Файл: Вопросы Мировая Экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Мировая экономика как хозяйственная система. Субъекты и объекты мировой экономики

2.Сущность, виды и формы международного разделения труда (мрт)

3.Современные тенденции развития мировой экономики

4.Показатели, характеризующие состояние и развитие национальной и мировой экономики, участие страны в мировой экономике

5.Система потенциала мировой экономики. Использование потенциала мировой экономики

6.Развитые страны рыночной экономики: основные признаки и особенности.

7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.

8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран

9.Формирование группы новых индустриальных стран

10.Особенности развития 1)ближневосточных стран-экспортеров нефти и 2)среднеразвитых стран развивающегося мира

11.Развитие наименее развитых стран Тропической Африки

12.Образование группы стран с переходной экономикой. Варианты перехода к рыночной экономике

13.Особенности экономического развития стран Центральной и Восточной Европы

14.Специфика экономического развития стран снг

15.Россия в современной 1)мировой экономике и 2)международном разделении труда

16.Международные экономические отношения: признаки, формы

17.Современные тенденции в развитии междунар. Экономических отношений

18.Сущность и эволюция мирового рынка. Этапы развития мирового рынка

19.Функции и структура мирового рынка

20.Мировые цены и их функции. Множественность мировых цен. Методы образования мировых цен

21. Особенности современного мирового рынка и тенденции его развития

22.Международная торговля. Показатели, характеризующие состояние и развитие международной торговли

23.Динамикаи структура международной торговли товарами

24.Внешнеторговая политика государства

25.Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговлей

26.Динамика и структура международной торговли услугами

27.Роль гатт и вто в регулировании международной торговли

28.Понятие и причины международной миграции капитала

Причины международной миграции капитала

29.Формы международного движения капиталов

30.Современные тенденции развития международной миграции капитала

31.Государственное и международное регулирование миграции капиталов

32.Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике

33.Внешний долг страны: сущность и причины возникновения. Основные показатели и масштабы международной задолженности

34.Механизм урегулирования внешней задолженности

35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия

36.Направления и центры международной миграции рабочей силы

37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика

38.Мировая валютная система и ее развитие в современных условиях

39.Платежный баланс и его регулирование

41.Интеграционные процессы в западной европе и на американском континенте

24.Внешнеторговая политика государства

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.


25.Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговлей

26.Динамика и структура международной торговли услугами

Виды услуг:

К «другим услугам» относятся услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные, информационные, роялти, лицензионные платежи, операционный лизинг и некоторые другие. 

Темпы роста международной торговли услугами:

27.Роль гатт и вто в регулировании международной торговли

Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемника – Всемирной торговой организации (ВТО). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второймировой войны, выступили за создание стабильных правил международной торговли,обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота. В качестве главной идеи была предложена идея свободы торговли, т е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея была конкретизирована в нескольких положениях. 1. Важнейшее положение – «режим наибольшего благоприятствования» – представляет собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешнейторговли. Это центральное положение формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания интеграционных группировок. На момент подписания ГАТТ исключения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позднее, с распадом колониальной системы, ситуация с такого рода исключениями изменилась: развивающимся странам было предоставлено право пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, то есть без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран. 2. Следующий основополагающий принцип касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда они применяются, это должно носить временный характер.


При этом ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные и импортные лицензии. Основная задача ГАТТ здесь – сокращение таможенных пошлин. В 1945–1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40–60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70–90%. Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить их величину до 3–5% к концу 80-х годов.  3. Третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий. Это отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с ограничением свободы торговли. Все решения принимаются только в рамках взаимных торговых переговоров.  Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 года. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.). ВТО функционирует также, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.  Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.  Страны–члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.


28.Понятие и причины международной миграции капитала

Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала). Целью движения капитала является получение более высокой нормы прибыли.

Международная миграция капитала (ММК) представляет собой одну из форм международных экономических отношений, получившей ускоренное развитие, начиная со второй половины двадцатого века, и является в настоящее время определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии других форм международных хозяйственных связей

Причины международной миграции капитала

В рамках международной миграции капитала различают экспорт, или вывоз капитала, и импорт, или ввоз капитала. Каждая сторона в международной миграции капитала старается извлечь свои выгоды от экспорта или импорта капитала

Чистый отток капитала - разность между совокупным объемом оттока капитала за границу и притоком капитала в страну из-за границы.

Экспортёр капитала старается получить бо́льшую норму прибыли на вложенный капитал в другой стране или получить другие экономические или политические выгоды. Причинами экспорта капитала также могут быть:

  • Неравномерность накопления капитала в различных странах и появление относительного избытка капитала на некоторых национальных рынках;

  • Невозможность эффективного вложения капитала или вложение его по высокой норме прибыли;

  • Наличие таможенных барьеров, которые препятствуют экспорту товара, что приводит к замене экспорта товаров экспортом капитала для проникновения на товарные рынки;

  • Приближение производителей к источникам сырья;

  • Другие причины

Импортёр капитала также может преследовать экономические (привлечение капитала для развития определённых отраслей и производств, освоения природных ресурсов, повышении занятости населения, создания предпосылок для дальнейшего экономического роста) или политические выгоды. В частности причинами импорта капитала могут быть:

  • Ввоз капитала из-за рубежа открывает возможности для развития новых производств, модернизации и расширения производства продукции, которая имеет значительный спрос;

  • Внедрение мировых научно-технических достижений;

  • Расширение или увеличение количества рабочих мест;

  • Другие причины


Причины вывоза капилаза за границу:

  • Изза разницы нормы прибыли

  • Уход от налогообложения

  • Относительный избыток капитала в вывозящих странах(теория К Маркса)

Избыточный капитал выступает в 3х формах:

Товарная, производительная, денежная

29.Формы международного движения капиталов

В литературе обычно выделяют следующие формы международного движения капитала: 1. По источникам происхождения различают государственный и частный капитал.  Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи. Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.  2. По срокам размещения выделяются кратко-, средне- и долгосрочные вложения капитала. К долгосрочным относят обычно вложения на срок более 15 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными. Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет. Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года. 3. По целям кредитования различают прямые, портфельные и ссудные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары. Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте. Прямые инвестиции связаны с собственностью и правом контроля над предприятием. Портфельные дают лишь долгосрочное право на доход, связанный, в основном, с ростом курса акций. Прямые и портфельные инвестиции относятся к предпринимательскому капиталу. Как правило, они благоприятно влияют на состояние платежного баланса страны. Ссудные инвестиции связаны с иностранными займами и кредитами в различных формах, требующих платности, срочности и возвратности. Преимуществом ссудного капитала является относительная свобода их использования. 4. Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал. Нелегальный капитал — миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой). Внутрифирменный капитал — переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения большей предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу.