ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 358
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
Смысловая модель "имя"
Это еще один источник изобретения мыслей, развития темы - обращение к происхождению и (или) смысла слова (имени), обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.
Топ "имя" подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам. Проанализируйте их значение (пользуясь толковым словарем) и происхождение (здесь поможет этимологический словарь).
Например, если вы говорите о городе, естественно обратиться к его названию: Петербург - град Петра. Отсюда удобно перейти к истории города и роли его в истории страны. Словарное значение слова служит верным средством определения понятия, которое этим словом обозначено.
В сфере художественного творчества топ "имя" получает самоценность, достигает высочайшего статуса. Звучание слова - имени, значения его становятся уже не просто средством изобретения смыслов, не только одним из способов речевого воздействия, но приобретают качество живого материала поэзии. Сравните, как использован выше топ "имя" в речи о городах и следующий текст:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж, -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь -
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож!
(О. Мандельштам. Воронежские тетради)
Подготовка вступления речи
Вступление - это не только введение в тему, но и средство установления контакта с аудиторией, возбуждение интереса, завоевание внимания.
Оратор, используя неудачное и трафаретное начало, рискует нарушить контакт со слушателями. Уже с первых слов оратор должен увлечь аудиторию, зажечь ее. Чаще всего начинают речь с приветствия и обращения к аудитории. Это способствует установлению доброжелательных отношений. Характер обращения и приветствия во многом зависят от обстановки и собравшейся аудитории. Во вступлении можно использовать апелляцию к событию, времени, месту. Удачным началом служит и ссылка на известные источники информации: центральные и местные газеты, телевидение, радиовещание. Для приглашения аудитории к размышлению уже на стадии начала речи полезно использовать проблемные вопросы и привлекающий внимание факт. Если требуется снять напряжение в аудитории, установить взаимопонимание, хорошо обратиться к юмору, шутке. Эффектным средством установления психологического контакта с аудиторией может служить апелляция к собственной личности, к своим мыслям и переживаниям. Если оратор уверен, что аудитория готова его слушать и степень ее внимания достаточно высока, эффективным вступлением может быть краткое изложение цели, задачи, мотива и содержания речи. Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными композиционными частями речи - главной частью и заключением. Это относится как к содержанию, так и к форме изложения вступления. Размер вступления определяется рядом факторов: продолжительностью речи, настроением аудитории, отношением слушателей к теме речи, к оратору.
Подготовка заключения речи
В заключении речи могут подводиться итоги сказанному, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи. В конце речи могут кратко повторяться главная мысль и важность для слушателей данной темы. Завершая выступление, оратор может наметить тему следующей встречи или пути развития выраженных им идей. Оратор может поставить перед аудиторией на основе всей речи какие-либо задачи, приглашает высказать свое мнение, поспорить. В конце митинговой речи оратор обычно провозглашает лозунги, которые не только воздействуют на эмоциональную сферу слушателей, но и побуждают к действию. Заключение должно быть кратким, форма изложения в заключении зависит от вида красноречия. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Следует помнить, что эти сферы взаимно перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия.
Основные правила искусства выразительного слова
Понятие культуры речи в устном выступлении включает в себя и культуру голосоведения, произнесения, степень четкости выговаривания звуков, т.е. все обеспечивающее понятность и несущее эмоциональное отношение говорящего.
Наиболее распространенные недостатки звучащей речи: монотонность, быстрый или слишком медленный темп говорящего, плохая дикция, неверные ударения и произношения. Так как от качества звучания речи зависит ее восприятие, усвояемость и, в итоге, степень влияния говорящего на аудиторию, предлагаются рекомендации по технике звучащего слова, которые способствуют улучшению звуковой стороны выступления.
Речь, произносимая с трибуны, со сцены требует повышенной звучности. Будучи в этом смысле искусственной, она должна сохранять всю выразительность естественной речи.
Речь должна быть благозвучной и «дальнобойной», чтобы каждое слово и интонация легко доходили до сознания слушателя и западали в душу.
Восприятие речи есть процесс не только слуховой, но и слухомышечный: слушатели воспринимают говорящего не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата. Если мышцы выступающего напряжены, то его голос звучит резко, сдавленно. Это утомляет аудиторию, она начинает кашлять, двигаться или отключается от слушания, тем самым давая отдых своему речевому аппарату. Поэтому навык «мышечного» контроля должен быть постоянно на страже свободно звучащего слова, ибо только такой голос способен передавать мысли и отражать чувства.
Согласные звуки несут больше информации, чем гласные. Они выполняют смыслоразличительную функцию. Поэтому, чем сильнее звучит голос, тем четче надо произносить все звуки, входящие в структуру слова, а тем более согласные. Следует помнить, что неразборчивость речи особенно обнаруживается при высоких тонах голоса, при усилении звука и при тихом звучании, низких тонах голоса, если говорящий не заботится об интенсивности произнесения.
Громкость начальных слов фразы, как правило, намного превышает громкость конечных, даже если в конце оказывается что-то новое.
Главным средством выражения речевого действия является интонация. Именно по интонации ( т.е. повышению или понижению тона голоса, увеличению или уменьшению силы звука, продолжительности и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи, тембра, характера произнесения) слушатели главным образом понимают мысли и угадывают чувства оратора.
Во время публичного выступления возможны моменты спада внимания слушателей, ощущения собственной усталости, вялости, которые незамедлительно сказываются на интенсивности словесного действия. Незаметно убирайте мышечную расслабленность, меняйте тон, темп речи, мобилизуйте свою диафрагму, говорите на «опоре», подбрасывайте диафрагмой ударный слог. Окрепший звук полетит, дикция получит подмогу, придут радостные эмоции.
Научитесь готовиться к публичному выступлению, осмысливая и продумывая не только по содержанию, композиции, но и тренируясь в проговаривании текста вслух.
Дока3ательство
Доказательство - это цепь рассуждений, с помощью которых обосновывается какое-либо утверждение или отрицание. Всякое доказательство состоит из тезиса и аргументов. Тезис - это мысль, которую надо доказать. Аргументы - это ранее обоснованные суждения, которыми доказывается тезис. Аргументы отвечают на вопрос: чем можно доказать тезис? Аргументы и тезис связаны друг с другом, это связь тезиса с аргументами называется демонстрацией. Демонстрация отвечает на вопрос: как связать аргументы с тезисом. Тезис может быть представлен в виде заголовка статьи, вывода, теоремы, гипотезы и т. д. Аргументы могут быть представлены в виде суждений ранее доказанных, в виде фактов.
ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Они рассматриваются в соответствии с составом доказательства: правила тезиса, правила аргументов и правило демонстрации.
Правила тезиса.
а) тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. При нарушении этого правила возникает ошибка: подмена тезиса. Ее суть в том, что доказывается не тот тезис, который был сформулирован сначала:
б) тезис должен быть точно, однозначно сформулирован. При нарушении этого правила возникает ошибка: кто слишком многое доказывает, тот ничего не доказывает. Суть ее в том, что доказывается тезис, сформулированный в слишком категорической форме. Эта ошибка возникает из-за небрежной формулировки или непонимания смысла тезиса. Перед началом доказательства важно уточнить смысл понятий, входящих в тезис, уточнить также объем, т. е. всему ли классу предметов принадлежит (или не принадлежит) признак, о котором идет речь, или только части предметов.
Правила аргументов.
а) аргументы должны быть истинными, достоверными. Нарушение этого правила проявляется в двух ошибках. Первая ошибка - основное заблуждение - состоит в том, что в качестве аргумента используется заведомо ложное суждение. Вторая ошибка - предвосхищение основания - состоит в том, что в качестве аргумента используется еще не доказанное положение. Это положение еще надо доказать, а уже потом брать в качестве аргумента. А его используют, как будто оно доказано;
б) аргументы должны быть доказаны самостоятельно, независимо от тезиса. При нарушении этого правила возникает ошибка порочного круга, суть которой в том, что тезис доказывается с помощью аргумента, а аргумент - с помощью тезиса;