Файл: Шрифты. Разработка и использование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 579

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

элементы у них общие (например, основные и соединительные штрихи, овалы, засечки, концевые элементы), какие близки по конструкции, но отличаются в деталях, а какие имеют совершенно самостоятельную форму (Рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 Анатомия буквы и ее элементы

A - очко литеры (Character).

3

– засечка, сериф (Serif).

B - кегельная площадка (Em-Square).

4

- верхний выносной элемент (As-

 

cender).

C - кегль (Size).

5

- нижний выносной элемент (De-

 

scender).

D - линия шрифта (Baseline).

6

– наплыв (Stress).

E - высота (рост) прописного знака

7

– внутрибуквенный просвет (Counter).

(Cap-height).

 

 

F - высота (рост) строчного знака (x-

8

– овал (Oval).

height).

 

 

G - межбуквенный просвет (Letterspace).

9

- полуовал (Bowl).

- 51 -

H - полуапрош (Side bearing).

10

концевой элемент (Terminal).

I - интерлиньяж (Linespace).

11

– каплевидный элемент (Ball).

1

- Основной штрих (Stem).

12точка (Dot).

2

- соединительный штрих (Hairline).

13

-

диакритический знак, акцент (Ac-

 

 

cent).

Корреляция форм конкретных знаков будет рассмотрена ниже. Как правило, если в гарнитуре более одного начертания, надо

начинать работу с прямого светлого. Дело в том, что сначала надо определить образ шрифта, то есть решить, как именно будут выглядеть его пока не существующие кириллические знаки. Разумеется, их рисунок должен соответствовать по стилю рисунку латиницы. Это самый творческий этап работы, самый трудный и ответственный: ведь художественное качество будущего шрифта определяется именно сейчас. Чтобы правильно подойти к этой задаче, нужно проследить конструкцию и стилевые особенности гарнитуры, начиная с наиболее простых и ясных форм букв. Это лучше всего сделать, работая с прямым светлым начертанием. У курсивов значительно более сложная форма по сравнению с прямыми шрифтами (особенно у строчных знаков), а работа с более насыщенными начертаниями тоже имеет свою специфику. Поэтому к ним лучше переходить, когда уже определились наиболее очевидные решения (Рисунок 3.2).

Прямой светлый

Курсивный светлый

Прямой полужирный

Курсивный полужирный

Рисунок 3.2 Основные начертания гарнитуры (ITC Нью Баскервиль). Аббревиатура ITC указывает на то, что авторские права на данный шрифт принадлежат Международной Шрифтовой Корпорации

(International Typeface Corporation)

Исходя из принципа «от простого к сложному», начинать лучше всего с прописных знаков, хотя это и не обязательно. Для проектирования кириллицы начинать с прописных полезно еще и потому, что большая часть строчных знаков нашего алфавита (25 букв из 33) по конструкции повторяет прописные (Рисунок 3.3), в отличие от латиницы, где соотношение обратное: с прописными совпадают 6 из 26 строчных букв (Рисунок 3.4).

- 52 -


АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОП РСТУФЧЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ абвгдежзийклмноп ðñòóôхцчшщъыьэюя

Рисунок 3.3 Прописные и строчные буквы кириллического (русского) алфавита (ITC Гарамон). Порчеркнуты строчные и прописные буквы, совпадающие по форме

ABCDEFGHIJKLMN OPQRSTUVWXYZ abcdefghijklmn opqrstuvwxyz

Рисунок 3.4 Прописные и строчные буквы латинского (английского) алфавита (ITC Гарамон). Порчеркнуты строчные и прописные буквы, совпадающие по форме

Выбрав форму прописных знаков, мы тем самым определяем принципы построения большинства строчных. Вместе с тем в качественно спроектированном шрифте нет мелочей и менее ответственных участков, он должен представлять собой единую графическую систему, одинаково хорошо реализованную как эстетически, так и технически во всем комплексе знаков.

Конструкция и гарнитурные признаки шрифта

Знаки кириллического и латинского алфавита, называемые также буквами, строятся на основе трех основных геометрических форм или их комбинаций: прямоугольной (или квадратной), округлой и треугольной. Эти формы образуются штрихами, которые бывают основными (обычно вертикальные, более толстые) и соединительными (обычно горизонтальные, более тонкие). B треугольных формах основным или нисходящим штрихом считается идущий слева-сверху- вправо-вниз, а соединительным или восходящим - идущий слева- снизу-вправо-вверх. B штрихах, образующих округлые формы, самая толстая часть называется наплывом и приравнивается по визуальной массе к основному штриху (Рисунок 3.5).

- 53 -

Рисунок 3.5 Конструкция основных прописных букв

Все эти элементы букв обусловлены техникой писания ширококонечным пером или кистью и определились еще во времена средневековой рукописной книги. Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом.

Форма букв может быть статичной или динамичной, а также симметричной или асимметричной. Например, Ж имеет симметричную статичную форму, a K - асимметричную динамичную (Рисунок 3.6 и

Рисунок 3.7).

AHIMOT

UVWY fotx

Рисунок 3.6 Симметричные формы букв (ПТ Футурис)

BCDEEFGJKL NPQRSZ 0)yz{| }~“

Рисунок 3.7 Ассимметричные формы букв (ПТ Футурис)

Важна также направленность динамики: если форма знака как бы направлена вправо, то есть в направлении чтения, динамика называется прямой (например, у букв B, E, K, P, R), а если влево, против направления чтения, - обратной (например, у букв 3, Э, Я). Следует заметить, что речь идет о преимущественном направлении динамики, поскольку форме каждого знака присущи и динамические, и статические особенности (Рисунок 3.8 и Рисунок 3.9).

- 54 -


BCDEEFGKL NPQRS ach0yz|

Рисунок 3.8 Буквы с динамикой вправо (ПТ Футурис)

JZ dgk)}“

Рисунок 3.9 Буквы с динамикой влево (ПТ Футурис)

Индивидуальные особенности рисунка шрифта тоже влияют на степень динамичности букв. Например, многие знаки каллиграфических шрифтов обладают дополнительной динамикой, которую им придают росчерки и другие декоративные элементы (Рисунок 3.10).

ÀÅÍ

Рисунок 3.10 Буквы каллиграфического шрифта (ITC Цапф Чансери)

C категориями динамики и статики тесно связаны устойчивость и равновесие отдельных знаков шрифта. Для шрифта, построенного на классических принципах, характерно стремление к визуальной устойчивости и уравновешенности каждой буквы, однако иногда этот принцип частично нарушается для придания шрифту в целом большей динамики.

B зависимости от пропорционального соотношения знаковых ширин шрифты разделяются на моноширинные (с одинаковой шириной кегельной площадки всех знаков шрифта) и пропорциональные, в которых буквы могут иметь разную ширину. Моноширинные шрифты (Рисунок 3.11) применяются для специальных целей (набора таблиц, листинга программ и т. д.), но в большинстве случаев нас окружают шрифты пропорциональные - как более легкие для чтения.

AHOPE

Рисунок 3.11 Моноширинный шрифт (ПТ Курьер)

Они, в свою очередь, делятся на разноширинные (с подчеркнутым различием знаковых ширин) и равноширинные (стремящиеся к оптическому равенству большинства ширин знаков) (Рисунок 3.12 и

Рисунок 3.13).

- 55 -

AHOPE

Рисунок 3.12 Разноширинный шрифт (Лазурского)

AHOPE

Рисунок 3.13 Равноширинный шрифт (Школьная)

Правильность определения пропорций букв при проектировании серьезно влияет на их восприятие. B обычном пропорциональном шрифте буквы алфавита бывают узкими (например, I, J), нормальными (например, И, H, O) и широкими, или двойными (скорее, полуторными, например, M, W, Ж, Ф, Ш) (рис.3.14).

IJ hmn

lWftx

Рисунок 3.14 Примеры узких, нормальных и широких букв одного начертания (ПТ Футурис)

Идеальное понятие о соотношении этих ширин формируется на подсознательном уровне у каждого человека в процессе обучения чтению. Несмотря на то, что разные шрифты имеют различные пропорции, соотношение ширин различных знаков в каждом шрифте постоянно.

ANOPE

ANOPE

ANOPE

ANOPE

Рисунок 3.15 Сверхузкий, узкий, нормальный и широкий шрифты (ПТ Ксения Вестерн, ПТ Ксения)

B результате пятивекового развития форм наборных шрифтов выяснилось, что лучше всего человеческим глазом воспринимаются шрифты, нормальные по ширине буквы которых (И, H, П) построены приблизительно по пропорции золотого сечения, если брать отношение ширины знака к его высоте (то есть от 3:5 до 2:3). Если соотноше-

- 56 -



ние ширины и высоты меньше, шрифт воспринимается как узкий, а если больше, то - как широкий (Рисунок 3.15).

Контрастность и пропорции букв относятся к гарнитурным признакам, то есть к тем индивидуальным признакам шрифтовой формы, которые характерны для рисунка каждой гарнитуры шрифта. K гарнитурным признакам шрифта относятся также величина очка строчных букв по отношению к прописным, величина верхних и нижних выносных элементов, насыщенность, или цвет (вес) шрифта (соотношение толщины основных штрихов и высоты знаков, а также внутрибуквенных просветов), наличие и форма засечек (серифов), форма овалов и полуовалов и угол наклона осей овалов или наплывов в округлых штрихах, степень открытости или закрытости знаков (рис. 3.16), расположение средней линии, особенности формы отдельных элементов и деталей, в частности форма концевых элементов, а также другие особенности шрифтовой формы.

C C C

Рисунок 3.16 Изменение степени открытости знаков (ПТ Футурис, ITC Официна Санс, ПТ Прагматика)

Оптические компенсации в шрифте

Поскольку человеческое восприятие изображений имеет свои особенности, шрифтовой дизайнер должен учитывать их в своей работе. Некоторые графические формы вызывают у зрителя оптические иллюзии, и у него создается ощущение неправильной геометрической структуры изображения. Например, из двух штрихов геометрически равной толщины более толстым по сравнению с вертикальным кажется расположенный горизонтально; средняя линия буквы H, расположенная геометрически посередине, кажется ниже своего действительного положения (Рисунок 3.17).

Рисунок 3.17 Компенсация оптических иллюзий в букве Н (ПТ Футурис)

Буквы A и О, будучи геометрически равными по высоте букве H,

- 57 -

кажутся меньше по размеру, B таких случаях задача дизайнера - сознательно внести в рисунок знака такие поправки, чтобы компенсировать оптические иллюзии и чтобы визуально изображение воспринималось как геометрически правильное. Например, при проектировании неконтрастного шрифта (то есть такого, у которого основные и соединительные штрихи визуально одинаковы по толщине) дизайнер должен сделать горизонтальные штрихи тоньше примерно на 2-5%, тогда он будет выглядеть оптически неконтрастным. По тем же причинам толщина наплывов в округлых штрихах должна быть больше, чем толщина прямых вертикальных штрихов, примерно на 5-7%. Чтобы компенсировать визуальное уменьшение округлых и остроконечных форм знаков по сравнению с прямоугольными, их делают выше (и ниже) относительно роста прямоугольных знаков. Такая компенсация называется верхним или нижним свисанием и должна составлять не менее 2% от роста прямого знака (Рисунок 3.18).

Рисунок 3.18 Компенсация оптических иллюзий в основных формах букв: верхние и нижние свисания (ПТ Футурис)

Распространены также компенсации острых внутренних углов, когда дизайнер сознательно углубляет внутреннее белое пространство, делая в углу разного рода врезы и ловушки, чтобы выровнять цветовое решение знака. Если этого не делать, места пересечений прямых штрихов под острым углом будут выглядеть как бы заплывшими. Степень и форма оптических компенсаций в шрифте зависят от индивидуального восприятия и квалификации дизайнера, от характера шрифта и формы конкретного знака, поэтому тут невозможно дать конкретные рекомендации, кроме того, что оптические компенсации в шрифте необходимы.

Прописные буквы

Прописные буквы в целом более статичны и уравновешены, чем строчные, а их пропорции обычно несколько более вытянутые. B этом сказывается их происхождение от монументального архитектурного шрифта. B структуре прописных по сравнению со строчными гораздо менее выражено каллиграфическое начало. По форме и конструкции

- 58 -