ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Р и т о р и к а

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного университета культуры и искусств

1. Пояснительная записка

Тематический план курса «Риторика»

Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».

Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.

Тема 3. Виды ораторской речи.

Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,

Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.

Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.

Тема 7. Доказательство в устном выступлении.

Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.

Тема 9. Риторические выразительные средства.

Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.

Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.

Опорные понятия по Риторике

Список литературы Основная

Для дополнительных и углубленных занятий

Ораторское искусство в древнем мире

Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.

Дейл карнеги и его книги

Российское ораторское искусство

Революционное красноречие в россии

Развитие советского ораторского искусства

Академическое красноречие в россии

Роды и виды ораторского искусства

1 Род: социально-политическое красноречие.

Тема, цель и жанр выступления

Сбор материалов и работа с ними

Работа над главной частью

Смысловая модель "целое - части".

Смысловая модель "свойства"

Смысловая модель "сопоставление"

Смысловая модель "причина и следствие"

Смысловая модель "обстоятельства"

Смысловые модели "пример" и "свидетельства"

Смысловая модель "имя"

Подготовка вступления речи

Подготовка заключения речи

Основные правила искусства выразительного слова

Дока3ательство

Виды доказательства

Техника аргументации

Особенности деловой беседы

Практические рекомендации для проведения деловых бесед

Опровержение

Опровержение тезиса

Дискуссия и полемика

Социально-психологические признаки аудитории

Личность оратора и стиль его выступления

Слушание как важнейшее средство общения

Стилистические особенности речи

Функционально-смысловые типы речи

Образность и выразительность языка

Наглядные и технические средства и их использование в речи

Жесты в устном выступлении

Оглавление

Во второй половине 19 века в России достигли высокого совершенства как практика, так и теория судебного красноречия. Наиболее яркие представители: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.Я. Александров, А.И. Урусов, В.Д. Спасович. Для их ораторского творчества характерны общие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Они не раз вставали на защиту справедливости. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатые стилистические и интонационные возможности устной живой речи.

А 1910 году выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщикова (псевдоним - Л. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка ораторского выступления, организация материала, завоевания внимания и т. д. сохраняют практическую ценность и в наши дни. К работе П.С. Пороховщикова близки труды по ораторскому мастерству выдающегося русского юриста Александра Федоровича Кони. Это «Приемы и задачи обвинения», «Советы лекторам» и др.


Революционное красноречие в россии

Перемещение центра революционного движения в Россию способствовало развитию политического красноречия. В повсеместно возникавших марксистских кружках революционеры изучали теорию и практику ораторского искусства. Нарастание революционного движения, период от пропаганды марксизма к политической агитации среди широких масс населения выдвинули из среды рабочего класса десятки замечательных ораторов. Пролетарское красноречие достигло вершины в период буржуазно-демократической революции 1905-1907гг.

В годы нового революционного подъема в России (1910-1914) большевики успешно использовали для отстаивания точки зрения своей партии по самым наболевшим вопросам народной жизни трибуну Государственной Думы.

Большевики и их вождь В. И. Ленин одной из важнейших задач в подготовке революции считали обучение авангарда рабочего класса умению выступать публично, вести устную пропаганду и агитацию. Пролетарские ораторы воспитывались в подпольных пропагандистских кружках, полулегальных клубах и в зарубежных партийных школах (на острове Капри и др.). Непревзойденным мастером революционной пропаганды и агитации был В. И. Ленин. Его ораторское мастерство, наследие огромно: из 9 тысяч произведений и документов, вошедших в полное собрание сочинений, более 600 составляли речи, доклады и другие устные выступления. Как пропагандисту, В. И. Ленину была присуща тщательная подготовка к выступлению. В речах перед массами он всегда ориентировался на аудиторию: четко ставил вопросы, увлекал аудиторию неопровержимой логикой выводов и страстностью изложения.

По мере нарастания революционной борьбы в России развивается и крепнет талант революционных ораторов, таких как Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе, М. И. Калинин, А. В. Луначарский и др.

Развитие советского ораторского искусства

В первые годы советской власти ораторское искусство становится острым оружием агитации и пропаганды, идеологической и политической борьбы. Митинг и собрание являлись самыми действенными привычными методами самовыражения трудящихся, трибуной борьбы с врагами Советской власти. Свои яркие ораторские таланты проявили Я. М. Свердлов, М. И. Калинин. С. М. Киров, Ф. Э. Дзержинский.

Блестящим оратором был первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Он находил пути к сердцам и разуму седых академиков и юных комсомольцев, рабочих и крестьян. Ясный, глубокий ум, способности оперировать сложными понятиями, поистине энциклопедические познания в литературе и искусстве, политике и философии, большая выразительность и темперамент помогли ему сделать свои речи необычайно красочными и разнообразными. В историю советского ораторского искусства Луначарский вошел и как замечательный импровизатор. Благодаря уникальной памяти он мог практически без подготовки выступать на любую сложную тему, цитировал источники, приводил множество фактов.


В 1918-1919 гг. почти одновременно открываются вузы живого слова. Московский сначала именовался Государственным институтом декламации с четырьмя факультетами: декламационным, художественного рассказывания, ораторским, литературно-творческим. В Петрограде в 1918 году был создан Институт живого слова, в задачу которого вводило обучение студентов ораторскому искусству на основе научно разработанной методики. В целях развития устной речи практиковались публичные выступления студентов, диспуты, «литературные суды» и т. д.

Значительную роль в развитии теории и практики советского ораторского искусства в 20-х - начале 30-х гг. сыграл Институт агитации им. Володарского в Ленинграде. Интересную работу вел в Ленинграде Научно-исследовательский институт речевой культуры. В 20 годы появляется много брошюр, рассчитанных на массового читателя. Они в сжатой форме давали сведения и практические рекомендации относительно подготовки и произнесения речей. Большое распространение получили такие формы ораторского искусства как дискуссии и диспуты на политические и научные темы.

В З0-е годы политическое красноречие становится уделом избранных лидеров Коммунистической партии. Политические речи, например, Сталина, публично не подвергались сомнению. Годы репрессий уничтожали свободомыслие.

В 40-е годы, в годы Великой Отечественной войны ораторское искусство мобилизовало народ на достижение победы над врагом. Вновь возрастает роль агитации и пропаганды.

В послевоенные годы ораторское мастерство в сочетании с прессой и другими средствами массовой информации остается важным средством воспитания, мобилизации людей, распространения знаний. В конце 40-х годов создается Всесоюзное общество «Знание», занимавшееся лекционной пропагандой.

60-г-70-егоды не дали выдающихся образцов красноречия. На съездах партии звучали речи, произносимые по строго отредактированному тексту. Политические речи уже не несли такого пламенного заряда, как в годы революции.

В середине 80-х годов, с приходом к партийному руководству М. С. Горбачева, начался процесс демократизации в стране. Вновь живое слово зазвучало на митингах, а затем на съездах партии, на съездах народных депутатов СССР и РСФСР. Развернувшиеся в стране изменения, появление новых политических партий и общественных движений вновь выдвинули на передний план социально-политическое красноречие.



Академическое красноречие в россии

Выдающимися представителями академического красноречия были профессора университетов Т.Н. Грановский, С.И. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Многие русские ученые умели создавать в аудиториях атмосферу научного воодушевления, в котором наиболее полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Это такие ученые как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов и др.

В этом ряду достойное место занимает выдающийся анатом, физиолог и педагог Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909). Читаемые им курсы занимали особое место в интеллектуальной жизни Петербурга, да и всей России. Лесгафт сначала был профессором университета в Казани. В Петербурге его лекции посещали не только естественники, но и юристы и филологи. Аудитория буквально ломилась от желающих услышать его. По общему признанию, лекции Лесгафта по анатомии совершали в людях душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь. Он не только давал знания по предмету, а и развертывал цельное научно-философское мировоззрение, красивое и гармоничное. С удивительным искусством, описывая частные явления, он воспроизводил панораму взаимопроникновения науки и жизни. Содержание и внешняя форма лекций Лесгафта по анатомии были таковы, что некоторые слушали их несколько лет кряду. В жизни многих своих учеников и учениц он занял исключительное место и потому, что роднил их характером личного отношения к окружающим и гуманностью своих общественных идеалов. «Учитель жизни» - так часто называли Лесгафта те, кто прошел его школу. П. Ф. Лесгафт ставил перед собой трудную задачу - развивать у своих слушателей энергию, настойчивую работу мысли, последовательно приучать их быстроте соображения, к инициативе, вооружать их критериями истины и твердостью убеждений.

Выдающимся лектором был советский ученый геохимик и минералог, академик Александр Евгеньевич Ферсман. В 20-30 годы его лекции поражали воображение необычностью тематики и красочностью изложения. Одной из своих задач ученый считал пробуждение у слушателей интереса к открывающимся перед ними областями знаний. Он справедливо полагал, что надежнее всего наделить их собственными эмоциями и энтузиазмом. Он умел создавать своими выступлениями такую творческую атмосферу, в которой совместный поиск в мышлении создавал новые идеи.

Неповторимым лектором был выдающийся советский генетик, ученый-растениевод Николай Иванович Вавилов. В 20-30 годы его лекции оказывали огромное воздействие на аудиторию. Его лекции были насыщены фактами, аудитория была завешена таблицами и картами, приносил на лекцию массу книг, журналов, фотографий. Слушатели заражались его оптимизмом, безграничной преданностью науке, страстным патриотизмом и заботой о процветании Родины.