ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 4497
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
1.2. Специфика педагогики как науки.
1.3. Критерии научности знания
1.4. Классификации научного знания
1.5. Формы организации научного знания
1.6. Принципы научного познания
Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
2.4. Категориальный аппарат науки.
2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
2.6. Назначение психолого-педагогических наук
3. Соотношение теории и практики образования
3.1 Влияние науки на практику образования.
3.2. Знания как способ связи науки и практики.
3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
Тема 2. Психолого-педагогические исследования
1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
1.3. Природа и функции образовательных инноваций
1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
1.5. Источники и условия исследовательского поиска
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
2. Научное исследование в образовании
2.1. Уровни научного исследования в образовании.
2.2 Принципы научного исследования.
2.3. Основные характеристики научного исследования.
2.4.Субъектность в научной деятельности.
2.5. Виды научных исследований в образовании
2.6. Выбор научной специальности.
3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
1. Дидактические исследования.
3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
1. Понятие «методология образования»
2. Философский уровень методологии образования
3. Общенаучный уровень методологии образования
4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
10. Критерии качества педагогического исследования
11. Система научных понятий и образовательная концепция
Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
1. Методологическая культура исследователя
2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
Тема 6. Организация исследования.
1.1. Принципы и правила исследования
1.2. Содержательные аспекты исследования.
2. Логика психолого-педагогического исследования
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
3.2. Роль моделирования в исследовании.
3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
3. Классификация методов исследования.
4. Теоретические методы исследования
1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
5) Другие методы теоретического исследования.
Тема 8. Эмпирические методы исследования
1. Требования к эмпирическим методам.
3.2. Интервью в системе диагностики.
5. Социометрические методы исследования.
7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
8. Контрольные работы в диагностике.
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
1. Понятие метода.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Чем богаче арсенал исследовательских методов, тем технологичнее, рациональнее и эффективнее научная деятельность. Запас исследовательского инструментария педагогики и психологии непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и творческого заимствования методов других наук. Однако в конкретном психолого-педагогическом исследовании не используется весь арсенал методов педагогики и психологии. Исследователь отбирает систему методов с учетом задач собственного исследования и его парадигмальной принадлежности. Важное требование к такой системе методов — оптимальность, т.е. необходимость и достаточность для решения задач исследования.
Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов. Под методом я разумею точные и простые правила, утверждал Р.Декарт. Метод — это правила действия. Метод непосредственно фиксирует то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия, — пояснял П.В.Копнин.
В понимании термина «метод» выделяются следующие трактовки: 1) способ деятельности; 2) совокупность приемов какой-либо деятельности; 3) способ или образ действия; 4) система действий и т.д.
Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как термине, -— это указание на целесообразное действие, предписание, как действовать.
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Согласно М.И.Махмутову1, в понятии «метод» должны быть выделены две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает то, каким способом действует исследователь, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами).
2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
Выбор ведущих методов психолого-педагогического исследования обусловлен в первую очередь характером, предметом и задачами исследования.
Если исследование имеет теоретико-методологический характер, то безусловный приоритет отдается теоретическим методам исследования.
Задача такого исследования — выявить сущностные характеристики образовательных феноменов, установить закономерные связи, разработать научные подходы к исследованию педагогической реальности и т. п. В таком исследовании анализируются, систематизируются, обобщаются уже известные эмпирические факты, добытые другими исследователями, а также по-новому осмысливается теоретический материал, ранее включенный в массив психолого-педагогического знания. Поэтому ведущую роль здесь играют анализ, синтез, сравнение, классификация, а также интерпретационные методы.
В историко-педагогическом исследовании тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной педагогической проблемы. Поэтому важную роль в такого рода исследованиях играют ретроспективный анализ, контент-анализ, интерпретация, понимание и другие теоретические методы.
В исследовании теоретико-прикладного характера создаются широкие возможности для применения всего комплекса психолого-педагогических методов. Предметом такого исследования могут выступать:
- психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у воспитанников какого-либо качества;
- отношения в учебно-воспитательном коллективе и способы их оптимизации;
- способы разработки содержания образования и т. п.
В качестве исследовательских задач могут быть выдвинуты:
- теоретическое обоснование образовательных процессов и (или) педагогической деятельности;
- разработка психолого-педагогических технологий или методических рекомендаций;
- выявление факторов и условий становления какого-либо качества;
- разработка средств, способствующих оптимизации отношений в группе, и т.п.
В теоретико-прикладном исследовании на первый план выходят эмпирические методы. Теоретические методы используются при работе с литературой, для получения выводов, систематизации и осмысления данных, полученных в результате эмпирического исследования, а также (и это чрезвычайно важно) при разработке концептуальных оснований исследования.
В психолого-педагогических исследованиях всех видов обязательно используется метод моделирования, поскольку построение теоретических моделей лежит в основе общей концепции исследования, обусловливает выбор способов решения проблем образовательной практики, а построение нормативных моделей необходимо для непосредственного соединения психолого-педагогических наук с практикой образования.
В том случае, если предметом исследования выступают отдельные качества личности или их внешние проявления (например, знания, умения, произвольность), то целесообразно широко использовать количественные исследовательские методы, подвергая их впоследствии математической обработке и качественному анализу.
Если же в качестве предмета исследования выбран сложный психолого-педагогический феномен (например, ценностные отношения), то наибольший эффект даст использование качественных методов, в том числе тех, которые не относятся к традиционным естественно-научным методам, — смысловой интерпретации, диалогического понимания и др. Количественные методы в последнем случае не исключаются, но им отводится подчиненная, вспомогательная роль.
Выбор оптимального комплекса методов и определение ведущих методов зависят также от методологических установок и концептуальных ориентиров самого исследователя.
В традиционной образовательной парадигме для оценки развития личностных и индивидуальных качеств воспитанника, а также для изучения образовательного процесса используются преимущественно естественно-научные методы исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.).
В гуманистической образовательной парадигме применяется ситуационный подход, когда диагностирование уровня развития обучающихся (воспитанников) и самого образовательного процесса происходит с помощью педагогических ситуаций, возникающих спонтанно или специально создаваемых исследователем. Основной метод диагностики в этом случае — наблюдение. Исследователь, наблюдая за поведением детей или взрослых, оценивая их высказывания, делает выводы о направлении и уровне их личностного или индивидуального развития.
Еще один подход к диагностике образовательного процесса и его результатов, разрабатываемый в рамках гуманитарной образовательной парадигмы, называется герменевтическим.
Герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo — разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.
Диагностика процесса и результатов воспитания и обучения в нем происходит путем субъективного «вчувствования» исследователя в духовную сущность воспитанника и происходящих событий. При герменевтическом подходе диагностируются «типы проявлений жизни воспитанника». К ним относятся: 1) понятия, суждения и более сложные образования мысли (умозаключения), этот тип «проявлений жизни» дает понять лишь содержание мысли, но не позволяет судить о ее скрытой подоснове и полноте душевной жизни; 2) поступки; 3) выражения переживаний — сложные, системно оформленные результаты духовной деятельности: творческие работы по литературе, живописи, поэзии, дневниковые записи, письма и т.п.; эти «проявления жизни» поднимаются часто из глубин психики, не освещенных сознанием, и позволяют понять автора (воспитанника) лучше, чем он сам понимает себя.
Эти три подхода к диагностике не являются взаимоисключающими. Они определяют ведущие, системообразующие методы психолого-педагогического исследования, предполагая в то же время использование всего комплекса обоснованных к настоящему времени методов и разработанных методик. Так, герменевтический подход предполагает изучение воспитанника в различных ситуациях его жизни, деятельности, взаимодействия с другими людьми, а также истолкование его суждений, полученных в результате анкетирования, контент-анализа, выявленных в ходе социометрического исследования симпатий и антипатий и т.д.
В конечном счете выбор классификации и самих методов обусловлен ценностно-целевыми установками исследователя: авторитарный педагог склонен к насильственным, обличающим и уличающим методам, дающим «объективную» оценочную информацию; гуманитарная позиция исследователя предопределяет выбор методик, раскрывающих внутренние потенциалы саморазвития исследуемых педагогических явлений и процессов.
3. Классификация методов исследования.
Вопросы классификации и систематизации всегда дискуссионны, так как они обусловлены выбором критерия (или признака) классификации. Поскольку классификация включена в моделирование и проектирование исследовательской деятельности, покажем некоторые общие подходы.
По логике применения Б. Г.Ананьев2 предложил следующую классификацию методов:
- организационные методы — сравнительный, лонгитюдный (т.е. исследование одних и тех же лиц и процессов в течение длительного времени) и комплексный методы;
- эмпирические способы добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ), моделирование (математическое, кибернетическое) и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);
- методы обработки результатов эксперимента и наблюдений — стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам, разработку типологии, составление психологической казуистики (описание случаев);
- интерпретационные методы — генетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы: х
По способам выбора детьми вариантов действий Н. Е. Щуркова3 выделяет следующие группы методик:
- рациональный выбор, осуществляемый детьми в ходе осмысления предложенного материала (недописанного тезиса, анкеты, альтернативного тезиса и т.д.);
- эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу, «волшебник»);
- деятельный выбор в форме описания либо свершения конкретного действия в предложенной ситуации.
По способам сбора информации Р.С.Немов1 предлагает следующие группы методов: методы психодиагностики на основе наблюдения; опросные психодиагностические методы; объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; экспериментальные методы психодиагностики.