Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К наиболее ярким представителям такого «лирическо­го» направления в пейзажной живописи можно отнести английского художника Вильяма Тернера, французских импрессионистов (К. Моне, К. Писсаро, А. Сислея и др.). В России одухотворенный, лирический пейзаж особенно характерен для В. Поленова, А. Саврасова, И. Левитана. Позднее по тому же пути пошли такие художники, как М. Нестеров, К. Юон, М. Сарьян, П. Кузнецов. Каждый из них внес в пейзажную живопись свое особенное видение, свой неповторимый творческий дар. Их объединяет не сходство в манере, а общее понимание задач пейзажной живописи. Объясняя это понимание, Левитан говорил Ша­ляпину: «Протокольная правда никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тро­пинку».

Мы сейчас, рассматривая пейзаж того или иного худож­ника, нередко определяем его достоинства словами: «пей­заж с настроением». Это значит, что пейзаж проникнут единым чувством художника и потому вызывает у нас от­ветные чувства и мысли. Хороший пейзаж все больше ста­новится не копией внешнего, а своеобразным языком чувств и настроений. В русском лирическом пейзаже, пи­сал Б. Асафьев, «живопись, моментами, столько же видит­ся, смотрится, сколько одновременно слышится». Можно сказать, что пейзаж в живописи, в лучших ее образцах, становится все более музыкальным.

Похожие функции может выполнять пейзаж и в кино. В фильме можно показывать природу с точки зрения пер­сонажа, в его восприятии. Пейзаж в этом случае передает внутреннее движение человеческих чувств, выражает на­строение автора и его героев.

Пейзаж в кинофильме может носить явственно музы­кальный характер, быть обобщенным и как бы звучащим. Например, через всю картину голландского режиссера Ивенса «Дождь» проходит образ дождя. С листьев капает тихий, непрерывный весенний дождь. Поверхность пруда покрывается рябью. Одинокая капля на оконном стекле нерешительно ищет свой путь. Жизнь большого города от­ражается в мокром асфальте... В контексте всего фильма эти пейзажные детали оказываются наполненными внут­ренним смыслом. Их нельзя перевести на язык понятий. Они, как музыка, воспринимаются достаточно свободно, не­конкретно. И при этом действуют сильно и глубоко.

Мастерское использование пейзажа сразу во многих функциях — лирической, сюжетной, метафорической — мы встречаем в фильме В. Пудовкина «Мать» (по роману М. Горького). Центральный пейзажный образ фильма — картина весны, бурно текущих рек и ручьев, тающих льдин. Эта картина многократно повторяется в разных ва­риантах. И каждый раз что-то важное раскрывает зри­телю.


«Кадры весны повторяются для того, чтобы передать радость заключенного,— пишет Э. Линдгрен в книге «Ис­кусство кино» (М., 1956).— Тема весны появляется и в мыслях людей, сидящих в общей камере; она вновь возни­кает в кадрах рабочей демонстрации и в кадрах солдат, отражающихся в уличных лужах. Лед на реке является естественным развитием темы весны, но он почти сразу же приобретает свое самостоятельное значение. Между дви­жением льда и демонстрацией проводится отчетливое сра­внение: оба явления начинаются в медленном темпе, оба постепенно ускоряются, и, наконец, подобно льдинам, ко­торые громоздятся друг на друга и раскалываются об устои моста, рабочие, которых на мосту ждет гибель, разбегают­ся в смятении и ужасе».

Особое место занимает пейзаж в искусстве слова. Пи­сатели, поэты часто и охотно обращаются к пейзажным за­рисовкам. Чем это можно объяснить? Какие художествен­ные функции выполняет пейзаж в литературном произве­дении?

Критик Антонович, желая уличить роман «Отцы и де­ти» не только в идейных, но и в художественных изъянах, утверждал, что в нем нет даже пейзажных зарисовок. Упрек был несправедливым, но нас сейчас интересует не это, а сама возможность появления такого упрека. Это до­казывает, что существуют представления (причем у про­фессиональных литераторов), согласно которым наличие или отсутствие пейзажа в литературном произведении обу­словливает его художественные качества.

Сошлюсь еще на одно обстоятельство. Начинающие писатели часто считают для себя обязательным на первой же странице своего романа или рассказа дать пейзажную зарисовку. Чехов остроумно пародировал эту склонность в рассказе «Ионыч». Вера Иосифовна читает гостям свой роман, который начинается словами: «Мороз крепчал...» А далее следует описание того, как «заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге».

Несомненно, что пейзаж в литературе, не будучи обя­зательным, тем не менее является одним из самых при­вычных и традиционных художественных средств. Он не является безусловным признаком художественности, но может таковым казаться, потому что заключает в себе большие выразительные возможности. К пейзажным за­рисовкам писатели прибегают часто, видя в них хорошее средство выражения внутреннего чувства — как своего ге­роя, так и собственного, авторского.

В литературоведческих работах функция пейзажа нередко характеризуется такими словами: «гармонирует» или «контрастирует» настроению героя. В подобных харак­теристиках есть своя правда, хотя и несколько поверхностная. Правда в том, что между пейзажной зарисовкой и настроением героя или общим настроем повествования всегда есть глубокое соответствие. По существу, пейзаж в художественной литературе и выражает настроение.


В романе Пушкина «Евгений Онегин» пейзажные зарисовки занимают большое место. И не случайно, что боль­ше всего их в седьмой главе, посвященной Татьяне. Поэти­ческому рассказу о делах и мыслях любимой пушкинской героини пейзаж сопутствует неизменно. Вот Татьяна идет в деревню, где еще так недавно жил Онегин:

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий...

Татьяна осматривает дом Онегина — и снова природа оказывается неразлучной с героиней:

...Но поздно. Ветер встал холодный.

Темно в долине. Роща спит

Над отуманенной рекою;

Луна сокрылась за горою...

Татьяна готовится к отъезду в Москву:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей.

Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит...

Разумеется, пейзажные зарисовки имеют здесь и чисто сюжетную функцию. Но главное их назначение все-таки в другом — в создании настроения: грустного, лирического, поэтического... Пейзаж выступает как знак авторского сочувствия, эмоционального переживания и сопережи­вания.

Часто пейзаж в литературном произведении оказывает­ся своеобразным эмоциональным усилителем. В таких слу­чаях он появляется, как правило, в местах наивысшего сюжетного напряжения. Именно потому, что пейзаж — сильное средство, он требует мотивированного употребле­ния. Представим себе, что вальс Глазунова или Хачатуря­на к драме «Маскарад» звучал бы не в самых драматически напряженных местах спектакля, а во время карточной игры или при всяком появлении на сцене Шприха. Я не случайно прибегнул к этому сравнению. В глубокой своей основе пейзаж в искусстве слова есть своеобразная музыка, выражение лирического, музыкального начала. Впрочем, это относится не только к словесному пейзажу, но и к пей­зажу в живописи.

Позволю себе сделать небольшое отступление. Мы уже говорили о пейзаже в музыке. К сказанному ранее добавлю теперь вот что. Когда говорят о пейзажном характере музы­кального произведения, это далеко не всегда означает, что композитор в самом деле хотел изобразить в нем пейзаж. Композитор Б. Асафьев, например, так характеризовал адажио из Третьей симфонии Рахманинова: «...о многом, многом, настроенчески прекрасном, задушевном, пейзажно-русском, говорит адажио: такое чувство охватывает, когда закатной порой в странствованиях на севере выхо­дишь среди леса к озеру, лесом хранимому и заворожен­ному, и поддаешься очарованию тишины».


Это не значит, что и сам Рахманинов изображал в своем адажио озерный и лесной пейзаж. Образ природы навеян музыкой, которая создала у воспринимающего ее поэтиче­ское, светлое и тихое настроение. Мы знаем, что пейзаж­ный образ в основе своей музыкален. Естественно поэтому, что между собственно музыкальным образом и пейзажным есть внутренняя близость. Эта близость образного языка и позволяет нам почувствовать музыку в пейзаже и увидеть пейзаж в музыке.

Пейзаж в литературе может служить зеркалом челове­ка: он может отражать самые высокие движения челове­ческой души. Всем памятна сцена аустерлицкого сраже­ния в «Войне и мире». Тяжело раненный Андрей Болкон­ский видит над собой небо — неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Ему кажется, что он никогда раньше не видел такого неба. Почему же он видит его теперь? На пороге возможной смерти до конца прояснились для князя Андрея истинные человеческие ценности: он осознал суетность честолюбивых мечтаний, открыл для себя высокую и чистую радость простого человеческого существования. Небо Аустерлица в этой сцене оказывается и зеркалом души героя, и символическим вы­ражением вечного, нетленного, истинного. Так природа от­крывает человеку самого себя и одновременно — высшую человеческую правду.

Интересно, что «пейзажный» образ неба во многих слу­чаях почти и не воспринимается в литературе как пейзаж­ный. Слово небо и образ неба сделались постоянной мета­форой, художественным символом. Они стали выражать нравственную высоту, высокую правду, духовное величие человека. Так это у Толстого, так и у многих других писа­телей и поэтов.

Обращение к пейзажу — явление особенно частое в поэзии. Считается, что некоторые поэты больше всего и знамениты стихами о природе. Так, певцами русской при­роды называют Фета, Есенина. Тютчев, один из глубочайших мыслителей в поэзии, был встречен своими первыми читателями (а среди них были Тургенев, Некрасов) как тонкий живописец природы.

В действительности стихи о природе часто только внеш­не относятся к пейзажным. По существу, они написаны о человеке. Немецкий поэт-романтик Л. Тик говорил: «В природе все родственно душе и настроено на один лад, на всякую песню она отвечает, она — эхо, и часто первая запевает то, что я думаю». Эти слова могли бы повторить вслед за Тиком не одни только романтически настроенные художники слова. Частое обращение поэтов к изображению природы вызвано прежде всего потребностью глубоко и полно раскрыть человека.


Возникает, однако, вопрос: если в стихах о природе главное — человек, а не сама природа, то зачем поэты гово­рят и пишут о природе, вместо того чтобы писать непо­средственно о человеке? Постараемся решить этот отнюдь не праздный вопрос.

В искусстве слова (как, впрочем, и в других видах ис­кусства) существуют два существенно различных способа выражения: прямой и косвенный. Писатель может назы­вать вещи своими именами и может говорить о чем-то не прямо, а иносказательно, так, чтобы читатель сам додумы­вал то, на что он только указывает ему косвенным образом. Каждый из этих способов имеет свои достоинства. Однако с художественной точки зрения второй способ в некотором смысле оказывается более предпочтительным. Предпочтительным — потому что не исчерпывает темы до конца, оставляет простор читательскому воображению, как бы приглашает читателя мыслить. Процесс чтения в таком случае становится более активным, он превращается в известной степени в процесс сотворчества. Косвенный спо­соб выражения оказывается потенциально более образным, ибо он приводит в движение психологический механизм ассоциаций и аналогий.

В. Одоевский писал в романе «Русские ночи»: «Ты знаешь мое неизменное убеждение, что человек если и может решить какой-либо вопрос, то никогда не мо­жет верно перевести его на обыкновенный язык. В этих случаях я всегда ищу какого-либо предмета во внешней природе, который бы по своей аналогии мог служить хотя приблизительным выражением мысли».

Эти слова В. Одоевского в какой-то мере объясняют, почему поэты так тяготеют к описаниям природы. Пейзаж­ные стихи могут быть родом аналогий и языком аналогий. В них в таких случаях говорится о природе, но по аналогии читатель воспринимает это и как слово о человеке — о са­мом сокровенном в человеке.

Чтобы пояснить эту мысль, приведу пример из другой области словесного искусства. Вспомним пьесу Чехова «Дядя Ваня». Ее герой, доктор Астров, только что навсег­да распрощался с Еленой Андреевной, в которую влюблен. Он подходит к географической карте, машинально рассматривает ее и произносит: «А должно быть, в этой самой Аф­рике теперь жарища — страшное дело!»

При чем тут Африка? Какое отношение к тому, что чувствует Астров, имеет африканский климат? Прямого отношения, разумеется, не имеет. Но слова Астрова об Африке по аналогии, по тончайшим ассоциациям говорят нам о внутреннем состоянии героя. Их истинное, глубокое значе­ние мы воспринимаем не прямо и не в строго намеченных логических рамках, но по свободной, своего рода музыкаль­ной аналогии.