ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40.Контуры внешней политики сша в 90-х годах и иерархия Лейка

На президентских выборах 1992 г. победу одержал кандидат от демократической партии Билл Клинтон (его полное имя при рождении Уильям Джефферсон Блайт), который провел избирательную кампанию под лозунгом «главное - это люди».65 В области внешней политики демократы не предлагали чего-то радикально нового, скорее их подход отражал необходимость адаптироваться к изменившимся условиям международной жизни, к изменившимся реалиям международных отношений, учитывать тот факт, что «холодная война» закончилась и необходимо разработать последовательную внешнеполитическую стратегию, для времени, наступившего после окончания «холодной войны». В основу этой стратегии должно быть положено понимание вновь определенной роли США в мире. Демократ, член палаты представителей от штата Индиана Ли Гамильтон писал: «Мы не смогли разработать последовательную стратегию на будущее - стратегию, следующую за сдерживанием».66 Новому президенту и его администрации следовало представить свое видение будущей внешней политики, в отсутствии которого не раз упрекали Джорджа Буша.

Требовалась новая цель, общие «рамки» внешней политики США. Другими словами, предстояло совершить стратегический переход, в соответствии с долгосрочными американскими интересами, позволяющий заложить основу внешней политики страны на будущее, которая была бы принята и получила поддержку американской общественности. Еще раз отметим, что это поворотный пункт в жизни любого государства, от которого зависит не просто завтрашний день, но будущая жизнь последующих поколений. Момент, когда устанавливается вектор внешней политики (понимаемый не как момент во времени, а как определенный этап). Подобные моменты случаются не так часто, в этом столетии это третий раз, когда перед США встает задача определения своего внешнеполитического будущего, третий раз, соответствующий «третьей великой трансформации мировой политики»,67 в результате окончания «холодной войны».

Подобные этапы до сих пор были связаны с великими войнами, такими, например, как первая и вторая мировая война, по окончании которых закладывались основы отношений между государствами, определялось место и роль государств в системе международных отношений. Такое же значение имело и окончание «холодной войны». Но определение вектора внешней политики не обязательно означает стратегический переход. Существует очень много других способов определить политическое будущее государства, например, выдвинуть любую модель, направленную на сохранение status quo или модель, построенную по принципу «status quo плюс», призванную решить какие-то «злободневные» проблемы при сохранении общей политической линии. Однако, в свою очередь, стратегический переход определяется не только радикальным характером перемен, он не исчерпывается выбором между двумя крайними альтернативными моделями. Например, между, с одной стороны, таким лидерством, когда США доминируют над всеми остальными государствами, а интересы Соединенных Штатов полностью охватывают и пронизывают международные отношения и, с другой, изоляционизмом, когда американцам нет дела ни до чего, кроме собственного процветания и благополучия, а национальные интересы определены настолько узко, что отношения с другими государствами, особенно находящимися вне Североамериканского региона, за некоторым исключением, носят чисто номинальный характер. Как видно из того, на каких позициях стояли республиканцы и демократы во время проведения президентской избирательной кампании 1992 г., о чем шла речь в конце первой главы, такой выбор в начале 90-х годов был исключен.


Для совершения стратегического перехода достаточно трансформации внешнеполитической линии, важно с какой целью она совершается. В сентябре 1993 года президент Клинтон, госсекретарь Уоррен Кристофер, помощник президента по национальной безопасности Энтони Лейк и постоянный представитель США в ООН Мадлен Олбрайт, выступая в различных местах, произнесли четыре речи. В них излагалось новое политическое видение администрации. Остановимся подробнее на одной из этих речей - на выступлении помощника президента США по национальной безопасности Энтони Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса 21 сентября 1993 года.

Речь Э. Лейка интересна тем, что является попыткой уйти от базовой доктрины «холодной войны», определить внешнеполитическую стратегию США, место и роль в мире, исходя из изменившихся условий МО. «Внешняя политика США стоит сегодня на историческом перепутье».68 На протяжении более четырех десятилетий судьба Соединенных Штатов была неразрывно связана противостоянием с СССР. В 90-х годах Советский Союз исчез с политической карты мира, но это не значит, что вместе с бывшим противником исчез смысл участия в международных делах, в решении международных проблем.69 Долгое время США выступали в роли международного лидера и «сдерживание коммунизма» было скорее решением немедленной проблемы, необходимым условием нормального осуществления внешней политики, чем конечной задачей. В ходе президентской избирательной кампании 1992 г. демократы говорили не о самоустранении с международной арены, а о необходимости широкого участия в МО. В своем выступлении Э. Лейк отмечает: «Интересы и идеалы Америки заставляют нас не только участвовать в международной жизни, но и выполнять функции лидера».70 Условия для этого достаточно благоприятные.


42.Http://www.Referat.Ru/referats/view/8488

Откроешь ссылку и там часть первая

43.В 1943-1944 гг. управление борьбой с захватчиками сосредоточено в Комитете национального освобождения, возглавившем движение Сопротивления. Позже он реорганизуется во Временное правительство во главе с генералом де Голлем. Летом 1944 г. Франция освобождается от оккупации. После освобождения встает вопрос о будущем государственном строе, принятии новой конституции. После первого Учредительного собрания формируется правительство, состоящее из коммунистов и социалистов. Проект их конституции отклоняется на референдуме. В 1946 г. новый состав Учредительного собрания разрабатывает второй проект конституции. Он проходит утверждение на референдуме и становится Конституцией Четвертой республики.

В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Также провозглашались равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища; право на организацию профсоюзов, стачек; право на социальную помощь матерям, детям, инвалидам и др. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего прямого избирательного права. Национальное собрание обладало правом принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет должен был представлять в течение 2 месяцев. Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом сроком на 7 лет и мог переизбираться еще на один срок. Президент подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов, утверждает некоторые правительственные декреты. Акты президента действительны только при наличии контрасигнатуры министра.

Непосредственное государственное управление страной осуществляет Совет министров во главе с председателем. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем госаппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.


Реорганизация политического строя Франции в той форме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к «режиму Собрания», столь единодушно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике. Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административноуправленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе. На протяжении 40-х - середины 50-х гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. галлистская партия Объединение французского народа (РПФ) выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над «партийной чехардой». В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распространение получила практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительству (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

44. Конституция 1958 года, принятая по инициативеШарля де Голляи заменившая Конституцию1946 года. Составленная молодыми членами Государственного Совета под руководством министра юстицииМишеля Дебре, КонституцияПятой Республикиучредила пост Президента, избираемого прямым всеобщим голосованием, а также Премьер-министра, возглавляющего Правительство. Таким образом, Франция эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим «полупрезидентский». Голлизм (фр. gaullisme) — французская политическая идеология, основанная на идеях и действиях генерала де Голля. Эмблемой голлизма является лотарингский крест. Основной идеей голлизма является национальная независимость Франции от любой иностранной державы, но голлизм касается также общественного и экономического устройства. Голлизм обычно считается правой идеологией. ГОЛЛИЗМ Это правое политическое движение во Франции, возникновение которого связано с именем Шарля ДЕ ГОЛЛЯ. Для Г. характерно сочетание некоторых традиционных ценностей французских правых, таких как идея "величия Франции" или приверженность сильному централизованному государству, с идеями социальной ответственности государства и дирижизма - государственного регулирования экономики. Политически Г. был представлен различными партиями и движениями, созданными де Голлем: Объединением французского народа (1947-1954), Союзом за новую республику (1958-1967), Союзом демократов за Пятую республику (1967-1976) и нынешним Объединением в поддержку республики. Идеи Г. в значительной степени были реализованы в конституции Пятой республики. Вместе с тем Г. как система определенных идей и ценностей позволяет осуществлять политические маневры и приспосабливаться к новым условиям. Так, идея "величия Франции" не помешала де Голлю отказаться от Французской империи, а ШИРАКУ вернуть Францию в военные структуры НАТО. Выделяю три признака голлизма; 1..приверженность сильному централизованному государству, 2. с идеями социальной ответственности государства 3. и дирижизма - государственного регулирования экономики.


45. После капитуляции, Германия перестала существовать как государство, все органы власти были ликвидированы. По ялтинским и потсдамским решениям войска союзников поделили ее территорию на 4 оккупационные зоны: восточную — советскую, юго-западную — американ­скую, северо-западную — британскую, на крайнем западе и юго-западе — французскую. Берлин условно делился на западный сектор, управляемым западными державами и на советский, восточный. Восточная граница Германии была по рекам Одер — Западная Нейсе. Часть Германии отходила Польше, Чехословакии, Кенингсберг - СССР. Основными принципами союзников были «4Д»: дена­цификация (запрещение нацийских партий), демилитаризация (слом военного потенциала), демократизация (ликвидация фашисткого политического режима), декартелиза­ция (упразднение экономической мощи). Со­юзный Контрольный Совет (СКС), состоящий из глав воен­ных администраций союзников, руководил экономической и политической жизнью и заседал в Берлине. Германия рассматривалась как единое экономическое целое. Намечалось создание германского правительства, которое бы приняло документ мирного урегулирования, подготовленного Советом Министров Ииностранных Дел.

В ходе сессий СМИД 1946 (Парижская), 1947 (Московская и Лондонская), 1949 гг.(Парижская) не удалось договориться об общей линии политики.

1. по экономическим вопросам. В Ялте и Потсдаме были приняты решения о взымании репараций в 3 формах: изъятия германского промышленного оборудования, поставки текущей продукции промышленности, использование труда. Но не был определен ни точный объем репараций, ни стороны, которые его получали. Подтверждалось лишь, что СССР получит репарации путем изъятий их из своей зоны плюс 25% промышленного обо­рудования из западных зон. Франция требовала особого статуса для Рура и Рейнской области и присоединения к себе Саара. СССР и Франция блокировались по выполне­нию программы репараций и интернационализации Рура. Однако США и Ве­ликобритания с осени 1946 г. взяли курс на использование ресурсов Германии для реконструкции Западной Европы.

2. по политическим вопросам. СССР призывал к созданию в своей зоне и по всей Германии прокоммунистических политических обра­зований и проведению общегерманиских выборов, рассчитывая на победу просоветских сторонни­ков, создание общегерманского правительства и за­ключение с ним мирного договора. В 1946 г. была создана Социалистическая единая германиская партия (СЕГП). США и Великобритания наста­ивали на навязывании мирного договора без создания правительства. Франция была против создания любых цент­ральных германских орга­нов.