ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тегеранская конференция. Ее решения
1. Военные вопросы на конференции
1. Интересы 3-х держав на конференции.
32. Глава 5. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х-90-е г.
§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы
38.Экономика сша после Второй мировой войны
10.2.1. Основные направления экономического развития
40.Контуры внешней политики сша в 90-х годах и иерархия Лейка
42.Http://www.Referat.Ru/referats/view/8488
2. Международные отношения в начале XXI векаМеждународный терроризм
Преодолению послевоенного спада экономики способствовала реализация плана Маршалла (по имени его инициатора, госсекретаря США Дж. Маршалла) - программы помощи европейским странам после Второй мировой войны, направленной на восстановление и развитие Европы. Этот план предусматривал не только восстановление экономики Западной Европы, но и стабилизацию социально-политической ситуации, рост влияния США и уменьшение влияния СССР в Восточной Европе. Основной задачей плана Маршалла было усиление экономики капиталистических стран Западной Европы и укрепление политического единства в условиях формирования мировой социалистической системы.
Для осуществления этого плана была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В программе приняли участие 16 европейских стран: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция и несколько позже ФРГ. Эти страны должны были подготовить детальные отчеты о состоянии своих экономик, валютных резервах, о направлениях использования выделяемых средств. В июле 1947 г. представители стран Западной Европы и США обсудили размеры конкретной помощи и условия ее предоставления. Финансовая помощь Западной Германии предоставлялась с одновременным взиманием с нее контрибуции за причиненный ущерб странам-победительницам.
План Маршалла действовал с апреля 1948 по декабрь 1951 г. на основе закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам. За период 1948-1951 гг. на эти цели было потрачено около 17 млрд долл., большая часть которых была направлена на закупку американских товаров. При этом основную часть - примерно 60% - получили 4 страны (Великобритания, Франция, Италия и ФРГ), 70% выделенной этим странам помощи приходилось на топливо и продовольствие.
Экономическая помощь европейским странам предоставлялась преимущественно в виде поставок продукции, предметов первой необходимости (продукты питания, топливо, одежда), необходимых ресурсов (сталь, цемент, уголь), промышленного оборудования. Финансовая помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде субсидий и займов, которые должны были направляться на закупку оборудования, материалов и услуг.
Со своей стороны, европейские страны обязывались способствовать развитию частного сектора экономики и свободного предпринимательства, не проводить национализацию промышленности, поставлять в США некоторые дефицитные товары, сырье и материалы, содействовать инвестированию частного капитала США в экономику своих стран, снижать таможенные тарифы. Кроме того, эти страны должны были денежные средства, не использованные в результате помощи со стороны США, направлять в специальный фонд, расходы которого контролировались Соединенными Штатами. Половина товаров, поставляемых по плану Маршалла, должны были доставляться на судах США.
План Маршалла в сочетании с реализацией западноевропейскими странами собственных программ послевоенного возрождения сыграл важную роль в экономическом развитии Западной Европы: ВВП Европы за период с 1947 по 1951 г. возрос на 32,5%, промышленное производство выросло на 40%, объем производства сельскохозяйственной продукции - на 11%.
План Маршалла, помимо задачи восстановления экономики европейских стран, был призван оздоровить американскую экономику и укрепить положение США в Западной Европе. Реализация плана позволила решить некоторые экономические проблемы США этого периода. Предоставление европейским странам продуктов питания, техники позволяло США сбывать излишки продукции и увеличить долю американского капитала в европейских государствах. Примерно 1/3 средств помощи была израсходована на закупку излишков американской сельскохозяйственной продукции. На европейских рынках американским компаниям гарантировалась сохранность капиталовложений, а в случае их конфискации предусматривалась соответствующая компенсация.
Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала и война в Корее (1950-1953). В промышленность США было инвестировано 30 млрд долл., ускорилась амортизация оборудования. Объем промышленного производства возрос на 37%, увеличилась занятость и повысилась заработная плата. Одновременно расширялось государственное вмешательство в экономику. Законом было закреплено право государства на распределение ресурсов, строительство новых предприятий, предоставление частному капиталу льгот, введение контроля над ценами и заработной платой.
После окончания войны степень влияния государства на экономику США уменьшилась, а основным методом государственного регулирования стал монетаризм. В 1953 г. были отменены все меры государственного регулирования, введенные в период войны, и правительство стало активно использовать финансовые инструменты регулирования. Для стимулирования инвестиций на рынок была выброшена часть валютных запасов страны. Одновременно были снижены налоги на корпорации и личные доходы.
Основой ускорения НТП, полной модернизации целых отраслей американской экономики было изменение объемов, темпов и структуры капиталовложений. Промышленность и сельское хозяйство стали функционировать на новой технической основе, что позволило повысить производительность труда и изменить подход к использованию сырьевых ресурсов. Характерными чертами НТР стали автоматизация производства, создание и использование в производстве, финансовой системе и сфере обслуживания ЭВМ. Коммерческое использование ЭВМ в США относится к началу 50-х гг. XX в.
Вместе с тем НТР, создавая возможности для ускоренного роста, порождала и новые проблемы: структурная безработица и структурные диспропорции на рынке труда, разрыв между предложением товарного рынка и платежеспособным спросом населения, эксплуатация природных ресурсов и т. д. НТР и эти проблемы требовали определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой.
Для стимулирования темпов экономического роста демократическая администрация Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. проводила программу "новых рубежей". Основной стратегической задачей правительства являлось поддержание равновесия между совокупным предложением и совокупным спросом для обеспечения стабильного экономического роста (не менее 5% в год). Условиями такого равновесия являлись высокий уровень занятости и стабильные цены.
Для реализации политики "новых рубежей" государство использовало дефицитное финансирование, инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики. Была введена налоговая скидка на инвестиции, был сокращен срок амортизации оборудования, увеличились государственные расходы на НИОКР, был введен косвенный контроль над ценами и заработной платой, снижались налоги на прибыль корпораций и ставки подоходного налога.
Следующим шагом является проведение ряда социальных реформ. Минимальная почасовая заработная плата была повышена на 25%и составила 1,25 долл., на три месяца была продлена выплата пособий по безработице. Были приняты меры, направленные на улучшение положения беднейших слоев населения. Впервые перед государством ставилась задача профессиональной подготовки и обучения. Реализация программы "общинных действий" предусматривала усиление эффективности и координации различных программ помощи бедным на местном уровне и широкое участие в них общественности. Были разработаны специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса, включающие льготные займы фермерам и сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи, была расширена деятельность миссионерских организаций. Федеральное правительство финансировало дошкольную подготовку детей малообеспеченных граждан, вводилось медицинское страхование для престарелых. В целом на реализацию социальных программ в 1964-1968 гг. было израсходовано 10 млрд долл. К концу 60-х гг. доля социальных расходов в федеральном бюджете составила примерно 40% его расходной части.
Развитие мирового энергетического кризиса 1973 г. обострило ситуацию в экономике США, где он проявился с большей силой, чем в других странах и сопровождался рядом особенностей. Так, сокращение производства происходило одновременно с ростом цен, рост безработицы не приводил к снижению заработной платы, циклический кризис перепроизводства сочетался со структурным и валютно-финансовым. Падение промышленного производства охватило практически все отрасли. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию значительного дефицита торгового баланса. Масштабность кризиса и его глубина, сложность и многообразие возникших проблем привели к пересмотру послевоенной политики государства.
39. .Возникновение и оформление двухпартийной системы Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий. Демократическая партия находилась у власти с небольшими перерывами на протяжении тридцати лет перед Гражданской войной. Датой основания которой считается 1828 год. Важнейшим периодом была так называемая эра Джексона — время двухкратного пребывания демократа генерала Э. Джексона на посту президента (1829— 1837). При Джексоне был проведен ряд реформ: отменено заключение в тюрьмы за долги (значительная часть узников была должниками), отменена обязательная служба в милиции (воинских формированиях штатов), на государственных предприятиях введен 10-часовой рабочий день. Большое значение имело развитие системы бесплатных общественных школ, которое привело к значительному росту грамотности. Демократизирована была партийно-политическая система: устранение имущественного ценза резко расширило контингент избирателей (если в 1824 г. число избирателей не превышало 350 тыс., то в 1836 г. их стало 1,5 млн. человек), кандидаты на президентских выборах начали выдвигаться не партийными фракциями конгресса, а партийными съездами. Все эти реформы привели к расширению буржуазной демократии в США. Однако «Джексоновская демократия» не была дарована сверху, она, прежде всего плод народных движений, набиравших силу в этот период. Важнейшую роль сыграли рост рабочего движения и возросшая политическая активность фермерских масс. Джексон был последней крупной фигурой на президентском посту в период до Гражданской войны. После него следовал, по выражению Маркса, ряд президентов-посредственностей. В 1854 году была образована Республиканская партия США, основу которой составили враждебные рабству фермеры и буржуазия. Новая партия объединила несколько политических течений. Умеренное крыло республиканцев состояло из представителей крупной буржуазии Севера, которые требовали ограничения распространения рабства территорией южных штатов. Главную силу Республиканской партии составляло ее радикально-демократическое течение, объединявшее широкие массы фермеров, ремесленников, мелких торговцев. Они выступали за полную отмену рабства и бесплатное наделение бедняков земельными участками на Западе. В усилении противостояния Юга и Севера были политические причины. Рабовладельцы не собирались добровольно отказываться от своего политического перевеса в органах федерального правительства. Из 16 президентов США 11 были представителями и сторонниками рабовладельческого Юга. Рабовладельцы стремились сохранить свою политическую гегемонию в Конгрессе, его обеих палатах, Верховном Суде. Конфликт Севера и Юга становился неизбежным. Избрание А.Линкольна президентом США в 1860 году отразило сближение буржуазии Севера с фермерством и широкими народными массами в целом. Его успех означал политический поворот - потерю рабовладельцами политической гегемонии в федеральном правительстве. С вступлением А.Линкольна в должность президента не только палата представителей, но и президентская власть переходила в руки противников распространения рабства на новые территории. На избрание Линкольна президентом южные штаты ответили открытым мятежом, который они давно готовили. Гражданская война 1861-1865 годов стала самой кровопролитной войной на территории США за всю их историю. Победа Севера в Гражданской войне способствовала укреплению конституционного строя в США, утверждению демократии и уважения к законам, развитию американской нации. Предприниматели Севера завоевали прочные позиции в высших органах федеральной власти. Итоги войны открыли широкие возможности для развития рыночных отношений в промышленности, сельском хозяйстве, способствовали расширению торговли со всеми странами мира. Главными социальными завоеваниями Гражданской войны стали упразднение рабства и закон о гомстедах, предусматривавший демократическое решение вопроса о западных землях. К середине 1868 г. в восьми южных штатах из одиннадцати были избраны законодательные собрания и образовались новые правительства штатов. В Техасе, Миссисипи и Виргинии сопротивление бывших рабовладельцев было особенно сильным, и новые правительства образовались там лишь к началу 1870 г. Конституции штатов, выработанные специально созванными конвентами, включали 13-ю и 14-ю поправки к Конституции США, согласно которым запрещалось рабство и предоставлялись гражданские права бывшим рабам. В настоящее время в США по-прежнему с переменным успехом конкурируют в борьбе за власть две партии. Политические различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств. Ни Демократическая, на Республиканская партии не имеют формального членства. Принадлежность к той или иной партии определяется по опросам общественного мнения, проводимым обычно перед президентскими выборами. Обе партии имеют однотипную организационную структуру, представляющую собой совокупность штатных, окружных, городских партийных организаций, обладающих высокой степенью автономности. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики. Деятельность таких партий сводится, прежде всего, к избирательной борьбе, к "улавливанию голосов избирателей". Основная задача данных партий - добиться победы на выборах. Обе эти партии (РП и ДП) представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует. Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы. Отсюда - совпадение территориальной партийной структуры с географией избирательных округов. Организационные принципы построения партийного аппарата содержатся в правилах, принимаемых национальными конвентами, в законах отдельных штатов. Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К их числу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея, Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаются организации такого типа, как "Независимые за Никсона", "Юристы за Хемфри", "Бизнесмены за Кеннеди" и т.д. Немаловажную роль играют различного рода партийные клубы, комитеты политических действий. Ни демократическая партия, ни Республиканская партия не имеют постоянных программ. На определенный период такими программами становятся их избирательные платформы. В США существует гибкая двухпартийная система. Там конгрессмен может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному “лоббированию”, и вопрос о степени их свободы в принятии политических решений является в определённой степени проблематичным. Любопытно отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства. Формирование двухпартийной системы в США составила впоследствии основу буржуазной демократии, механизма политического регулирования - перераспределения власти в пользу то одной, то другой группировки господствующего класса. Тем самым с самого возникновения ведущих политических партий США были заложены высокий уровень партийной конкуренции и ориентации партий на массового избирателя. Правящие партии США представляют собой партии традиционной буржуазной демократии, имеющие богатый опыт политической борьбы. Таким образом, можно заключить, что партийное законодательство США до сих пор проявляла себя весьма эффективно. Она обеспечивала и, судя по всему, будет в ближайшей перспективе обеспечивать стабильное и демократическое развитие государства.