подскажет вам, как на вашего знакомого подействует тот или иной случай».
Организуя борьбу сценических персонажей, сценарист, в известном смысле, моделирует, воспроизводит взаимодействие людей в их повседневной жизни. Но, в отличие от наблюдателя реальных жизненных конфликтов, он обладает уникальной возможностью изменять различные стороны взаимодействия, в том числе изменять их последовательно, избирательно, изолированно от других, или путем возможных комбинаций. Сценарист должен ощущать своей художественной интуицией фальшь, искусственность, неправдоподобие изображённого действия, должен искать причину этой фальши и в своих поисках выстраивать действие основываясь на закономерностях борьбы, выявлять ее внутреннюю структуру. Такое моделирование борьбы в сценарии является результатом постижения законов взаимодействия между людьми в реальной жизни.
Помня о том, что одна из характерных особенностей драматургии - действенность, сценарист не должен «топтаться на месте». Выстраивая действие, необходимо постоянно двигаться вперёд. Каждая реплика, каждый диалог, разрабатываемый сценаристом, должны не только способствовать расширению характеристики героев, но и развивать сюжет как всего сценария, так и каждой структурной единицы.
Чем значительнее содержание каждой отдельной структурной единицы или всего сценария, чем ярче, полнее выражено оно в борьбе, тем, соответственно, и значительнее искусство сценариста. А выразительность борьбы определяется множеством факторов, в число которых входят и составляющие ее действия, и то, в какой материальной среде она протекает, вплоть до программируемых сопровождающих ее звуков, пластико-хореографических решений и, конечно же, используемых в ней символов, текстов и т.п.
«Произведение искусства, - писал Л.Н. Толстого, - показывает человека во всем богатстве отношений ко всем сторонам жизни, воплощает связь времен и пространства, личностей и народов, исторических эпох и культур». В связи с этим, разрабатывая сюжет, мы должны не только определить, какое действие в каждой структурной единице сценария наиболее эффективно будет способствовать его развитию, какое действие поможет расширить характеристики героев, но и какое место лучше всего подходит для этого действия. Поэтому, наряду с другими аспектами сценария, место действия должно быть неотъемлемой частью сюжета. И, прежде всего, в сценарии театрализованного действа оно должно быть оригинальным и неожиданным. Найденное действие и персонаж, объединённые диалогом и помещённые в уместную обстановку, будут способствовать обогащению сюжета, как это, например, происходит в фильме «Татуированная роза». Здесь можно проследить, как каждое действие органично вплетается в канву сюжета, соответствует характерам персонажей и заявленным предлагаемым обстоятельствам. Так, в фильме есть сцена встречи Анны Маньяни с любовником. Эта сцена могла бы состоять просто из обмена репликами в каком-то обычном месте. Однако, чтобы подчеркнуть сложившиеся отношения между героями, режиссёр переносит эту встречу в маленькую комнатушку гостиничного номера, с крошечной раковиной у стены. Мы видим, как Анна стирает чулки, а затем выкручивает их с такой силой, с той особой натугой, которая характерна только жителям Средиземноморья. Именно это действие и показывает, что отношения между данными персонажами выжаты досуха. Затем, протянув верёвку через всю комнату, Анна вешает на неё чулки. Таким образом, режиссёр обычную на первый взгляд сцену превращает в запоминающееся зрелище. Здесь выбранное режиссёром место действия позволяет объединить диалог персонажей с действием, что способствует не только развитию сюжета, но и более глубокому выявлению сути происходящего. Следовательно, отбирая поступки действующих лиц и место действия, сценарист должен держать во внимании весь сюжет. В свою очередь, в сюжете, персонажах, идее - во всём комплексе выразительных средств театрализованного действа должно быть нечто новое, не похожее на стандарт, а пригодное только для конкретного случая. «Нужно отказаться от выбранного места, выбор которого оправдывается тем, что действие заменяет диалог, - пишет известный кинодраматург Р. Уолтер. - Место действия должно способствовать развитию сюжета. Оно должно быть оправданным. Раздвигать границы сюжета. Обогащать информацию о происходящем действии, адресованную аудитории. Место действия должно вносить свежесть и нестандартность решения, а главное, расширять возможности для игры исполнителей» (61, 50).
Организуя сценическое действие, автор должен уметь найти меру показа и выражения человеческих эмоций, способных породить ответную реакцию зрителя, участника театрализованного действа. Здесь, как отмечал А.Н. Толстой, говоря о творчестве писателя, «должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель - активен, мужествен, он знает - «для чего», он видит цель и ставит вехи. Художник — эмоционален, женствен, он весь в том, «как» сделать, он идёт по вехам, ему нужны рамки - иначе он растечётся, расплывётся, он «глуповат», прости господи...Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец и он не активен, он беспощаден». Отсюда можно сделать вывод о том, что в ходе творческого процесса работы над сценарием сценаристу необходимо уметь совмещать в себе три вышеназванные ипостаси. Только так можно достигнуть гармонического сочетания рационального и эмоционального в сценарии, что будет способствовать достижению цели художественно-педагогического воздействия.
В театрализованных представлениях и характер действующих лиц, и место действия, и конфликт определяются уже на этапе создания сценарно-режиссёрского замысла. Поэтому в ходе разработки сюжета необходимо руководствоваться сценарно-режиссёрским замыслом как всего сценария, так и каждой его структурной единицы и при этом стремиться к выстраиванию динамичного, увлекательного действия, способного захватить чувства людей и заставить их стать не только свидетелями происходящего, но и активными его участниками.
В связи с этим, выстраивая сюжет, нужно не забывать о реакции зрителя, участника предстоящего действия, продумать приёмы активизации, найти средства эмоционального воздействия, способные вызвать необходимую в каждый момент развивающегося действия активность аудитории. Зачастую местом действия в театрализованных представлениях выступают реальные исторические места: поля сражений, мемориальные комплексы, музеи-усадьбы, партизанские поляны, конкретные улицы, дворы, пристани, скверы, где установлены памятники писателям, поэтам, почётным жителям города, героям войны, труда и т.д. В таких случаях развивающееся действо должно органично вписаться в архитектурный и ландшафтный ансамбль конкретной сценической площадки. Сценарист должен так художественно организовать и выстроить действие, чтобы оно не только не разрушало атмосферу реальной жизни данного исторического уголка, а способствовало усилению идейно-эмоционального воздействия на аудиторию и данного исторического места и тех событий, которые связаны с этим местом действия, а также помогало решению современных проблем. В свою очередь, нужно также не забывать, что условия реального, исторического места действия требуют от сценариста умелого программирования действия участников театрализованной акции, которое бы логично и обоснованно являлось необходимым элементом развивающегося действа. В данном случае сценарист может программировать выступления реальных героев, шествия реальных людей, проходы или проезды отдельных групп, переклички команд, бригад, студенческих групп, конкретных людей, различные игровые и церемониально-обрядовые действа и т.п.