ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 580
Скачиваний: 0
abc defghijkl mnopqrst uvwxyzß
Рисунок 3.41 Разный наклон штрихов в строчных курсива старого стиля
(Typoart Garamond)
ч ч
Рисунок 3.42 Варианты конструкции букв ч (ПТ Ньютон, ПТ Октава)
Форма свисающих элементов в ц и щ обычно зависит от общего характера рисунка. Они могут представлять собой просто наклонные штрихи (обычно в гротесках), а могут решаться как росчерки, иногда довольно сложной формы, часто с каплевидным элементом на конце
(Рисунок 3.43).
Группа знаков с овалами. Овальные элементы в курсивных знаках далеко не всегда полностью соответствуют по форме и размеру друг другу. Это объясняется рукописным характером формы курсива. Часто даже сходные элементы в буквах, близких по конструкции, таких, как a, d, q или b, p отличаются по ширине или рисунку (Рисунок
3.44).
цщ
цщ
цщ
ö ù
Рисунок 3.43 Вариации формы свисающих элементов (ITC Флора, ПТ Ньютон, гарнитура Лазурского, ITC Нью Баскервиль)
- 73 -
a d q b p o
Рисунок 3.44 Вариации формы овальных элементов (гарнитура Лазурского)
И если б в курсиве строится аналогично б в прямом начертании (на основе о с учетом наклона овала), то у g часто бывает индивидуальная конструкция с примыканием соединительного штриха в верхней правой части овала под углом к основному штриху выносного элемента. Форма верхнего выносного элемента не должна препятствовать чтению, несмотря на обратную динамику его изгиба (Рисунок
3.45).
áä бд бд
Рисунок 3.45 Вариации формы букв б и д (ITC Гарамон, ПТ Ньютон, гарнитура Лазурского)
Буква ф может быть построена по образцу знака из прямого начертания, а может иметь сложную индивидуальную конструкцию из двух овалов со сдвигом наплывов (Рисунок 3.46).
ф ф
ô ô
Рисунок 3.46 Варианты конструкции буквы ф (ПТ Октава, ITC Гарамон)
Даже ю не всегда напрямую составляется из части от н и целого о и обычно требует индивидуальной корректировки.
Группа знаков с диагональными штрихами. B классических курсивах практически только м в любом случае сохраняет конструкцию с диагональными штрихами, все остальные знаки могут принимать форму знаков с овалами или округлыми элементами. Буква ж может иметь целых три основных типа конструкции:
1)подобно ж в прямом начертании (с прямыми диагональными или изогнутыми боковыми ветвями),
2)из двух незамкнутых овалов как в с (перевернутый и прямой), соединенных посередине горизонтальным штрихом, который пересечен центральным,
-74 -
3) из двух незамкнутых овалов, соединенных диагоналями с центральным штрихом, что придает центральной части зигзагообразную форму.
Последний вариант более каллиграфичен, но представляет трудности в проектировании из-за сложности выравнивания знака по цвету и ши-
рине (Рисунок 3.47).
ÊÊ
ææ
жж
Рисунок 3.47 Варианты конструкции буквы ж (Балтика, ITC Букман, ПТ Ньютон)
Буква к, в отличие от прямых начертаний, не всегда конструктивно связана с ж, как правило, она имеет либо диагональные, либо чаще - изогнутые ветви с каплей в правой верхней части (Рисунок 3.48).
êê
кк
Рисунок 3.48 Варианты конструкции буквы к (ITC Букман, ПТ Ньютон)
Форма буквы л в верхней части может быть треугольной, круглой, полукруглой или близкой к форме прямого л (с левосторонней засечкой) (Рисунок 3.49).
л л л л
Рисунок 3.49 Варианты нконструкции буквы л (гарнитура Лазурского, Квант Антивка, ПТ Ньютон, ПТ Петербург)
Буква x может состоять из двух скрещивающихся диагональных штрихов или быть образованной из двух незамкнутых овалов как в с, наподобие знака ж (Рисунок 3.50).
- 75 -
õ х х
Рисунок 3.50 Варианты конструкции буквы х (ITC Нью Баскервиль, ПТ Ньютон, Букварная)
Группа знаков с округлыми элементами. B этой группе зна-
ков некоторую трудность для проектирования представляет буква в, которая должна быть правильно построена по цвету и рисунку, ориентирована по оси основного наклона и вместе с тем не должна являться повторением буквы е. B некоторых шрифтах в имеет рукописный рисунок с выступающей вверх петлей верхнего полуовала. B этом случае форму легче выровнять по цвету, но в большинстве курсивов она строится по высоте знака о, поэтому петли полуовалов могут казаться чернее и меньше по размеру. Чтобы избежать этого искажения, их иногда делают незамкнутыми в середине знака или применяют врезы и другие приемы оптической компенсации. B шрифтах с несколько архаичными формами буква в может иметь не круглый, как у e, а более прямой левый основной штрих (Рисунок 3.51).
в в â
Рисунок 3.51 Варианты конструкции буквы в (гарнитура Лазурского, ПТ Ньютон, ПТ Букман)
Буква r, как правило, представляет собой форму, аналогичную латинской s, направленной в обратную сторону. Такая конструкция требует внимательного подхода с точки зрения выдерживания основного наклона, правильной ширины знака и последовательности наплывов в центральной части. Как правило, наплывы образуются в верхней правой и нижней левой частях изогнутого основного штриха, а его середина нуждается в облегчении, в отличие от латинской s, где основная масса более равномерно распределена по центральной час-
ти (Рисунок 3.52).
ã s
Рисунок 3.52 Конструкция букв г и s (ITC Гарамон)
Буква ъ в классических курсивах, как правило, не повторяет кон- - 76 -
струкцию ь, ее левый основной штрих для уравновешивания верхнего элемента обычно делают изогнутым вправо (Рисунок 3.53).
ü ú
Рисунок 3.53 Конструкция букв ь и ъ (ITC Гарамон)
Левый нижний элемент буквы я может иметь форму изогнутой ветви, обратной правой нижней ветви буквы к, или соединительного штриха с каплевидным элементом, аналогичным левой нижней части буквы л (Рисунок 3.54).
ê ÿ
к я
Рисунок 3.54 Варианты конструкции букв к и я (ITC Гарамон, ITC Букман)
Акценты в курсиве, помимо наклона, могут также отличаться по рисунку от акцентов в прямом начертании. Особенно это касается акцентов над Й и й, которые часто приобретают форму росчерков с одной каплей в левой части (Рисунок 3.55).
É é
Й й
Рисунок 3.55 Варианты формы акцентов (ITC Букман, ПТ Ньютон)
Полужирные и жирные начертания
Акцидентные жирные шрифты были изобретены в Англии в самом начале XIX века. Первый известный нам типографский жирный шрифт был спроектирован около 1800 г. Робертом Торном, учеником и продолжателем дела известного словолитчика Томаса Котрелла
(Рисунок 3.56).
- 77 -
Они применялись в крупном кегле для набора заголовков, афиш, объявлений. Однако представление о жирных шрифтах как выделительных начертаниях, в дополнение к светлому, которым набирался основной текст, возникло и было последовательно реализовано только в конце XIX века в Америке. Один из крупнейших американских шрифтовых дизайнеров, Моррис Фуллер Бентон, в начале своей карьеры был приглашен в качестве главного художника в новую фирму
American Typefounders (ATF), образовавшуюся в 1894 г. путем объе-
динения 29 независимых словолитен Восточного побережья США. Вначале он должен был как-то классифицировать многочисленные шрифты, доставшиеся ATF от прежних владельцев. Среди них было много похожих друг на друга, потому что фирмы-конкуренты часто копировали удачный шрифт, пользующийся коммерческим успехом, и выпускали его под другим названием. Бентон расположил такие шрифты в порядке нарастания их насыщенности и объединил под общим названием. Так возникли понятия: гарнитура шрифта (Type Family, т. е. шрифтовое семейство) для группы шрифтов, близких по рисунку, но отличающихся по насыщенности, пропорциям или наклону, и шрифтовые начертания (Type Faces) для каждого шрифта из этой группы.
Рисунок 3.56 Первый типографский жирный шрифт работы Роберта Торна (около 1800 г.)
Первая гарнитура, организованная таким образом, была названа Букман (Bookman) по имени одного из ее компонентов (Рисунок
3.57).
B 1896 г. Бентон начал работу над первым шрифтом, задуманным как целая гарнитура. C помощью гравировальной машиныпантографа, изобретенной его отцом в 1884 г., Бентон разработал более 20 родственных начертаний (курсивных, жирных, узких и т. д.), основываясь на рисунках шрифта Челтенхэм (Cheltenham) архитектора
- 78 -
Бертрама Гудхью. Гарнитура была окончена только в 1911 г., но благодаря своему успеху она уже в самом начале века вызвала массу подражаний в Америке и Европе, к числу которых следует отнести и нашу гарнитуру Академическая (Рисунок 3.58).
ITC Bookman
ITC Bookman
ITC Bookman
ITC Bookman
Рисунок 3.57 Современный вариант гарнитуры Букман (ITC Букман)
Академическая
Академическая
Академическая
Рисунок 3.58 Гарнитура Академическая (1910) - кириллическая версия шрифта Berthold Sorbonna (1905) - подражание шрифту ATF Cheltenham (1896) Гуджью и Бентона
Так, между прочим, в процессе создания жирных шрифтов родилась профессия шрифтового дизайнера, отделившись от профессий гравера-пуансониста, словолитчика, печатника и других типографских специальностей.
Сейчас стандартный набор начертаний в гарнитуре предполагает, помимо прямого светлого и курсива, наличие хотя бы одного полужирного начертания, которое служит для набора заголовков и смысловых выделений в тексте. Однако, как правило, современный шрифтовой дизайнер разрабатывает также полужирный курсив. Кроме этих четырех основных начертаний, для расширения области применения шрифта часто приходится предусматривать создание жирных и сверхжирных начертаний. Первым дизайнером, системно спроектировавшим гарнитуру с большим количеством взаимозависимых начертаний (полигарнитуру), был швейцарец Адриан Фрутигер, разработавший в 1957 г. шрифт Универс (Univers), содержащий 21 начертание. Впрочем, ряд начертаний с нормальными пропорциями насчитывает четыре ступени насыщенности: светлое, нормальное, полужирное и жирное. Кроме них, в гарнитуре предусмотрены наклонные, широкие, узкие и сверхузкие начертания (Рисунок 3.59).
- 79 -
|
|
u |
u |
u u |
u u |
u u |
u u u |
u |
u u |
u u u |
|
u u u
u
Рисунок 3.59 Схема начертаний гарнитуры Univers (1957 г.) Адриана Фрутигера
ITC Kabel |
Futura |
ITC Kabel |
Futura |
ITC Kabel |
Futura |
ITC Kabel |
Futura |
ITC Kabel |
Futura |
|
Futura |
Рисунок 3.60 Гарнитуры ITC Kabel (версия шрифта Kabel Рудольфа Коха, 1927 г.) и Futura Пауля Реннера (1928-32)
Фрутигер в процессе проектирования Универса создал идеологию и систему индексации начертаний внутри полигарнитуры, которая сейчас стала общепринятой.
Четыре ступени насыщенности в гарнитуре - не предел, известны шрифты, где разработано пять, шесть, семь и даже восемь ступе-
- 80 -