ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 4482
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
1.2. Специфика педагогики как науки.
1.3. Критерии научности знания
1.4. Классификации научного знания
1.5. Формы организации научного знания
1.6. Принципы научного познания
Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
2.4. Категориальный аппарат науки.
2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
2.6. Назначение психолого-педагогических наук
3. Соотношение теории и практики образования
3.1 Влияние науки на практику образования.
3.2. Знания как способ связи науки и практики.
3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
Тема 2. Психолого-педагогические исследования
1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
1.3. Природа и функции образовательных инноваций
1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
1.5. Источники и условия исследовательского поиска
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
2. Научное исследование в образовании
2.1. Уровни научного исследования в образовании.
2.2 Принципы научного исследования.
2.3. Основные характеристики научного исследования.
2.4.Субъектность в научной деятельности.
2.5. Виды научных исследований в образовании
2.6. Выбор научной специальности.
3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
1. Дидактические исследования.
3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
1. Понятие «методология образования»
2. Философский уровень методологии образования
3. Общенаучный уровень методологии образования
4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
10. Критерии качества педагогического исследования
11. Система научных понятий и образовательная концепция
Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
1. Методологическая культура исследователя
2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
Тема 6. Организация исследования.
1.1. Принципы и правила исследования
1.2. Содержательные аспекты исследования.
2. Логика психолого-педагогического исследования
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
3.2. Роль моделирования в исследовании.
3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
3. Классификация методов исследования.
4. Теоретические методы исследования
1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
5) Другие методы теоретического исследования.
Тема 8. Эмпирические методы исследования
1. Требования к эмпирическим методам.
3.2. Интервью в системе диагностики.
5. Социометрические методы исследования.
7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
8. Контрольные работы в диагностике.
При проведении самого обсуждения ведущий должен соблюдать следующие требования:
- постоянно активизировать высказывание мнений, оценок, суждений всеми участниками группы без исключения, стимулируя робких и приглашая наиболее активных;
- гасить возникающие конфликты;
- постоянно следить за основной темой и сценарием групповой дискуссии, возвращая группу в русло обсуждаемой проблемы в случае отклонения от нее.
Чтобы дискуссия не затухала, ведущий использует разнообразные приемы: помимо классического обмена мнениями по кругу можно применить групповые формы — просмотр видеоматериалов, изготовление микрогруппами каких-либо аппликаций по теме беседы и т. п. Максимальная длительность работы группы без перерыва — 2 ч. Если сценарий и задачи требуют большего времени, необходимо сделать перерыв.
Большое внимание при проведении фокус-групп следует уделять и чисто техническим, организационным вопросам. В частности, речь идет об экологии: помещении, размещении участников, технических средствах фиксации информации. Желательно для этой цели иметь помещение, состоящее из трех смежных комнат. В самой большой из них ведущий проводит дискуссию, во второй располагаются наблюдатели, фиксирующие со стороны с помощью телекамеры и просматривающие с помощью монитора весь ход обсуждения проблемы, в третьей лаборант — помощник ведущего устраивает чай во время перерыва и хранит вспомогательные материалы1.
3.3. Анкетирование.
Анкетирование — форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпирическим материалом для обобщений. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке.
Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей).
В анкете могут быть представлены:
- факты («Твои занятия в свободное время», «Какие методы нравственного воспитания школьников вы чаще всего применяете в своей работе?»);
- характеристики окружающих людей, событий («Какие черты характера ты больше всего ценишь в своих сверстниках?», «Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют творчески работающего педагога?», «Как вы относитесь к введению школьной формы?»);
- суждения («В чем, по-твоему, причина того, что многие ребята неохотно посещают школу?», «Почему, на ваш взгляд, некоторые учителя отказываются осваивать компьютер?»);
- намерения («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Планируете ли вы в ближайшее время повышать свою квалификацию?»).
Анкеты могут быть открытыми, когда вопросы предполагают свободные ответы по усмотрению респондента, и закрытыми, когда респондент должен выбрать один из готовых ответов («да», «нет», «не знаю», «иногда» и др.) или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из них.
Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа: основные;
вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (например, на отдельные вопросы просят ответить только учителей,"которые собираются в ближайшее время повышать свою квалификацию);
проверочные или контрольные с целью уточнения достоверности информации.
Анкетирование проводится очно или заочно. В первом случае респонденты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором — анкеты рассылаются по почте. В психолого-педагогических исследованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование чаще используется в социологических опросах. При заочном анкетировании человек, заполняющий анкету, не может уточнить тот или иной вопрос, поэтому тематика анкет должна быть несложной, а вопросы —.-сформулированы в краткой и доступной форме.
Предостережение. Все дело в том, что результаты анкетирования, которые зачастую преподносятся как реальный факт и достоверная информация, могут быть весьма далеки от истины и не отвечать требованиям надежности. Как правило, причина — в нарушении требований, которые необходимо соблюдать при составлении анкет и проведении процедуры анкетирования'.
Основные требования к анкете:
1) во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал на него;
2) вопросы должны по возможности точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;
3) необходимо сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);
4) сначала задаются вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;
5) вопросы располагаются по принципу «подготовка — сложные вопросы — классификация»; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: сначала — легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем — трудные (выявляющие суждения, оценки), далее — самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение — снова простые вопросы;
6) вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие идентифицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.), располагаются в самом конце анкеты;
7) на заполнение анкеты должно уходить небольшое количество времени (от 4 — 5 до 15 — 20 мин в зависимости от возраста опрашиваемых).
Полезный совет. Композиция анкеты проверяется по следующим критериям:
- соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к более сложным в середине и простым («разгрузочным») в конце?
- Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие?
- Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока?
- Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?
Анкеты, как правило, являются анонимными. Но в том случае, если проводится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неоднородной по возрасту, социальному статусу, стажу работы и т.п., в анкету включают так называемую реквизитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. Реквизитная часть помещается, как правило, в конце опросного листа (чтобы с самого начала у испытуемых не возникло ощущения, что их «допрашивают») и служит для классификации респондентов с целью анализа их ответов, а также выявления причинно-следственных связей и типичных для определенной группы испытуемых мнений, взглядов, установок, оценочных суждений.
Подготовка анкеты:
- разработка вопросов — перевод основных исследовательских предположений на язык вопросов;
- оценка вопросов — определение их оптимального типа и количества;
- тестирование — предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испытуемых в «пилотажном» диагностировании;
- уточнение анкет — конкретизация вопросов и уточнение их последовательности;
- тиражирование.
Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но, помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям.
I. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить»? Они позволяют респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным.
2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый.
3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения анкеты?
4. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины?
5. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности.
6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на блок вопросов.
7. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?
Достоинствами анкетирования являются: массовость обследования; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на такие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).
Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследовании метод анкетирования, нужно иметь в виду следующие ограничения:
- с помощью анкеты нельзя получить всесторонние, исчерпывающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;
- не все респонденты правильно понимают вопросы, поэтому часто возникают трудности при классификации ответов;
- нет гарантии, что все ответы являются искренними;
- в анкетный опрос не следует вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя, в отличие от беседы, назвать гибким;
- жесткий список вопросов может заставить опрашиваемых ответить не то, что они думают в действительности;
- среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.
При обработке и анализе ответов применяется такой прием, как группировка вопросов (педагог должен ориентироваться на этот прием еще при подготовке анкеты, чтобы вопросы были связаны друг с другом, помогали установить причинно-следственные связи в изучаемом явлении) и их сортировка (например, по возрастам респондентов, по уровню их образованности и т.д.).