ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 4505

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики

1. Общие понятия о науке

1.1. Наука как результат

1.2. Специфика педагогики как науки.

1.3. Критерии научности знания

1.4. Классификации научного знания

1.5. Формы организации научного знания

1.6. Принципы научного познания

Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)

2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин

2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.

2.2. Объект науки.

2.3. Предмет науки.

4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.

2.4. Категориальный аппарат науки.

2.5. Методы исследования.

2.5. Закономерности как предмет научного исследования.

2.6. Назначение психолого-педагогических наук

3. Соотношение теории и практики образования

3.1 Влияние науки на практику образования.

3.2. Знания как способ связи науки и практики.

3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.

Тема 2. Психолого-педагогические исследования

1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

1.1. Современная стратегия обновления и развития образования

1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

1.3. Природа и функции образовательных инноваций

1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

1.5. Источники и условия исследовательского поиска

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.

5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.

2. Научное исследование в образовании

2.1. Уровни научного исследования в образовании.

2.2 Принципы научного исследования.

2.3. Основные характеристики научного исследования.

2.4.Субъектность в научной деятельности.

2.5. Виды научных исследований в образовании

2.6. Выбор научной специальности.

3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.

3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.

3.3. Исследования в образовательных учреждениях.

3.3. Специфика изучения различных аспектов образования

1. Дидактические исследования.

2. Исследования в воспитании.

3.4. Исследования в системе непрерывного образования.

Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки

1. Понятие «методология образования»

2. Философский уровень методологии образования

3. Общенаучный уровень методологии образования

4. Конкретно-научный уровень методологии образования.

Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования

1. Актуальность темы

2. Противоречие

3. Проблема

4. Объект

5. Предмет

6. Цель

7. Гипотеза

8. Задачи

9. Методы исследования

10. Критерии качества педагогического исследования

11. Система научных понятий и образовательная концепция

Основные понятия по теме

Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя

1. Методологическая культура исследователя

2. Этические нормы в исследовательской деятельности.

3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.

4. Стереотипы в исследовательской деятельности.

Тема 6. Организация исследования.

1. Исследовательский процесс

1.1. Принципы и правила исследования

1.2. Содержательные аспекты исследования.

2. Логика психолого-педагогического исследования

3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании

4.3.1. Понятие моделирования.

3.2. Роль моделирования в исследовании.

3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.

1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,

2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.

4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании

4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.

4.2. Логика проектирования.

5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.

1. Понятие метода.

2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.

3. Классификация методов исследования.

4. Теоретические методы исследования

1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.

3) Анализ и синтез.

5) Другие методы теоретического исследования.

Тема 8. Эмпирические методы исследования

1. Требования к эмпирическим методам.

2. Наблюдение.

3. Методы опроса.

3.1 Диагностическая беседа.

3.2. Интервью в системе диагностики.

3.3. Анкетирование.

4. Контент-анализ.

5. Социометрические методы исследования.

6. Рейтинг.

7. Тесты в психолого-педагогической диагностике

1) Общие положения

2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.

3) Разработка теста

8. Контрольные работы в диагностике.

9. Психолого-педагогическое обследование

10. Изучение и использование передового опыта


9. Психолого-педагогическое обследование

Психолого-педагогическое обследованиекомплекс диагно­стических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изу­чения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответ­ствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внеш­них связей.

Обследование предполагает целенаправленное и пла­номерное изучение личности, коллектива, образовательного уч­реждения согласно принятой программе.

Обследование может про­водиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу. Поскольку о способах подведе­ния итогов поиска речь впереди, то мы будем в данном разделе рассматривать социально-педагогическое обследование как ввод­ную часть педагогического поиска.

В обследовании, как и в других комплексных методиках, необ­ходим как анализ — поэлементное, отдельное изучение компо­нентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, так и последу­ющий синтез — создание целостного представления, обобщен­ных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тен­денциях развития объекта изучения.

Можно выделить несколько видов обследования.

Разведыватель­ное (поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связа­но с опробованием подобранных методик, предварительной ори­ентацией в ситуации, получением исходных данных для разработ­ки всего комплекса процедур изучения.

Частичное обследование проводится с целью изучения отдель­ных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдель­ных сквозных, проблемных вопросов, например отношения роди­телей к введению платы на некоторые образовательные услуги, если предполагается разностороннее изучение состояния образования в связи с реализацией российского Закона «Об образовании».

Комплексное обследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходи­мом объеме работы и последовательного (систематического) изу­чения компонентов объекта.


Системное обследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлия­нии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.

Любое обследование должно производиться по заранее наме­ченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение ито­гов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки. Составля­ется общая программа или план работы (объекты, сроки), отра­жается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Опре­деляется методический инструментарий, и прежде всего — мето­ды и исследовательская документация.

В процессе сбора информа­ции широко используются такие исследовательские методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседо­вание, диагностические ситуации, изучение документации, экс­пертная оценка и др.

Для документального обеспечения работы разрабатываются различные анкеты, бланк-интервью, формы и карточки наблюдений, листы экспертных оценок и т.д., опреде­ляются виды и объемы выборок, способы контактов с респонден­тами, время и место наблюдений и бесед, способы инструктажа исполнителей. Все эти процедуры полезно зафиксировать в рабо­чем плане обследования.

Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизирована согласно заранее определенным крите­риям и обработана на основе определенных логических схем вруч­ную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизиро­ванными. Скажем, образовательные запросы населения микрорай­она могут быть разделены на запросы на основное и факультатив­ное, школьное, профессиональное и дополнительное образова­ние. Может возникнуть потребность в дифференцировке образовательных запросов в зависимости от уровня образования, соци­ального положения, материального благосостояния семьи.

Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяс­нением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключе­ние об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах вос­питательного влияния, об источниках дестабилизирующих и де­структивных влияний, о роли школы и семьи, о степени соци­альной поддержки детства и т. д.


Рассмотрим приведенные выше положения на конкретном при­мере составления социального паспорта микрорайона. Такая ра­бота необходима в любой школе, если ставится цель выявить и использовать воспитательный потенциал социального окружения, создать и обогащать образовательное пространство школы.

1 -й этап - сбор информации, он включает следующее.

  1. Социальную характеристику микрорайона в зависимости от места расположения, времени и характера застройки, функцио­нального назначения, наличия производственных предприятий, развитости сети учреждений культуры, спорта, сферы быта, сте­пени благоустройства. Например, выявляется, что микрорайон представляет собой отдаленный от центра городской микрорай­он, застроенный в основном 10—15 лет назад многоэтажными стан­дартными жилыми домами, с удовлетворительной транспортной связью с центром юрода, со слабо развитой производственной и социальной инфраструктурой. Исследовательский инструментарий: получение всех имеющихся данных в районной администрации, статуправлении, ЖКО или домоуправлениях, выборочные опро­сы, интервью, анкетирование.

  2. Характеристику населения по возрасту, уровню образова­ния, профессии, социальному положению, репродуктивным функциям, наличию особых социальных и этнических групп; спе­циальную характеристику детского контингента. Исследователь­ский инструментарий: получение статистических данных в район­ных учреждениях и образовательных структурах, опросы, анке­тирование.

  3. Определение развития и уровня функционирования соци­ально-педагогической инфраструктуры: обеспеченность дошколь­ными и школьными учреждениями, наличие спортшкол, школ искусств, оздоровительных сооружений и т.д., степень удовлет­воренности их работой; организация микрорайонной структуры управления, степень активности и инициативы населения, орга­низация жизни детей, наличие традиций, криминогенные факто­ры и состояние преступности. Инструментарий и методики: анализ деловой документации, наблюдения, беседы со специалиста­ми и населением.

2-й этап — обработка и систематизация материала. Он вклю­чает не просто суммирование выявленных данных и их количе­ственное выражение, а распределение фактов по отдельным на­правлениям: репродуктивные возможности населения, достаточ­ность сети и уровень работы образовательных учреждений, соот­ветствие нормам и реальным запросам населения сети и уровня работы различных социальных служб, уровень и причины детской преступности, наркомании, возможности для организации вос­питывающей среды и их реальное использование.


3-й этап включает получение целостных характеристик о микрорайоне, его явных и скрытых педагогических возможнос­тях, факторах, способствующих и препятствующих социализации и удовлетворению интересов семьи и ребенка, его индивидуаль­ному становлению. Это может быть, например, вывод о недоста­точно или достаточно развитой социальной инфраструктуре, о культурной насыщенности среды, об эффективности влияния на детей и молодежь подлинных источников культуры и др.

Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.