Файл: Шрифты. Разработка и использование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 581

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Строчные буквы, аналогичные по конструкции прописным, строятся по тем же правилам, с учетом некоторой корректировки пропорций и толщин штрихов. B кириллическом алфавите только конструкция строчных знаков б и ф значительно отличается от прописных.

B конструкции буквы б сохранился каллиграфический по происхождению верхний выносной элемент в виде волнообразного или закругленного росчерка, который требует правильного решения формы знака в зависимости от общей стилистики шрифта.

B шрифтах с крупным очком строчных иногда приходится снижать верхнюю часть овала, чтобы увеличить место для верхнего элемента. Надо обратить внимание на внутренний угол в месте примыкания его к овалу, где обычно требуется врез для выравнивания цветового решения знака, а также на устойчивость буквы в целом (Рисунок

3.32).

б б б

Рисунок 3.32 Варианты конструкции буквы б (Академическая, ПТ Бодони, гарнитура Лазурского)

Конструкция буквы ф имеет два основных варианта: первый - несколько зауженное подобие зеркального отражения p с двумя овалами (возможно, частично срезанными вертикальным штрихом) и второй - почти круглый овал, рассеченный вертикальным штрихом. Нижний выносной элемент ф подобен аналогичному в p и q, а верхний по форме повторяет b, h, k, l, но по длине бывает короче (как правило, в шрифтах с мелким очком строчных или если верхние выносные заметно выше роста прописных знаков).

Ù ф ф ô

Рисунок 3.33 Варианты конструкции буквы ф (Школьная, гарнитура Лазурского, Академическая, ITC Фэт Фэйс)

B шрифтах подчеркнуто архаичного рисунка встречаются выносные элементы ф с раздвоенными концами в виде ласточкиного хвоста (Рисунок 3.33).

- 66 -

Акценты

Акценты - надстрочные или подстрочные дополнительные знаки, применяющиеся с буквами основного алфавита и обозначающие изменение произношения основного знака. B русском алфавите есть четыре буквы с акцентами: Ё, ё, Й, й. Если с Ё и ё при проектировании кириллицы обычно не возникает проблем, потому что можно использовать соответствующие акценты - две точки (диэрезис) из латиницы (и эти буквы практически почти не применяются в наборе), то Й и й требуют более подробного рассмотрения. Акценты над этими знаками, как правило, имеют самостоятельную форму и не совпадают с латинскими. Правильность восприятия текста во многом зависит от формы акцентов, использованных в Й и й. Если дизайнер применил в этих буквах знак дуги (бреве), горизонтальной черты (макрон) или ударения (акьют), читатель будет задерживаться на непривычных формах, следовательно, шрифт, приличный в других отношениях, не сможет нормально читаться. Акцент над Й и й (кириллическое бреве), как правило, имеет обратный контраст по отношению к латинскому бреве (где наплыв обычно располагается в нижней части дуги), а в антиквенных шрифтах на его верхних концах часто находятся каплевидные оконча-

ния (Рисунок 3.34).

i L i L

Рисунок 3.34 Варианты акцентов в буквах Й, й (ПТ Футурис, ПТ Петербург)

По цвету акценты бывают, как правило, несколько легче основных знаков, причем прописные обычно более плоские и широкие, чем строчные. Высота кириллических акцентов определяется уровнем расположения акцентов в латинице, но, во всяком случае, они не должны прилипать к основному знаку или слишком отрываться от него.

Естественно, процесс проектирования шрифта не ограничивается описанными выше действиями. Каждый раз после определения формы очередного знака полезно вернуться к шрифту в целом, чтобы его составные части не выпадали из общего ансамбля.

- 67 -



Курсивные и наклонные начертания

Существует два основных типа шрифтов, имеющих наклонные буквы, цифры и другие знаки: наклонные и курсивные. Наклонные шрифты образуются путем наклона прямых начертаний, и буквы в них практически сохраняют форму (на самом деле одного наклона недостаточно, для получения качественного шрифта требуется еще и оптическая корректировка форм знаков). Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что в них многие знаки (обычно строчные, но иногда и часть прописных) меняют свою форму, приближаясь к рукописным. Курсив считается более сильным средством выделения, чем просто наклонный шрифт, поскольку он больше отличается от прямого. Как правило, антиквенные шрифты (контрастные и с засечками) имеют в качестве выделительных начертаний курсивы, а гротески (неконтрастные и без засечек) обходятся наклонными, но современные тенденции в шрифтовом проектировании опровергают это правило: курсивные гротески более не являются исключением (Рисунок 3.35).

Наклонный

дЫрТЛ‚М˚И

Курсивный

Рисунок 3.35 Наклонные и курсивные начертания (ПТ Прагматика, ITC Гарамон, ITC Флора)

B полиграфическую практику курсив был впервые введен итальянским издателем Альдом Мануцием в 1501 году как альтернативный текстовой шрифт большой емкости. Рисунок его был основан на рукописном письме папской канцелярии в Риме и отличался правым наклоном и каллиграфической формой строчных знаков при прямых прописных (Рисунок 3.36).

Тем не менее, уже в середине XVI века курсив стал использоваться как дополнительное начертание к прямому и приобрел наклонные прописные знаки. В современных гарнитурах курсив применяется как средство выделения в тексте и как акцидентный шрифт. Для этого современные курсивы должны отличаться от основного начертания не только наклоном, но и формой, пропорциями, а также насыщенностью (обычно курсивы светлее прямых начертаний). B среднем угол наклона курсивного начертания варьируется от 8 до 17° к вертикали, хотя есть примеры и более прямых, и более наклонных курсивов. B некото-

- 68 -

рых случаях (в шрифтах типа Ренессансной антиквы) углы наклона строчных и прописных различны: прописные традиционно более вертикальны. Как правило, курсив должен быть более узким, чем прямой шрифт, хотя в текстовых шрифтах, происходящих от линотипных, курсивы могут сохранять ширины основного начертания.

Рисунок 3.36 Первый типографский курсив работы Франческо да Болонья (Гриффо), 1501 г.

Прописные буквы. B курсиве прописные, как известно, строятся по образцу прямых прописных, поэтому хочется получить их просто с помощью наклона. Однако при электронном или фотомеханическом наклоне рисунок некоторых знаков шрифта сильно искажается, поэтому требуется корректировка их формы. Объем ее зависит от рисунка шрифта и угла наклона (чем больше угол, тем сильнее искажения), но, как правило, корректировать приходится знаки с диагональными штрихами и круглыми элементами. B классических курсивах все прописные обычно делают более узкими и светлыми. Кроме того, в некоторых классических курсивах (например, в некоторых версиях Гарамона, Кэзлона, Ван Дейка) отдельные прописные меняют форму по сравнению с прямым начертанием, Приобретая каллиграфические росчерки (Рисунок 3.37).

- 69 -


ABCDEFGHIJKLMNOP QRSTUVWXYZ

ABCDEFGHIJKLMNOP QRSTUVWXYZ

Рисунок 3.37 Изменение формы прописных в курсиве по сравнению с прямым начертанием (Monotype Van Dijck)

Диагональные штрихи при наклоне меняют свою толщину: при правом наклоне нисходящие штрихи становятся более толстыми и короткими, а восходящие - более тонкими и длинными, поэтому необходимо компенсировать эти искажения формы. Кроме того, возникают оптические искажения в местах соединений и перекрестий штрихов, требующие компенсации.

Рисунок 3.38 Искажение формы диагоналей и округлых элементов букв при механическом наклоне и их корректировка (ПТ Прагматика)

Вместе с тем вся эта корректировка формы должна быть достаточно деликатной. Все округлые формы овалов и полуовалов при наклоне тоже искажаются, причем гораздо заметнее, чем диагонали. Положение наплывов в округлых штрихах смещается по диагонали в направлении наклона, и круглый знак выглядит гораздо более косым, чем рядом стоящие прямые знаки. Поэтому круглые знаки надо или наклонять на меньший угол (не более нескольких градусов), или рисовать отдельно, или довольно сильно корректировать, смещая боковые на-

- 70 -

плывы по часовой стрелке, а верхние и нижние части овалов - против часовой стрелки. B целом необходимо добиться более круглой формы овалов, наклон осей которых приблизительно совпадал бы с общим наклоном шрифта или казался несколько меньшим. Все это относится также ко всем элементам знаков, имеющим криволинейные штрихи. Описанная корректировка формы знаков справедлива и для просто наклонных начертаний (Рисунок 3.38).

Можно сказать, что при машинном проектировании шрифта (с помощью программных средств) в наклонных шрифтах легче откорректировать знаки после наклона на экране, а в курсивных лучше заново нарисовать и оцифровать круглые буквы, знаки с округлыми элементами и диагональными штрихами, чем терять время на машинную корректировку. Вместе с тем, способы корректировки зависят от характера рисунка шрифта и индивидуальных склонностей дизайнера.

Строчные буквы. B наклонном начертании строчные должны быть откорректированы подобно прописным. B курсиве строчные проектируются отдельно. При создании наборного курсива желательно представлять себе, как устроен курсив рукописный, а для этого лучше всего уметь его писать, поскольку форма строчных знаков в курсиве во многом определяется характером рукописных знаков. K счастью, в строчном кириллическом курсиве не надо отдельно проектировать буквы и, n и m, потому что они, как правило, совпадают с аналогичными по рисунку знаками латиницы. Обычно строчные в классическом курсиве не только светлее и уже своих прямых родственников, но и немного ниже, если сравнивать знаки с верхней горизонталью. Это объясняется тем, что в курсивах очень мало верхних горизонтальных штрихов, большинство знаков имеет закругления в верхней части, которые нуждаются в оптической компенсации. Однако, чтобы эти буквы в смешанном наборе не выглядели выше, чем прямые, их обычно выравнивают, то есть снижают как раз на величину верхнего свисания - не менее 2% от роста (Рисунок 3.39).

Рисунок 3.39 Снижение роста строчных в курсиве (ПТ Октава)

Строчные в курсиве, как и в прямом начертании, по форме и конструкции весьма условно могут быть разделены на четыре основные группы.

1)Знаки с прямыми штрихами - конструктивно состоящие из ос-

-71 -


новных наклонных штрихов: f, h, i, j, l, m, n, r, t, и, н, ц, ч, ш, щ (первые 10 – латинские, m, n, и - общие для двух алфавитов).

2)Знаки с овалами - полностью или частично состоящие из штрихов, которые образуют крупные (в рост всего знака) элементы замкнутой или незамкнутой овальной или полуовальной формы, часто

свыносными элементами различного вида: a, b, с, d, о, p, q, б, g, ф, э, ю (первые семь латинские, а, с, о, p - общие для двух алфавитов).

3)Знаки с диагональными штрихами - состоящие или имеющие в своей конструкции штрихи, отличающиеся по наклону от основных наклонных штрихов: k, v, w, x, у, z, ж, к, л, м (первые 6 - латинские, x, у - общие для двух алфавитов; знаки x и ж, в зависимости от конструкции, могут быть интерпретированы как знаки с овалами).

4)Знаки с округлыми элементами - имеющие штрихи, образующие округлые элементы, по размеру не достигающие роста всего знака: e, g, s, в, г, з, ъ, ы, ь, я (первые 3 - латинские, причем g является вариантом g, буква e - общая для двух алфавитов; /, j, v, w, у, л могут быть также интерпретированы как знаки с округлыми элементами).

Группа знаков с прямыми штрихами. Эталонными буквами в этой группе можно считать букву i, как задающую рисунок основного штриха, а также буквы n и u, в которых основные штрихи соединяются сверху или снизу. Тем самым задаются два основных типа движения пера, поскольку эти формы повторяют рукописные. Форма верхнего и нижнего окончаний в i, как правило, определяет форму аналогичных элементов в других знаках с прямыми штрихами. Моделью для буквы ш служит m, однако ш, как правило, не является ее перевернутым изображением (Рисунок 3.40).

i n è ò ø

Рисунок 3.40 Строчные буквы с прямыми штрихами (ITC Нью Баскервиль)

Угол наклона штрихов в знаках и их форма не всегда полностью совпадают друг с другом, часто требуется внести некоторую оптическую корректировку, а в некоторых курсивах, например, во многих версиях Гарамона, основным штрихам сознательно придают разный на-

клон (Рисунок 3.41).

Буква ч может иметь более каллиграфический вариант решения, и тогда она скорее относится к группе знаков с округлыми элементами (Рисунок 3.42).

- 72 -