Файл: Вопросы Мировая Экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Мировая экономика как хозяйственная система. Субъекты и объекты мировой экономики

2.Сущность, виды и формы международного разделения труда (мрт)

3.Современные тенденции развития мировой экономики

4.Показатели, характеризующие состояние и развитие национальной и мировой экономики, участие страны в мировой экономике

5.Система потенциала мировой экономики. Использование потенциала мировой экономики

6.Развитые страны рыночной экономики: основные признаки и особенности.

7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.

8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран

9.Формирование группы новых индустриальных стран

10.Особенности развития 1)ближневосточных стран-экспортеров нефти и 2)среднеразвитых стран развивающегося мира

11.Развитие наименее развитых стран Тропической Африки

12.Образование группы стран с переходной экономикой. Варианты перехода к рыночной экономике

13.Особенности экономического развития стран Центральной и Восточной Европы

14.Специфика экономического развития стран снг

15.Россия в современной 1)мировой экономике и 2)международном разделении труда

16.Международные экономические отношения: признаки, формы

17.Современные тенденции в развитии междунар. Экономических отношений

18.Сущность и эволюция мирового рынка. Этапы развития мирового рынка

19.Функции и структура мирового рынка

20.Мировые цены и их функции. Множественность мировых цен. Методы образования мировых цен

21. Особенности современного мирового рынка и тенденции его развития

22.Международная торговля. Показатели, характеризующие состояние и развитие международной торговли

23.Динамикаи структура международной торговли товарами

24.Внешнеторговая политика государства

25.Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговлей

26.Динамика и структура международной торговли услугами

27.Роль гатт и вто в регулировании международной торговли

28.Понятие и причины международной миграции капитала

Причины международной миграции капитала

29.Формы международного движения капиталов

30.Современные тенденции развития международной миграции капитала

31.Государственное и международное регулирование миграции капиталов

32.Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике

33.Внешний долг страны: сущность и причины возникновения. Основные показатели и масштабы международной задолженности

34.Механизм урегулирования внешней задолженности

35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия

36.Направления и центры международной миграции рабочей силы

37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика

38.Мировая валютная система и ее развитие в современных условиях

39.Платежный баланс и его регулирование

41.Интеграционные процессы в западной европе и на американском континенте


30.Современные тенденции развития международной миграции капитала

В числе новых тенденций в процессе международной миграции капитала можно выделить следующие.

1. Экспорт частного капитала растет более быстрыми темпами по сравнению с ростом вывоза государственного капитала.

2. Крупными импортерами капитала стали США. Примерно 5 млн американцев работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным инвесторам.

3. Четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран.

На долю промышленно развитых стран в целом приходится более 70% всех иностранных инвестиций. Такое положение объясняется тем, что прогрессирующими отраслями являются автомобилестроение, электронная и электротехническая промышленность, телекоммуникации и связь, информационные технологии, для развития которых требуется квалифицированная рабочая сила и высокая платежеспособность населения.

4. В качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган (Гонконг), Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других стран). Нельзя не заметить, что ведущие страны ОПЕК в основном экспортируют ссудный капитал (преимущественно в США). Причем объемы экспорта ссудного капитала из этих стран зависят от мировых цен на нефть и нефтепродукты.

5. Все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Включились в этот процесс Россия и другие страны СНГ.

Активное участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном процессе должно способствовать повышению эффективности функционирования их экономик.

31.Государственное и международное регулирование миграции капиталов

В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она регулируется государством. Методами такого регулирования являются валютные ограничения и валютный контроль.

В последние годы в большинстве развитых стран преобладающей тенденцией является отмена и снятие ограничений на международное движение капитала благодаря соглашениям в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), принятию Кодекса либерализации Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской энергетической хартии.


32.Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике

В самой общей форме СЭЗ принято определять как регион или часть страны, обладающие выгодным экономико-географическим положением, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

СЭЗ можно охарактеризовать как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т. д.), создающие условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Классификация СЭЗ:

  1. оффшорные зоны;

  2. торгово-складские зоны;

  3. свободные таможенные зоны.

Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 1970-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятными:

  1. валютно-финансовым режимом;

  2. высоким уровнем банковской и коммерческой секретности;

  3. лояльностью государственного регулирования.

Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер;

В торгово-складских зонах иностранные товары могут храниться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Для этих зон характерны следующие особенности:

1) они создаются для обслуживания мирового рынка;

2) на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны;


3) на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей; Свободные таможенные зоны являются современной разновидностью беспошлинных торговых и складских зон.

Этот тип зон относится к простейшим, их называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенного досмотра.


33.Внешний долг страны: сущность и причины возникновения. Основные показатели и масштабы международной задолженности

Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. 

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП

Основной причиной возникновения периодичных кризисов мировой задолженности является сильная мотивация отказа от платежей суверенных должников.

Должниками могут привлекаться кредиты до тех пор, пока сумма кредитов не будет равна сумме процентов за использование кредита. Следующим шагом со стороны заёмщика является прекращение платежей, которые объясняются проблемами:

1. наступление форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, война);

2. неблагоприятная экономическая ситуация в стране.

Начиная с середины 20 века, наблюдается рост международного кредитования правительств развивающихся стран, что обусловлено следующими причинами:

· государственные гарантии заёмщикам, что предполагает снижение рисков кредитования;

· накопление валютных средств у стран-экспортёров нефти;

· сопротивление многих развивающихся стран к притоку прямых иностранных инвестиций.

К негативным последствиям формирования внешней задолженности государства относятся следующими причинами:

1. переложение долгового бремени на будущие поколения;

2. замедление темпов экономического роста;

3. снижение международного авторитета страны;

4. рост неэффективных расходов государственного бюджета.

Россия- 23 место

34.Механизм урегулирования внешней задолженности

Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:

1.   Определение  временного  профиля  по  обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга.

2. Прогнозирование ожидаемых чистых экспортных поступ­лений, возможных новых внешних займов и прочих видов фи­нансирования, достаточных для обслуживания внешнего долга.

3. Прогнозирование внутренних налоговых поступлений. Проектируемые государственные доходы должны быть доста­точными для обеспечения в местной валюте эквивалента обяза­тельств государства по обслуживанию внешнего долга. Слож­ности со сбором налогов и адекватным обеспечением прочих ви­дов государственных расходов могут серьезно ограничивать способность правительства обслуживать внешний долг.